10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [15.05.24]
Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Написать редакторам
/ География РИ / Полигоны / РОССИЯ / Москва, Московская область / Становление Гондора
текст   История одного кагана. Воспоминания персонажа. (Становление Гондора-2001) Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати
Рекомендации: +:0     :0

1

Преамбула

Эти мемуары написаны как воспоминания персонажа, а не игрока. Поэтому прошу извинить всех, кого я забыл упомянуть либо упомянул, по его мнению, неправильно. Благодарен всем мастерам и игрокам, кто своей игрой подвиг меня к написанию этого текста. Прошу не рассматривать эти мемуары как полный отчет об игре, ибо игра, как и жизнь, коей она уподобляется, вмещает в себя настолько много событий, что не то, что описать- запомнить все произошедшее невозможно чисто физически. Если же поставить себе задачу описывать все подробно, то получиться череда битв, походов и приколов, малопонятных для читателя, который к концу повествования окончательно утратит нить сюжета. Поэтому то, что вы читаете - художественное произведение, написанное на основе реальных событий.

Несколько эпиграфов

"...Спросил однажды Великий каган одного из своих нойонов, Акжола,

  • Почему грустен ты, какая печаль гложет твое сердце?
  • Я полюбил девушку из славного города Раздола, Великий каган, и печально сердце мое, ибо не может она стать моей женой.
  • Так в чем же дело? Я готов помочь тебе и просватать ее за тебя. Если же и мне откажут, я возьму и разрушу Раздол, и ты обретешь свою любимую.
  • Не в этом дело. Можно взять и разрушить Раздол. Но есть такой великий город - Москва, а его не в силах разрушить даже Великий каган.

Вздохнул Великий каган и ничего не сказал, ибо было это прадой."

(Из разговора, бывшего на игре)

"...надо отдать должное уму и такту хуннов, табгачей и тюрок. Они относились к окрестным народам как к равным, пусть даже непохожим на них. Идеологии периферийного варварства они не создали, и благодаря этому при неравенстве сил устояли в вековой борьбе и победили, утвердив как принцип не истребление соседей, а удержание своей территории- родины и своей культурно-исторической традиции- отечества. И поэтому они просуществовали свои 1500 лет, оставив в наследство монголам и русским непокоренную Великую Степь".

(Л.Н. Гумилев Древняя Русь и Великая Степь)

Соседям по юрте

История одного кагана.

Воспоминания персонажа. (Становление Гондора-2001)

"...Вообще, история любви Великого кагана Аргуна является одной из самых популярных, наряду с "Песней о сотворении мира" и "Песней о битве у переправы"" в кхандском народном эпосе, и, несомненно, наиболее поэтичной..."

(Мифологические основы кхандского эпоса)

"Родился он в странную ночь, когда Глаза Холодной Тьмы падали на землю одна за другой, и робкие душой люди порой вздрагивали в эту ночь. А новорожденный сын Великого Кагана смотрел на них и улыбался. Показывали малодушные и говорили: "Это недобрый знак". И сказала Великий Шаман: "Он не боится глаз Холодной Тьмы. Кто знает, может, он научит не бояться их и весь наш народ?" Надежда и печаль были в ее голосе

"Сказание о кагане Аргуне"

Как водится, первым воспоминанием его детства была степь. С те пор она вошла в его жизнь навсегда, и он видел ее разной - выжженной до желтизны беспощадным солнцем, звенящей от пролетающих осенью птиц, засыпанной белым снегом с цепочками следов - но первый раз он запомнил ее весенней. Только - только появившаяся трава была мягкой, как шелк, привозимый с Севера, из дальних лесов и такой же зеленой, аромат пьянил и возбуждал. А рядом мать доила привязанных на аркане кобылиц, и к ней можно было всегда подбежать за теплым молоком.

Тогда он еще не знал, что это не его родная мать, что он сын Великого Кагана. Но спустя годы он приедет к ней и скажет: "Здравствуй, мама! Вот твоя токал.", и с этими словами подведет ее, свою любовь. Но все это будет гораздо позже. А тогда можно было ползать по душистой траве, играть в альчики и думать, что ждет тебя простая пастушья судьба - кочевья, схватки, баранта. Од будет тянуться за годом, а на пути предков ничего не изменится.

"Своеобразный обычай наследования власти в раннюю эпоху развития Кхандского каганата обусловлен сохранением отдельных пережитков раннего родоплеменного строя, когда зачастую из-за гибели наследника или большого числа претендентов на власть возникали кровавые междоусобные войны. Чтобы избежать этого, применялась система, когда Великий каган не знал своих детей. Их уносила Великий Шаман, и воспитывались они в дальних кочевьях, как обычные люди. Каган же, не зная, кто его дети, заботился, как о детях, обо всем своем народе. Когда же приходило время Великому Кагану умирать или он погибал в бою, Великий Шаман открывала народу одного из сыновей, который и становился новым каганом. Ясно, что многое здесь зависело от честности и добросовестности Великого шамана. Однако, при всей оригинальности, этот обычай позволил осуществлять бескровную смену власти на протяжении более чем двух тысяч лет".

"Феномен кхандского механизма передачи власти

как пережиток родоплеменных отношений".

"И подъехала Великий шаман к становищу рода Жаугашты, и спросила, здесь ли живет юноша по имени Аргун. Ответили ей, что здесь, но сейчас он в степи, охотится с соколом. И воскликнула Великий Шаман: "О! Вот истинный наследник".

"Сказание о кагане Аргуне"

Четверо воинов, крякнув с натуги, подняли белую кошму над головами собравшихся. Аргун сидел на кошме и смотрел на море склонившихся перед ним голов и думал о том, какая все-таки странная штука жизнь. Месяц назад он не посмел бы открыть рот без позволения многих людей, место которым сейчас - в дальней гостевой юрте. А он сам, пытающийся научить охоте подобранного соколенка - сидит на белой кошме, и все воспринимают это как должное. М-да. Что делать, если тебе двадцать пять, жены и детей у тебя нет, и еще месяц назад жизнь казалась такой простой. А что сейчас? Трудно привыкать к мысли, что вся эта степь принадлежит тебе, и все эти люди по первому твоему слову готовы взметнуться в седла. Ладно. Все проблемы отложим до утра, а сейчас посмотрим, хорош ли у кагана, тьфу, ты, у меня, кумыс.

"Надо всего лишь понять, в каких условиях складывалась эта легенда. Сотни историков ломают перья, по сей день пытаясь задним числом обосновать, или, на худой конец, просто попытаться понять, каким образом маленькое степное государство с задворок Средиземья стало диктовать свою волю многим, более богатым, более сильным, более технологически развитым...".

(Историческая подоплека кхандского эпоса)

"И пришел Великий каган в леса к людям-кошкам, и говорил с ними. Увидели они, что мудр великий каган, и крепки тумены его, и справедливы речи его. Поклонились они Великому кагану, и попросились под его высокую руку, ибо жили они в постоянном страхе за свои жизни. И взял Великий каган детей их, и обещал вырастить воинами в своих степях..."

"Сказание о кагане Аргуне"

Привычно покачиваясь в седле, он коротал дальнюю дорогу на север воспоминаниями. Помни Аргун - говорил старый Тохто-беки - единственное на что ты можешь рассчитывать, это твои друзья. Поэтому старайся делать так, чтобы у тебя было много друзей. Но помни главное - меч в твоей руке - твой друг, но тот же меч в руке твоего врага - друг твоего врага. Не выпускай друзей из своих рук, и они всегда будут верны тебе. А враги должны знать, с тобой можно договориться, и достойный враг может стать достойным другом.

"Спорным вопросом остается - а что, если бы Элендил не пропал в одной из поездок? Возможно, образованное королевство Северного и Южного Гондора не оказалось бы мертворожденным, как это случилось в действительности, и вся история Средиземья пошла бы по другому пути. Но история, как известно, не признает сослагательного наклонения..."

"К вопросу о средневековых государствах бассейна Андуина"

"И пришел каган Аргун в Пеларгир, и короновались короли Северного и Южного Гондора, и был той, и много было выпито и съедено. Подошла к Великому кагану эльфийская дева и сказала:

- О, великий каган, великое разорение учинили воины твои в моем стане, унеся оружие и свитки с заклинаниями. Ты зовешь себя защитником справедливости, так справедливо ли это?

Увидел Великий Каган, что прекрасна она, и загорелась любовь в его сердце, но не понял он этого. А может, и понял, но не показал виду - ведь честь сильнее. И ответил Великий каган:

- А была ли стража в вашем стане, или кто-либо, кто мог сказать, что это - его?

- Нет, Великий каган, не было.

- Тогда мои воины поступили справедливо. Ибо по закону степей, любая вещь, оставленная без присмотра на время, большее, чем нужно, чтобы оседлать жеребца, считается бесхозной и переходит в собственность первого ее увидевшего..."

"Сказание о кагане Аргуне"

- В наших лесах другие законы!

- Вот поэтому ты получишь виру за обиду. И еще потому, что вы гости в нашей земле, хотя и незваные. Иначе с тобой я и не стал бы разговаривать. Эй, Тюльке!

- Да, Великий Каган...

- Это твой тумен брал добычу в лесах?

- Да, Великий Каган...

- И во сколько ты ее оцениваешь?

- Ммм... Два батмана серебра, Великий Каган.

- Добычу верни эльфам, деньги получишь с меня.

- Слушаюсь и повинуюсь!

"А тогда шла война. Орки резали эльфов во имя Тьмы, эльфы стреляли в орков во имя Света, светлые нуменорцы ожесточенно рубили друг друга по поводу подчинения какому-то королю, сгинувшему в морской пучине вместе со всем Нуменором, и даже в Мордоре периодически вспыхивала междоусобная резня. И во всей этой суматохе нет-нет, да и проносились невысокие коренастые, но на диво выносливые степные лошадки с веселыми запыленными седоками. Это были наши предки, люди Великого Кагана, не понимающие этих тонких различий, но прекрасно понимающие, что слава воина - в его чести и храбрости, богатство - в его славе, и какая разница, во чье имя стекает кровь на клинке. Каждый воин сам выбирал свою дорогу, и шел по ней - тоже сам, никогда не жалея о несбывшемся и не мечтая о несбыточном. Воины Кханда зачастую скрещивали свои мечи в битвах, но все знали - если на родную землю придет враг и прозвучит заветный рог Великого кагана - все воины станут в едином строю. Сознание того, что при попытке покорить вольных степняков завоеватель получит лишь выжженную степь и стрелы, летящие из нее, до тех пор, пока не погибнет последний... последний пришелец или последний кхандец..."

"Беседы о воинских традициях"

"Любовь вошла в сердце кагана Аргуна. Один или с малой свитой он ездил по дорогам и расспрашивал - не видел ли кто эльфийскую деву, прекрасную, как рассвет. Не смеялись над ним ни люди, ни эльфы, ни орки, ибо известен был он своей мудростью и справедливостью, но помочь не могли. Ибо иного прекрасных эльфийских дев в Средиземье, а найти эльфа в лесу не легче, чем кхандца в степи.

И вот однажды, на лесной дороге у Лориэна они встретились. И возрадовался Великий Каган, и предложил ей стать его любимой женой, и отказала она ему, ибо несвободна она в выборе своем, и долг сильнее сердца. Распалился Великий каган, бросил ее через седло, и тут же упал, сраженный эльфийской магией, и был похож на мертвого.

-Что же я наделала! Воскликнула эльфийка, положила Великиого кагана на коня и повезла в свое лесное становище. Три дня и три ночи лучшие эльфийские лекари исправляли содеянное в неосторожности. И на четвертое утро открыл Великий каган глаза... "

"Сказание о кагане Аргуне"

...Эльфийку звали Лориэрт. Великий каган долго запоминал это диковинное имя, но даже спустя годы иногда приходилось осторожно спрашивать великого шамана: мол, моя супруга, как ее, запамятовал...

Но нет. Это было спустя годы.

...Дела были грустные. Так долго искать любимую, найти, бросить через седло, как положено - и такой конфуз. Утешает одно - она, оказывается, не прстая эльфийка, а командир отряда, по нашему - что-то вроде сотника кешиктенов. Но все равно, хорошего мало. А она продолжала говорить.

- Пойми, Великий Каган, я не могу стать твоей женой.

- Почему?

- Во-первых, мне пять тысяч лет.

- Я чувствую, что когда целую тебя, эти тысячелетия обращаются в прах. То же, по-моему, чувствуешь и ты.

- Пойми, ты состаришься и умрешь, а я останусь молодой и прекрасной.

- Хорошо. У меня в старости будет молодая жена.

- Но когда ты умрешь, мне же будет плохо.

- Уйдешь в этот свой, как его, Валинор. Там, говорят, всем хорошо. Или можешь умереть вместе со мной.

- Но я обещана другому! Моим королем!

- Кто вправе распоряжаться в чужом сердце? Даже я не властен, кого любить моим воинам, а кого нет, хотя зачастую их выбор наполняет меня печалью. Я пойду к твоему королю, мы выпьем с ним кумыса, и он согласится. Не каждый день его поданных сватает Великий каган.

- Но путь до Вод Пробуждения далек и труден!

- Нет такого места, куда не могли бы дойти степные кони.

- Но я не могу возвращаться, не выполнив задания!

- А вот это уже конкретней. Так что у тебя за задание?

"До сих пор идет полемика о численности туменов Великого кагана Аргуна. Называемая в летописях цифра 500-700 тысяч, разумеется, не выдерживает никакой критики и является, скорее всего, обычным для Востока десятикратным преувеличением. Подсчет потребного числа фуража и ссылки на старые эльфийские летописи тоже приводят к цифре 50 тысяч. Но тогда возникает вопрос - как с такими малыми силами было совершены такие крупные территориальные приобретения. Остается лишь сожалеть, что дошедшие до нас источники крайне скудны, и возможно, при анализе были упущены какие-то, ныне недоступные, факторы".

"Присоединение земель в период становления абсолютизма"

"И предложил Великий каган помощь Лориэрт - деньгами, войсками и оружием, и не взяла она ее. И предложил помощь советом, и сказала Лориэрт:

-Моего короля любимая дочь ушла из дому. Мне надо найти ее, говорить с ней и убедить вернутся домой. Я находила ее, но магия ее сильна, и не захотела она говорить со мной, и не стала..."

"Сказание о кагане Аргуне"

- А как зовут твою эльфийку?

  • Она не называет своего имени. Ходит по Средиземью и поет песни.
  • А на груди у нее ожерелье из синих камней?
  • Да.
  • Я знаю эльфийку-авари, не называющую своего имени. Прошлой осенью она приходила в наши степи и пела. Я хотел щедро вознаградить ее, но она отказалась. Я спрашивал ее, верна ли старая легенда о том, что эльфийки доятся.
  • И что же она ответила?
  • Что времена идут, эльфийки мельчают и доятся, так же, как и человеческие женщины - вскармливая детей. Так что подождем нашего первенца.
  • Да не пойду я за тебя замуж!
  • Нет уверенности в твоих словах, и радует это сердце мое.

"Нельзя не отметить, что, несмотря на всю лоскутность и разнообразие собранной Аргуном Любимым державы, она просуществовало достаточно долго, чтобы память об этом до сих пор осталась у ранее входивших в нее народов. Это, видимо, следует отнести за счет широчайшей расовой и религиозной терпимости кхандцев."

"К вопросу о средневековых государствах бассейна Андуина"

"И оседлал Великий каган своего скакуна, и уехал на поиски эльфийки-авари-не-называющей-своего-имени. И нашел ее в Серебристой Гавани, и говорил с ней, и разговор этот остался тайной и по сей день. Но возвращался он с торжеством, ибо согласилась она видеть Лориэрт и говорить с ней..."

"Сказание о кагане Аргуне"

- Мне обидно. Я пять тысяч лет специализировалась на магии души, я приводила самые разные доводы, пользовалась самыми совершенными заклинаниями. А ты, человек, подошел, поговорил, и она согласилась. Как будто так и надо.

- Конечно, так и надо. Просто надо верить в себя. Вечно вы, эльфы, все усложняете. Для чего искать сложные слова, когда достаточно самых простых? Для чего искать объездную дорогу, когда перед тобой ровная степь. Другое дело, для этого надо уметь читать следы.

"Одной из достопримечательностей столицы Кханда и по сей день являются Аргуновы бани - великолепный памятник зодчества Второй Эпохи, кстати, действующие и поныне. Согласно легенде, бани выстроены за три дня силами двух туменов воинов..."

(Из путеводителя)

"Пришли Лориэрт с Великим каганом Аргуном в Линдон, и говорила Лориэрт с эльфийкой-авари-не-называющей-своего-имени. И вышла она из покоев, и лицо ее было печально, ибо надо было ждать знака, о ее решении на перекрестке дорог. А она уже полюбила Великого кагана и страшилась, что решение окажется худшим для них, ибо не могла она идти к королю Анквэ с пустыми руками.

Поставил Великий каган свою юрту о девяти полотнищах на перекрестке дорог, и копье стояло у входа. Приходили к ним люди, и орки, и эльфы, и всех принимали радушно, и уходили все довольные, но немало дивились такому чуду, подобного коему не было со времен Берена и Лучиэнь. И говорили они о многом, и дни летели быстро, а ночи еще быстрее..."

"Сказание о кагане Аргуне"

- Что в этом хорошего - брать женщину, давать ей руки оружие, отряд нукеров и отправлять в такую даль? Это работа мужчин. А женщина, даже если ей и пять тысяч лет, всегда остается женщиной. Удел женщины - сидеть дома и ждать. Потом дожидаться и ждать снова, ждать, чтобы мужчина знал - всегда есть место, где он может остановить коня, отдохнут. Чтобы мужчина знал, ради чего ему нужно поднимать оружие - за свой дом, своих детей, свою жену, ждущую его. А ваш король Анкве... Конечно, он мудр, как и все эльфы, но ваша мудрость какая-то отстраненная, холодная. А ты - ты не такая. Ты теплая, живая, не похожая на остальных женщин твоего народа. В глазах твоих не свет холодных звезд, а теплый золотистый отблеск походного костра, согревающего в ночной степи и напоминающего об очаге родной юрты.

"Дневной переход опытного конника составляет около ста километров. При форсировании и смене лошадей эта цифра может быть увеличена, но ценой предельного напряжения сил и ненадолго..."

(Учебник конника-спортсмена)

-А что такое ваш Свет и ваша Тьма - спросил каган. Ради чего проливается кровь, ради чего ходят в походы армии, ради чего люди, орки, эльфы - да не важно кто - так ненавидят друг друга? В чем разница?

-Свет- это когда думаешь сначала о том, чтобы было хорошо другим, а потом уже о себе.

"Сказание о кагане Аргуне"

Так и осталось в памяти - вечерняя степь, напоенная горьковатыми запахами уходящего лета, усталый конь, неторопливо плетущийся под двойной нощей и ее волосы, щекочущие ноздри и пахнущие странным ароматом, в котором смешивался дым походных костров и аромат цветущих деревьев, тех самых мэллорнов. Потом было многое - целая жизнь, прожитая вместе, но та долгая дорога к Водам Пробуждения всегда вспоминалась ему. Они ехали такими дикими лесами, что казалось, ничего в них не изменилось с дней сотворения, и лишь иногда из сумрака появлялись ненадолго эльфийские дозоры. Вроде бы все складывалось хорошо - она добилась, чего хотела, королю возвращена его любимая дочь, но была неуверенность. Неуверенность в том, что этот Анкве действительно может не понять. И что тогда - начинать войну? А стоит ли любовь кагана смерти его воинов?

Как ни далека дорога, но и она когда-либо кончается. Кончилась и эта... Копыта мягко ступали по палой листве, и некстати вспомнилось, что уже осень, а когда отправлялись в Пеларгир на коронацию, только-только начиналась весна.


Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог