10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [19.04.24]
Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Написать редакторам
/ География РИ / Полигоны / РОССИЯ / ДК Гайдара / Казань, Татарстан / Зиланткон 2001
текст   Отчет о Зилантконе 2001 Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати
Рекомендации: +:0     :0

Зиланткон 2001: отчет о поездке.
В отличие от прошлого, 10-го Зиланта, когда оба ДК - и Ленина и Гайдара - попытались лопнуть, в этом году было немного свободнее: из 1500 заявившихся приехали 1146 человек из 73 городов России и зарубежья. Ещё около 200 работали на фестивале и появлялись ради одного-двух мероприятий.
В этом году Андрей Ермолаев сумел наконец-то уйти в отставку и свалить всё бремя по организации Зиланта на Бориса Фетисова, ныне председателя оргкомитета Ермолаев сейчас возглавляет попечительский совет и является почётным председателем фестиваля.
Надо сказать, что под руководством Бориса Фетисова кон вполне удался, За что ему (Борису) честь и хвала. Большой неожиданностью это не было, так как и раньше он тащил всю оргработу на себе. Немного потеряло в торжественности открытие, так как Ермолаев, облечённый властью, смотрелся импозантнее.
Общее впечатление от фестиваля - хорошая организация. В этом году работала служба расписания и распорядок более-менее соблюдался.
Особая благодарность службе охраны. Как говорят, для охраны фестиваля было привлечено училище МВД им. Дзержинского. Молодые, коротко стриженые ребята в костюмах были безукоризненно вежливы и бдительны. Не обошлось и без хорошо известного всем Макса Фейгина. Ему - отдельное спасибо.
Теперь о содержании фестиваля. Новый кон отличается от предыдущих проблематикой.
Первые Зиланты, в основном, представляли из себя тусовку, на которой народ обсуждал прошедшие ХИ, читал свои нетленные творения, пел и общался. Сильны в те незапамятные времена были толкиенисты-фундаменталисты. Основным тогда был вопрос - во что играть. Следующей ступенькой стала проблема "как играть", а также соотношение игрока и персонажа. Затем мы задались вопросом "что такое ролевые игры". Помнится модный тезис "игра есть познание". Ближе к концу века игры стали классифицировать. В последнее время все чаще поднимался вопрос о социализации игр и их профессионализации. Главным на этом Зиланте был мотив укладывания РИ во всевозможные схемы.
Итак, переходим к событиям. Начался фестиваль более, чем за сутки до открытия, 3 ноября. Первой стартовала лимастерская.
В 14 часов 3-го ноября Борис Фетисов собрал уже приехавший народ на "сурьезный" разговор. Дело в том, что мы здорово выросли за последнее время, и на нас стало обращать внимание начальство. Так к Фетисову наведался зам министра МВД республики Татарстан и предупредил о возможных последствиях порядконарушительства. Поэтому оргкомитет обратился к участникам с просьбой складировать мёртвые тела в укромных местах.
На бэджах в этом году была введена система предупредительных талонов. Три прокола - и домой. До трех проколов не дошло ни у кого, однако прецеденты использования компостера были.
Предупредили нас также о том, что местные гопники намерены учинять всякие безобразия. Поэтому просили не отклоняться от основных маршрутов. Забегая вперед, скажу, что на семинар 5-го ноября зашёл молодой человек из охраны и сказал, что надвигается стая гопников человек в 40. После чего народ, минуту назад казавшийся интеллигентным, издал боевой клич и побежал к выходу, на битву. Но гопники до нас так и не дошли, затерялись в окрестных дворах.
Первым заметным семинаром был круглый стол А. Яцыны (Коровки) про модель РИ. Коровка долго искал мультимедийный проектор для презентации, однако был вынужден ограничиться обычным монитором.
Коровка довольно подробно детализировал схему игры. Эта схема не поможет создать гениальный сюжет, но даст возможность мастеру осознать, все ли сделано для того, чтобы игра была качественной. Мне эта схема напомнила стандарт ISO 9000. Осталось создать институт сертификации и ездить по играм для их оценки.
4 ноября
Семинарская программа началась с утра 4-го. Мне удалось послушать доклад Олафа из Воронежа о применении модели Риккардо к экономике игр. В нашей среде достаточно много экономистов, которые "вонзились" ((с) Коровка) в доклад.
Суть доклада была в том, что существует виртуальная (макросоциальная) экономика, и в ней используется понятие чипобола. Это экономика городов. В ней один человек не равен одному персонажу. К этой экономике была попытка применить модель Рикардо. Представим, что есть две страны. В каждой выпускается два продукта: шило и мыло. Для выпуска единицы продукции используется определённое количество ресурсов. В докладе утверждалось, что торговля между государствами возникнет в случае, если отношения затрат не равны. Пример: государство А тратит на единицу шила 1 ресурс, а мыла - 2 ресурса; государство В - на шило 2 единицы, а на мыло 3. В этом случае соотношение шила к мылу в А равно 1/2, а в В - 2/3, то есть торговля возможна.
Второй вид экономики - артефактная, индивидуальная.
На этом семинаре также были доклады Филигона и Андрея Ленского. На них я не был, но предприму усилия для их публикации на известном сайте.
Наконец, открытие. Фестиваль почтили парисутствием писатели: Святослав Логинов, Елена Хаецкая с дочкой, Андрей Мартьянов, Кирилл Еськов, Ант Скаландис, Наталья Резанова и Евгений Лукин.
Посетили нас и литкритики Вадим Казаков и Василий Владимирский.
От издательства "Терра Фантастика" присутствовала Светлана Абовская.
Фирму "Нивал" , одного из спонсоров фестиваля, представляла Ольга Свиридова. Напомню, что Алексею Свиридову по-прежнему нужна помощь. Помощь также требуется Ворону, получившему тяжёлую травму глаза на Волках Одина.
По традиции на открытии вручали литературные премии. Большого Зиланта получил Кирилл Еськов за " Евангелие от Афрания". Малый Зилант достался С.Челяеву за книгу "Ключи от Коростеля".
Гюнтар (Андрей Мартьянов) вручал Дюрандаль. За особые заслуги в ролевом движении его получила Юля Зубарева. За информационное освещение РИ Дюрандаль достался Никодиму и журналу "Моё Королевство". Никодим, получая диплом, сказал, что считает более достойным претендентом "Крылатый вестник" из Новосибирска.
Дюрандаль за лучшую игру 2001 года не присуждался, хотя Гюнтар высказал мнение, что лучшей была Готика. Почётный Дюрандаль был присуждён опере "Тампль".
Лора Бочарова вручила Маятник Фуко 1 степени Дане из Челябинска. Приз за лучшую игру года присудили Фангорны. Это была Готика.
Ермолаев вручил президентскую премию Лоре Бочаровой.
Открытие на сём завершилось, и Александр VI отправился собирать друзей.
По просьбе оргкомитета наше "вмерупринятие" проходило без пива. Отчет о нем опубликован отдельно.

5 ноября.
Для меня 5 ноября началось с постановки Челябинского театра "Калигула" по пьесе Камю. Я знаю, что самым важным театральным событием назовут оперу "Финрод Зонг" группы Тампль. Но советую обратить внимание на тех, кто ставил "Калигулу". Сложные вещи были сказаны со сцены искренне, эмоционально, без фальши.
Дальнейшие события для меня состояли в презентации сетевого проекта и проведении семинара "РИ и Интернет".
Вечером хватило сил на "Финрод Зонг", о котором пусть расскажут более талантливые критики и поклонники. Скажу лишь, что не совпадаю во мнении с большинством, предпочитая Финрода Тамплю.

6 ноября.
Наконец-то можно послушать умных людей, а не изображать такового самому.
Лекторий. Андрей Ленский докладывал интересный вопрос: как игрок получает удовлетворение от игры. Произнесены золотые слова: основная цель игры - получение удовольствия игроками.
Андрей выделил следующие базовые аспекты:
1) Достройка мира - нефункциональные представления игрокка об игровой реальности (представление себя д'Артаньяном).
2) Состязательность.
3) Планирование - стратегический аспект, самовыражение в поиске оптимального решения.
4) Кооперативность - командные действия.
5) Исследовательский аспект.
6) Ощущение собственных сил.
7) Творчество, самовыражение.
8) Риск и азарт.
9) Эскапизм.
10) Социальные ценности - клубность, элитарность.
11) Обучение и накопление опыта.
Существуют и другие, вспомогательные факторы.
Дальнейшее изложение представляло из себя расшифровку и применение этого разложения к различным типам игр, как компьютерных так и ролевых. Доклад обещано опубликовать в начале 2002 года.

Тётушка Бильбо поднимала вопрос о коммерциализации игр, поиске заказчика вне ролевой тусовки и работе с прессой. Тема вызвала жёсткую дискуссию между теми, кото считает необходимой профессионализацию игр, и теми, кто считает игры хобби.

5-го числа прошёл семинар Юли Зубаревой о классификации игр. На нём мне не довелось присутствовать. Однако, 6-го я был одним из шести человек, слушавших её лекцию с кратким изложением тем вчерашнего семинара.
В отличие от логичной Европы Юля Зубарева раскладывала игры по гуманитарным признакам.
Основным тезисом лекции Ю. Зубаревой был "РИ меняет реальность социума". Задача РИ - освобождение творческого потенциала. Мифами назвала докладчик как мнение о РИ как уходе от реальности, так и социализацию. Также мифом является тезис о том, что РИ меняет сознание. Уж профессиональный психиатр знает в этом толк. На самом деле РИ меняют восприятие и понятийный ряд, дают новые схемы, понятия, знаки и символы.
Ещё одна проблема РИ - отсутствие понятийной базы. В нашей среде нет устоявшейся терминологии

Модели игр.
1. Далее Зубарева останавливалась на типах поведения на играх, вернее, соотношении ролевого поведения и социального в действиях персонажа.
2. Также был затронут вопрос о классификации игр с гуманитарной точки зрения. Так была предложена классификация по отношению ко времени: игра может быть: циклическая (мифологическая, Платоновская), в которой нет смерти; эсхатологическая. Таких игр подавляющее большинство, жизнь есть прелюдия к смерти. энтропийная - игрок не возвращается в игру после смерти.
3. Третий подход - пространственный. За подробностями слушатели были отправлены к Кожариновскому сборнику "Мастера 1-2".
4. Игра как текст. Были сказаны слова о модальности сюжета, но я мало, что понял в этом разделе, поэтому скромно умолкаю.

Дабы чуть развеять скуку, царящую в этом тексте, расскажу о непроверенных слухах.
Во-первых, по оценкам "независимых" исследователей, нас в стране около 300 тысяч. Во-вторых, ходят слухи об институте РИ - закрытом учреждении под крылышком ФСБ.

Следующим семинаром, на котором я побывал, был ХХ век в РИ. Поскольку ведущие опаздывали, мы начали разговор об этичности РИ по ХХ веку : что если участники событий попадут на игру.
Был разобран пример игры по ситуации в Израиле на примере политического форума.
Итак, если мы хотим особо остро выделить противоречия сторон, мы ставим каждого на свою сторону - арабов к арабам, а евреев к евреям. Если цель игры найти компромисс, надо поменять игроков местами.
Далее пришёл Рамендик, и семинар пошёл по программе. Были заслушаны сообщения Лоры Питерской об играх по Первой мировой войне (Леграновки). Самым важным был тезис о том, что ХХ век есть век будничной работы, когда независимо от своей воли человек выполняет возложенную на него функцию.
Другой интересный опыт - игры группы Лустберга по второй мировой. К сожалению, сообщения были в стиле "как я провёл лето". Я оттуда ушёл, и как выяснилось, зря. С эмоциональным сообщением об этичности игр по ХХ веку выступил Посадник, а затем Ульдор прочёл свой доклад.
Я же отправился на семинар по ТРИЗ в РИ. Это был один из серии семинаров по ролевой анатомии. Был предложен алгоритм по улучшению игры. Доклад будет опубликован у нас в начале следующего года.
Параллельно с этими событиями шла сюжетная мастерская. Сначала организаторы устроили участникам семинара приключение: пришедшие на семинар были разбиты на группы, каждой из которых было предложено сочинить сюжет. Далее сюжет поступал на суд жюри из 5 писателей (см. открытие), которые разбирали его с точки зрения своей писательской логики. Наиболее интересен оказался сюжет Д. Бугрова о религиознывх войнах. Интересно, что он был сделан хорошо с точки зрения ролевика, то есть были созданы завязки и построена силовая схема. Всего сюжетов было четыре.

Обсуждение сюжетной мастерской было перенесено на 7 ноября, и благополучно сдохло с утра.

Две большие игры были заявлены по Толкиену. Одна - Сильмариллион экстрим - Лоры Бочаровой, другая - ХИ 2002 Антоном Трубниковым и Дианой Яковлевой(Совестью) из Новосибирска.
Заявление Сильмариллион-Экстрима ознаменовалось грызнёй за полигон на Михайловском заводе. На Трубникова попытались надавить массой (около 200) сторонников, но он не поддался. Согласились на том, что будут вести переговоры.
Заявление ХИ 2002 было тоже примечательно. О сюжете игры было сказано едва ли больше двух предложений. Что-то вроде "Играем четвертую эпоху". Самой актуальной и бурно обсуждаемой темой оказался заезд.

7-е ноября
Помимо обсуждения сюжетной мастерской (см.выше) интересна была встреча с экспертной группой, которая проводила отбор докладов. Наши эксперты представились и рассказали об имевшихся сложностях работы. Так, сложно было сохранить анонимность при действующем механизме регистратуры, так как обмен почтой через посредника долог и неудрбен.
Кстати, еще про регистратуру. Поговаривают, что Крыс и Шмендра решили не ехать на Зиланткон после того, как получили от робота регистратуры в ответ на заявку концерта вопрос из серии "А вы, собственно, кто такие? Пришлите фонограмму."
Вернемся к экспертам. Итоги экспертизы : из пятидесяти 53 доклада. Прошло отсев 22-23. Отсеяли почти всю игровую экономику и "Как я провёл лето".
Причиной потока низкокачественных докладов оргкомитет считает льготу на взнос докладчикам. Бурно дебатировался вопрос о снятии льготы, но решение принято не было. На будущий год предложено отменить анонимность экспертов.
Также выступили Варяговцы (Коровка и Д.Пугин). Они предлагали нести современные технологии в массы и арендовать на следующий Зилант мультимедийный проектор, а также внедрять системы документооборота.
Заметим, что экспертизу можно ругать за частности, но в целом подход себя оправдал. Зилант более не справляется со всем потоком сообщений и вынужден проводить селекцию материалов.
Большой менестрельник в этом году состоялся посреди бела дня, в день закрытия. Как рассказывать про песни я не знаю. Поэтому и не буду. Сразу, чтобы закрыть тему культурной программы, скажу, что было три бала - техногенный, средневековый и "встреча миров".
На закрытии по обыкновению присутствовали официальные лица и раздавались плюшки. Глава комитета по делам детей и молодежи сообщил, что в связи с тысячелетием Казани в 2005 году можно будет разжиться средствами из бюджета при проведении мероприятий соответствующей тематики.
Перейдем, собственно, к плюшкам. По традиции информация здесь не проверялась, все записано на слух. За официальной информацией - к оргкомитету, пожалуйста.
Начнем с литблока, за который отвечала Эна Ильина.
Вообще-то ведущие литблока обычно ругательски ругают участников. То уровень низкий, то тексты скучные. В этот раз они были на редкость гуманны и сказали, что литблок был сильным. И на мастерской и на литсеминаре преобладали стихи.
Теперь про победителей :
В литмастерской приняли участие 31 человек из которых 10 были признаны достойными. Победила Елена Гармаш (Линда) из Москвы.
В литсеминаре участвовали 24 человека - 20 со стихами и 8 с прозой. Почему сумма не сходится - догадайтесь сами. Первое место по классу поэзии у Анны Рус (Казань), второе у Марка Левитина (Москва) и третье у Ники Батхен (Москва). По классу прозы победил Юрий Некрасов (Екатеринбург), далее непотопляемый Зеличенок (Казань). Третье место поделили Ростислав Чепыгин (Филигон) и Лайхэ из Москвы. Поощрительный приз дали Элвене Румянцевой из Москвы.
Фантастический блок начал свое выступление цитатой из Филигона - "Зиланткон - это камертон, настраивающий наше сообщество на год". Награды в фэнблоке - Виталий Калинин "Жюль Верн как основоположник киберпанка", Ульдор за плодотворную работу, Владимир Банников за упорство и новаторство - видеодоклад по анимации.
Ролевой блок вела Скади. Отмечены за интересные работы Клуб Лакурр, Филигон, Андрей Ленский за проблемный семинар, Катерина Каракуль за доклад о принципах связи на игре, Забиров и Гатауллина за сюжетную мастерскую.
Елена Шайкина рассказала про музыкальный блок. За время кона прошло 20 сольных концертов. Отмечены Алькор, Галенель, Мышка и Ярик, Скальди. Спасибо звукотехникам Толченову и Мустафину.
Турнир. Их было три - игровой, железный и дуэльный. В игровом (82 участника) победил Артем Куртымов, в железном (34 участника) Дмитрий Романов и в дуэльном (12 участников) Владислав Хабаров.
Мы, Александр VI, награждены за информподдержку фестиваля, чем гордимся.
На закрытии еще было сказано много слов с пожеланиями успехов. Мы к ним присоединяемся. А рассказ о сем мероприятии завершаем.


Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (1)

  дать свой комментарий
порядок:

Последние темы: Уточнения от С.Челяева | Все темы

комментарий   [15183] дать свой комментарий
  rojkov, 24.12.01 06:33, в ответ на: rojkov, текст Уточнения от С.Челяева
  Уважаемый Вячеслав Рожков! Буду признателен, если Вы потрудитесь исправить ошибку в Вашем отчете о Зилантконе 2001. "По традиции на открытии вручали литературные премии. Большого Зиланта получил Кирилл Еськов за " Евангелие от Афрания". Малый Зилант достался С.Челяеву за
книгу "Ключи от Коростеля".
Будучи этим самым С. Челяевым, заявляю ответственно :)): книга называется "Ключ от Дерева", а "Ключи Коростеля" - а не от него, это даже не птица, а человек :))))))))) -
это название трилогии, в которой и вышел первый том. И, насколько мне известно, в этом году был не Малый Зилант, а Зилант за дебют - это тоже для нынешнего З-кона в
новинку. "Мы, Александр VI, награждены за информподдержку фестиваля, чем гордимся." Гордиться, безусловно, наверное, есть чем, а вот фактические ошибки - вещь нехорошая,
говорю это Вам как журналист с 15-летним стажем, в том числе - и в службах информации самых разных СМИ. Информ- же поддержка не заканчивается по окончании
муроприятия. а только начинается :)). Также буду признателен, если Вы предупредите об этой ошибке всех, кто пожелает воспользоваться Вашей информацией - в мире журналистики, по крайней мере, так
принято. С уважением и новогодними пожеланиями -
Сергей ЧЕЛЯЕВ. ...

TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог