10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [19.04.24]
Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Написать редакторам
/ География РИ / Полигоны / РОССИЯ / ДК Гайдара / Казань, Татарстан / Мастер-Зилант.
текст   Отчет о Мастер-Зиланте 2001 Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати
Рекомендации: +:0     :0

Мастер-Зилант 2001
отчет о поездке

8-10 марта 2001 года в Гайдар-сарае города Казани проходил первый конвент для мастеров ролевых игр – Мастер-Зилант. Присутствовало около 50 человек с европейской части России. Приехали представители Самары, Саратова, Нижнего Новгорода, Петербурга и, естественно, Москвы. В оргкомитет входили по традиции Борис Фетисов (оргвопросы), Семен Двирник, Людмила Смеркович (Скади) и Петр Шилов (содержательная часть). Все действо происходило на 3 этаже ДК Гайдара в музыкальном классе (кто был – тот поймет). В общих чертах – обстановка была самая что ни на есть рабочая. Мастерская группа Александр VI присутствовала там почти в полном составе и была вынуждена отменить тур по злачным местам Казани, так как программа была чрезвычайно насыщенной и интересной. Все мероприятия шли под запись и организаторы МЗ обещали опубликовать расшифровку.
х х х
Теперь по порядку. Александр VI прибыл в ДК Гайдара около 10 утра 8 марта. Первым делом А6, как мужское начало в РИ и настоящий джентльмен, поздравил Регистратуру с Международным Женским днем.

Программа началась в 12 часов с открытия. Работа была организована следующим образом : по утрам шли лекции и доклады, во второй половине дня происходили круглые столы, семинары и различные практические работы.

Первым на суд публики был предложен доклад Петра Львовича Шилова «Неролевая игротехника». В 40-е годы 20 века в США активно применялись деловые игры для подготовки менеджеров. Однако к 50-м мода на них прошла. Причина – неэффективность этого метода обучения. В играх того времени не учитывался поведенческий аспект. Человека ставили в рамки должностных инструкций, т.е. поведение было жестко задано. Автор доклада четко разграничивал должность и позицию (реальная деятельность человека). Организационная структура на производстве проста и легко понимаема, деятельностная структура сложна и нечочевидна. В качестве более успешного примера деловой игры был приведен пример Белоярской АЭС. В аварийной ситуации специалисты (и инженерный состав, и управленцы) были разбиты на группы, каждая группа подготовила несколько сообщений по определенным темам. Был проведен обмен мнениями между всеми участниками и рефлексия по поводу происшедшего. Целью такого подхода был срыв человека с его должностной позиции. Необходимо было предоставить возможность высказаться не взирая на то, что рядом находится формальное начальство. Такой подход позволил определить реальные позиции и конфликты в коллективе, что дало всем участникам игры максимально полную картину реального дела.

Доклад Слободчикова «Динамика проживания роли». Излагался жизненный цикл роли : процесс ее выбора, знакомство с ней и наполнение ее содержанием, ввод роли в игру, окончание ролевой жизни и последействие. Различались два типа ролей – желаемые, т.е. выбранные самим игроком, и предлагаемые. Во втором случае ответственность за роль разделяется между игроком и мастерами. Автор пытался понять, какое влияние оказывает тип выбора роли (желаемая или предлагаемая) на последействие.

Доклад Игоря Семенова был посвящен вопросу создания Ролевой Академии. Цель создания такой структуры – в присуждении призов за РИ по типу Оскара в кино. Темы, затронутые в докладе, - как сделать так, чтобы мнение Академии было авторитетным, как формировать состав Академии, по каким критериям оценивать игры. Для формирования Академии был предложен абсолютно формальный подход : в нее следует включать мастеров крупных игр, капитанов команд из более чем 10 человек, ключевых персонажей крупных игр. Игры для оценки предлагалось номинировать заранее, причем выдвижение на премию Академии – решение мастерской группы игры. Доклад вызвал больше вопросов, чем дал ответов. Но обществоенность на МЗ восприняла идею весьма доброжелательно. Думаю, что Ролевая Академия – предмет для серьезной дискуссии в недалеком будущем.

Вечером Скади проводила т.н. Мастерскую. Темой вечернего заседания был деятельностный подход к играм. Направление – учебная игра. Скади задала аудитории простой вопрос – что такое игровой мир. Была предложена следующая форма работы : три группы делали игры (две по литературе, одна по истории), четвертая группа под руководством П.Л.Шилова должна была разобрать получившиеся миры с точки зрения заготовленного заранее аналитического метода. Группы ушли в кулуары для работы. В качестве темы для исторической ролевой игры была выбрана Древняя Греция. Получилась добротная модельная игра, на которой группа мироаналитиков благополучно прокатала свою методику. Литературные же игры в модель не укладывались, так как были построены на иных принципах. Первая игра была посвящена созджанию авантюрного романа. Идея в разбиении участников игры на две группы. Каждая группа по очереди проигрывает сюжет, написанный другой группой на предыдущем шаге, и пишет продолжение, которое будет играть другая группа на следующем шаге. Вторая игра была посвящена российской поэзии в 1918 году и ее описание вы найдете в разделе «Мастер-Зилант» сайта http://www.alexander6.ru. Группа мироаналитиков высказала несколько довольно интересных мыслей, воспроизвести которые я не берусь. Однако рефлексию по этому поводу вы найдете в том же разделе известного сайта в статье «Алгебраический подход к анализу РИ» .

По теме «Догма 99» вновь выступил Игорь Семенов. «Догма 99» - это манифест мастеров из Скандинавии по поводу принципов создания ролевых игр. Вы можете с ним ознакомиться на сайте http://nin.rpg.ru.

х х х

9 марта с докладом "О военных действиях на игре" выступил Балин. Он выделил основные роли войны в игре : стратегическую, action (отрыв) и культурную. Война – стратегический способ изменения мира. Боевые действия – способ воздействия на игрока с целью изменения его статуса. Создавая игру, следует предусмотреть в ней возможность для отрыва. Война, как пласт культуры, позволяет придать игре красоту.

Павел Каганер зачитал доклад о маске в ролевой игре. Маска имелась в виду реальная. В качестве иллюстраций в докладе приводились маски шаманов и карнавальные маски.

Круглый стол о том, зачем мы делаем игры, выявил существующую среди участников проблему – утрату мотивации для создания РИ. Тема оказалась весьма болезненной и вызвала бурное обсуждение. Д.Нежданов высказался о невостребованности РИ в его понимании. М.Кожаринов выдвинул тезис, что игра лишь проявление чего-то большего, связь с которым утрачивается. А.Берелехис сказал, что в творческом кризисе не может помочь никто, а в реальной работе востребованность существует.

Доклад П.Л.Шилова "Смысл ролевой игры" был посвящен самоопределению персонажа. Человек, выбравший роль инвалида, принимает типичную судьбу. Его жалеют, возможности ограничены. Совершенно другая судьба у человека выживающего. Персонаж "инвалид" не может стать летчиком. Другой интересный аспект доклада – персонажи древней культуры. Человек, родившийся в семье крестьянина в старом мире, принимал на себя крестьянскую судьбу. В древней культуре персонажи и их судьбы были четко определены. В наше время манипуляции сознанием персонажи заменены идолами. Общество дезориентировано, выбрать свою судьбу сложно. Ролевая игра предоставляет персонажи, которых нет в реальной жизни. Удачной является игра, в которой персонажи получились живыми, в реальность которых поверили.

Интересный проект «Экспертиза» был предложен участникам МЗ. Скади и Шилов предложили свою игру «Черная луна», проводившуюся около двух лет назад, в качестве объекта исследования группе экспертов, составленной из психолога, социолога, педагога и опытных мастеров. Мероприятие продолжалось более 4 часов. Эксперты заслушали нескольких игроков и мастеров. Форма проведения экспертизы – перекрестный вопрос. Выражаю надежду, что эксперт от Александра VI изложит свои впечатления в отдельном материале. Экспертиза показала, что анализ игр можно и нужно проводить.

х х х

Третий день конвента был примечателен двумя блистательными докладами и одним круглым столом.

Андрей Ермолаев прочитал доклад о роли университета в игровой реальности. Начав с истории университетов в средневековой Европе, он предложил общественности несколько простых и изящных идей о том, как повысить роль образовательных учреждений в игре. Игровой университет должен начинать свою работу за сутки до начала игры и давать игрокам реальные знания, необходимые в процессе оной. Например, в университете можно преподавать игровую медицину. Высокие должности на игре должны занимать люди с образованием, обладающие дипломом. Это создаст стимул к обучению и повысит количество игровых событий. Университет имеет смысл располагать рядом с мастерятником. Нет ничего естественней, если человек со своими вопросами идет к ученым людям (в отличие от нынешней ситуации, когда за ответами игрок отправляется на тот свет). Была изложена также модель внутреннего строения университета, которую А.Ермолаев уже длительное время обкатывает на играх.

Доклад Анны Каганер был посвящен вопросу внутренней работы мастерской группы с точки зрения психолога. Есть пять способов принятия решений : авторитарный, демократический (голосование), консенсус, случайный и оттягивание. В группе можно выделить типы лидерства : формальный и неформальный лидер, информационный и эмоциональный лидер, скрытый и открытый лидер. Функциональные роли : миродержец (специфичная для РИ) – человек, который представляет структуру мира; арбитр – решает сложные вопросы и толкует правила; генератор идей; координатор – организатор дискуссии и общей формальной работы; архивариус или эксперт – человек, обладающий знаниями и сидящий в библиотеках; критик – проверяет идеи на прочность; техник – реализатор идей; переводчик – отслеживает непонимание и разъясняет позиции; харизматик – поддерживает накал страстей; пиарщик – ответственный за рекламу. Поиск своего места – сложная задача, но существуют методики выявления через тренинг. Тренер должен быть человеком со стороны. В процессе обсуждения сообщения были предложены еще две функциональные роли – жандарм и виночерпий.

Мастер-Зилант закончился бурными и продолжительными аплодисментами, а также требованием продолжения банкета через год.

Уже после закрытия состоялся круглый стол под руководством Андрея Ермолаева на тему о том, что же есть ролевая игра. Все завершилось концертом Скади. Но Александр VI уже спешил на поезд, в Москву.


Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог