10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [29.04.24]
Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Написать редакторам
/ География РИ / Полигоны / РОССИЯ / ДК Гайдара / Казань, Татарстан / Мастер-Зилант 2005
текст   Отчет о Мастер-Зиланте от Томки Инь Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати
17.03.2005, Томка Инь
Рекомендации: +:0     :0

1

Мастер-Зилант 2005

Казань, 6-8 марта 2005 г.

Для меня это был первый Мастер-Зилант, на который мне удалось приехать. По сравнению с Зилантом обычным было достаточно странно видеть людей, занимающихся работой, а не отдыхом. За исключением ночных кулуаров - здесь все было как обычно, самые важные вопросы обсуждаются именно глухой ночью...

Формат

Несмотря на то, что на МЗ присутствовало всего около 35 человек, расписание пришлось перекраивать несколько раз и все равно была часть мероприятий, которые шли в параллель. Вот тут-то я в полной мере испытала на себе все "прелести" нашего конвентного бытия, когда постоянно встает вопрос: "а мне куда - к умным или к красивым?" То бишь когда пришлось выбирать между двумя и более равно интересными для меня мероприятиями.

В результате я пропустила почти весь блок "Игры в бизнесе", а жаль. Впрочем и "Игра и образование". Но не разорваться же, в конце концов. Поэтому все мои впечатления от МЗ связаны в основном с блоком "РИ как практика". Согласитесь, подобного рода предложенный выбор заставляет человека так или иначе определяться, как он относится к играм и где видит границы их применимости. Заданный организаторами МЗ формат это предопределял.

Описание

Сейчас вкратце перечислю мероприятия на которых я была, и свои основные ощущения от них. Открытие получилось, с моей точки зрения, слегка затянутым. Впрочем, оно выполнило свою главную функцию - сделать так, чтобы народ вошел в рабочее русло, и думал в основном о происходящем, а не радовался бурно долгожданной встрече с друзьями. Семинар "Загруз как основа ролевой игры" (вел Фетисов) - очень полезный и практичный, отметила для себя описанную БГ методику загруза. Общими усилиями накидали 5 возможных форм, в которых можно проводить загруз: текст, театралка, игра как продолжение игры, тренинг, жесткая вводная. Семинар "Программа игр для мастеров" (вел Д. Забиров) - впечатления очень смутные, такое ощущение, что обсуждали много общих вещей и мало конкретики, хотя сама по себе идея мастеров-внутри-игры мне очень понравилась, потому что она позволяет, в том числе, осваивать игры с большим количеством игроков и локаций интенсивным путем, а не экстенсивным, как это сейчас происходит. Запуск игр для игроков силами самих игроков - это какое-то новое преломление внутрикомандной игры, запускаемой капитанами, например. В общем, есть еще над чем подумать, но идея очень богатая. Круглый стол по вопросам проведения больших игр (вел П. Шилов) - из всех присутствующих такие игры проводил, по-моему, только ДСлава. Все остальные высказывались, в общем-то, либо теоретически, либо с игроцкого места. Лекция "РИ. РД. Образование. Современность. Перспективы и тенденции" (вел М. Кожаринов) - получилась "обо всем и ни о чем". Как мне кажется, Мише стоило бы взять какую-нибудь одну тему. (И вообще, двухчасовой монолог - дело утомительное...) Или провести два, три семинара - но, опять же тематических. Мухи отдельно, котлеты отдельно... Семинар "Единое информационное пространство" (вели мы с Д. Пугиным) - получился ровно настолько, насколько был подготовлен. Фактически, мы услышали несколько ценных замечаний по самому проекту развития взаимодействия между конвентами, а также получили согласие Зиланта хотя бы на рассмотрение нашего проекта. Теперь надо готовить предложение к оргкомитетам конвентов. Мастерская "Сюжет в стиле фэнтези" (вела Л. Смеркович) - очень мощно, очень эффективно, замечательный инструмент с очень широким спектром применения. Очень обидно, что мне пришлось смотреть на действо со стороны, поскольку опоздала к первому такту. Но все равно, польза была и пользы было много. Как и любые практичные вещи КИСа, сделана великолепно.

Кровавая драма

О проектно-аналитическом семинаре "Социально-правовые аспекты РД" (вела Е. Николаева) стоит сказать отдельно.

По сути дела, на нем вскрылась такая проблема: мы не очень хорошо представляем себе, что же такое ролевое движение по принципу. То есть - отличаются ли ролевики от аналогичных движений, и если отличаются, то чем именно. РИ активно впитывают в себя очень многие влияния извне - и образования, и бизнеса, и досуговой сферы. На мой взгляд, это происходит именно потому, что человек, занимающийся играми, неизбежно привносит те специализации, которые живут на нас. Ориентация на выигрыш приводит к тому, что мы хотим быть состоятельными в любом деле, с которым так или иначе соприкасаемся. А игры, предоставляя широчайшие возможности, позволяют это сделать. Поскольку поле собственно ролевых игр описано и воспринимается очень слабо - как-никак культура новая - многим из нас приходится для описания тех или иных процессов пользоваться теми средствами, которые у нас есть. При этом, возможно, теряется та самая уникальная синкретичность, присущая именно ролевым играм, которая так привлекает поначалу. Но жить в этом расплывчатом поле достаточно сложно. Если я мастер ролевой игры - мне неизбежно приходится сталкиваться со внешним миром, который постоянно требует ответа на вопрос "а что именно ты делаешь?" Когда я организую полигонную РИ - встают вопросы организации взаимодействия большого количества людей, причем не только в чисто практическом плане (полигонка как обеспечение жизнедеятельности людей), но и в плане идеологическом, что ли (сюжет как единственная вещь, которая отличает собственно игру от других форм деятельности людей). Но примат сюжета, во-первых, не для всех очевиден (это подтверждает огромное количество неинтересных игр, похожих одна на другую как две капли воды), а во-вторых, при столкновении со внешними обстоятельствами, не всегда состоятелен.

Я имею в виду вот что. Сам по себе сюжет, безусловно, самоценен, но в существующей культуре у него нет такого яркого воплощения, понятного людям в массе своей. Отсюда вечные проблемы "не занимаюсь ли я фигней, как мне о том говорят родственники и знакомые", отсюда же "где же спонсоры, готовые вкладывать деньги в РИ", отсюда же "почему игры так мало используются в образовании" и проч. Со внешним миром надо разговаривать на его языке, по-другому не получается.

И если мы хотим, чтобы игры были признаны обществом - волей-неволей придется как-то сводить интересы сторон. Потому что можно продолжать делать РИ на свой страх и риск, но с каждым годом это все сложнее и сложнее. А все внешние проекты требуют описания и проведения РИ на понятном языке. Как только мы вносим хоть какие-то внешние контексты, как только мы выходим из лаборатории - мир тут же задает нам вопросы о нашей состоятельности.

Педагогические проекты должны помогать детям открывать для себя то новое, на что направлен проект, получать образование именно в заявленной теме, а не в какой-то другой. Коммерческие игры должны быть высокоорганизованными с точки зрения безопасности и каких-то гарантий результата - а иначе мы ступаем в конфликт с "Законом о правах потребителей", предоставляя заказчикам некачественный продукт. Бизнес, построенный на играх, должен учитывать то, как, вообще-то происходят бизнес-процессы - а иначе это не бизнес а только то, что мы им обозвали. Если мы профессионализируемся - наша профессиональная состоятельность не должна вызывать сомнений, то бишь и дипломы, подтверждающие наше образование, должны быть, и рабочие места/какие-то незанятые ниши под создание таких мест должны в социуме присутствовать, и так далее.

Если же мы говорим об НКО - надо отдавать себе отчет, что они до нас уже существуют и описаны. И глупо отрицать то, что тот же "Гринпис", например - это громадный бизнес. Один бренд "Гринписа" я затрудняюсь сказать, сколько стоит.

Фактически, для меня этот семинар свелся к тому, что Мила предложила создание некоей некоммерческой организации, в которой некоторые мероприятия и программы, связанные и впрямую относящиеся к субкультуре, сформированной РИ, могли бы не просто существовать, а занимать отдельную, никем ранее не занятую нишу в культуре. В принципе, по здравом размышлении, мне эта мысль не кажется сама по себе невероятной.

Но вот первое же конкретное применение этого подхода - сделать "Лэ о Лейтиан" на каких-то принципах, отличающихся от стандартных, в культуре существующих и применяющихся, вызвала у меня (и не только у меня) целую гамму чувств и ощущений. Оперы, в том числе и рок-оперы, и бард-оперы в нашей культуре существуют, и довольно успешно (например, широко известная "Юнона и Авось", или менее известная бард-опера Кима "Московские кухни"). Они могут быть и записаны, и поставлены, и раскручены в рамках существующей культуры. Чем же "Лэ о Лейтиан" принципиально от "Московских кухонь" отличается? Последнюю у нас в Нижнем звездный курс нашего театрального училища выбрал для дипломной работы, и она была несколько раз сыграна. То есть можно найти возможности в уже существующей культуре, зачем огород-то городить вокруг этого? Вся наша ролевая субкультура, которая поверх игр растет, хороша сама по себе как продукт человеческого самовыражения, но ведь еще в советское время были различные там кружки художественной самодеятельности, которые примерно тем же самым и занимались! Я не вижу принципиальных отличий...

Еще можно было бы вести разговор о том, чтобы в жюри наших самодеятельных менестрельников профессионалов приглашать, рабочих продюсеров на наши самодеятельные постановки зазывать, устраивать бесплатные игры-презентации для потенциальных заказчиков... Но строить структуру, параллельную уже существующей (да еще и вступающую с ней в конкурентную борьбу) - на мой взгляд, кишка тонка.

Вот так и получилось так, что я заняла позицию, противоположную позиции Милы (и не только Милы, надо заметить). Впрочем, как мне было сказано уже позже, моя позиция с точки зрения понимания места ролевого движения и его продуктивности с точки зрения бизнеса, не слишком интересна организаторам и главным действующим лицам этого семинара. Потому как моя компетенция в этом вопросе чрезвычайно низка, и я не практикующий бизнесмен. Ну да, не спорю, но я говорю те вещи, которые входят в мое образование - то есть в мою теоретическую подготовку. ОК, это не то, что от меня хотели бы услышать - вот если бы я как администратор конвента, из этой рамки что-нибудь сказала, возможно, это было бы воспринято. Но я не увидела в представленном проекте ничего, что сразу же могло бы заинтересовать меня как администратора. А никакой другой квалификации у меня получается, что нет. Так зачем тогда вы вообще делаете этот семинар открытым? Наберите команду признанных спецов в тех областях, под каким углом зрения вам интересно посмотреть на это движение, и устройте экспертное обсуждалово. (Чтобы не получилось, как в этот раз, когда речь зашла о рождении музыкального жанра, и никто из присутствующих, включая двух музыкантов с образованием, не смог ответить на вопрос, как эти самые жанры формируются).

Зачем слушать мнение людей, которое вас не интересует? А потом обвинять их в том, что они вас не поняли и желали вам зла? Я вот не желала, например. Я честно пыталась разобраться в предложенной теме и сказать то, что я знаю по этому вопросу. А получилось так, что обидела хорошего человека и сама как дерьма наелась. Зачем? Непонятно.

Ощущения

Вообще по ходу дела хочу заметить, что на МЗ было как-то много Шилова. Возможно, это мое личное ощущение, и связано оно наверняка с тем, что блок "РИ как практика" находился в его ведении, но у меня осталось стойкое чувство того, что периодически Петра Львовича было бы полезно кем-то "разбавлять". Обычно для этого существуют Скади и Дятил, а здесь они работали в своих блоках.

А с другой стороны, здесь можно вспомнить о том, что Мастер-Зилант готовился и проводился именно КИСом, а посему какая-то оппозиция, может быть, была бы и не слишком уместна. Не знаю. Это вопрос к самому КИСу - что они закладывают в формат этого рабочего конвента - то ли это место подробного разбора и продвижения собственно КИСовых наработок, то ли это площадка, на которую приглашается все то новое, что появляется за год в теории РИ. В последнем случае стоит прикладывать усилия к тому, чтобы были представлены и другие команды, работающие с теорией РИ. Причем (как в случае, например, с приснопамятным Детским проектом на Зиланте) не надо ждать милостей от природы, то бишь от уважаемых коллег, а прямо-таки специально приглашать тех, кто действительно работает. Здоровой оппозиции, как мне кажется, все-таки не хватало.

Причем не хватало не только с точки зрения построения программы и увеличения "полезного выхлопа" после МЗ. С точки зрения создания образа самого КИСа (снова пресловутый PR, но куда ж мы без него) подобного рода нехитрая операция позволит с ходу отметать все упреки в оккупации, сектантстве и прочем.

Ведь созданный КИСами свой язык, с помощью которого они описывают процессы, происходящие в РИ, примат сюжета над всем остальным, развитие и последовательное продвижение собственной школы игротехники - это прекрасно. Но в некоторых случаях стойкое нежелание КИС объяснять ДРУГИМ мастерам свою позицию на понятном ДРУГИМ языке - приносит печальные плоды.

Я на своем опыте общения с КИСом уже знаю, что для них апелляция к психологии не представляется значимой - но до сих пор не могу понять, почему они не видят, что те формы мышления, которыми они пользуются, далеко не всеми освоены. Возможно, они вообще не всеми осваиваются! В конце концов, философов всегда мало. Может быть, те, кого КИС считает бесперспективным, просто не разобрался в том, что именно они предлагают? Не всегда если человек говорит с вами на разных языках, его мысли и действия не обладают ценностью!

А так получается, что КИС - это башня из слоновой кости, в которой сидят последователи одной теории и им очень интересно общаться друг с другом, а все остальные для них малозначимы, потому, что не придерживаются их позиции (не разговаривают на их языке).

Я все это к чему? Дорогие и нежно любимые мной КИСы! Давайте вы по возможности, все-таки будете давать себе труд переводить с вашего языка на понятный. Штучное производство понимающих вас людей - занятие неблагодарное. Вам очень не хватает популяризатора. Мне обидно, что созданное вами не понимается или пропадает (когда люди этим не пользуются) просто потому, что переводить с "методологической фени" умеет не каждый. Что сказанные вами слова понимаются превратно. Что мнение о вас формируется не вами, а внешними наблюдателями.

Заключение

Мастер-Зилант прошел, и прошел достаточно плодотворно. С моей точки зрения, вопросов поставлено было много, имеет смысл продолжать обсуждение в Сети и лично. Очень хорошо, что у нас есть такое место и время, когда мы можем, не отвлекаясь на внешние раздражители, говорить о том, что объединяет нас помимо дружбы - о ролевых играх. О нашем любимом хобби, профессии, жизни...

Как обычно, жду мнений на адрес tomka-in@yandex.ru

Томка Инь


Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог