10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [19.04.24]
Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Написать редакторам
/ География РИ / Полигоны / РОССИЯ / Казань, Татарстан / Мастер-Зилант-2010
/ География РИ / Полигоны / РОССИЯ / Казань, Татарстан
текст   Размышления пророка-неудачника Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати
Мастер-зилант 2010
Март, Казань, 30 участников
11.03.2010, Вячеслав Рожков
Рекомендации: +:0     :0

Первый раз я предсказал гибель ролевых игр в 1999 году, больше 10 лет назад. Ролевые игры ответили мне "не дождетесь!" и весело развивались весь этот период времени. Я пытался повторять пессимистический прогноз с интервалом раз в два-три года, но сообщество меня упорно не слушалось. Похоже, чтобы расправиться с ролевыми играми в России, мне необходимо предсказать им вечную и благополучную жизнь.

В ночных кулуарах мы долго бились с Михой Кожариновым за судьбы ролевого движения. Есть ряд резонов, почему я пока отодвигаю скорый конец РИ на неопределенный срок. Это прежде всего приток молодежи . Не очень заметный процесс, потому что на конвентах по прежнему программу забивают старикашки. Молодежь тихонько игнорирует их брюзжание и выстраивает свои отношения на другом уровне. Мы, олдовые ролевики, тупо не понимаем, где все эти люди. На Зилантконе полторы тысячи народу, на ВолКе - почти тысяча. Но по именам мы знаем очень немногих из них. В РИ наблюдается застой и отсутствуют новые лидеры мнений. Есть разрыв между поколениями, и с этим надо бороться. Ролевики должны это делать ролевыми методами.

Игра на конвенте

Одной из тем Мастер-Зиланта была игра на конвенте - какой она должна быть? Группы предлагали свои проекты для оживления конвентов.

Наша группа выбрала в качестве главных следующие критерии :
- игра должна обеспечивать коммуникации между незнакомыми людьми, помогать организовывать группы
- игра должна занимать у участника минимальное время, не отвлекать его от основной программы конвента.
Эти критерии мы применяли ко всем предложенным проектам.

Первая группа предложила игру "найди меня". На регистрации мы выдаем игроку символ (фигурку или кусочек паззла или номер бэджа). Ему надо за время конвента найти своего визави.

Тут есть ряд вопросов. Например, если второй игрок пары забил болт на игру, то мы имеем подвисшие связи. Но надо смотреть на жизнь с оптимизмом. Метод работает. В далекие 90-е Пепси-кола запустила акцию. Под крышками бутылок они печатали половинки призов. Например, левые и правые половинки футболок. Чтобы получить приз, надо было найти себе пару. В те времена еще не было Интернета. Люди устраивали стихийные биржи для обмена крышками. В Москве это происходило на Пушкинской площади. Движуха пошла, народ знакомился и шел за призами. Был среди призов и автомобиль. Но про нашедших вторую половинку авто я ничего никогда не слышал.

Эту идею легко модифицировать, упростить игрокам жизнь. Можно сделать выбор партнера не уникальным. К примеру, строим ДНК-цепочки. У игровой карточки две стороны, каждая сторона может соединяться с определенным типом карточек. Побеждает команда, которая соберет самую длинную цепочку. Карточки надо искать, ими можно меняться. А на закрытии собрать по этой цепочке ДНК какое-нибудь ужасное сказочное животное.

Самое смешное, что на подведении итогов перед закрытием конкурирующие цепочки смогут объединиться. Так что это даже не соревнование. А еще некоторые уникальные соединительные карточки могут выдавать только ведущие мероприятий за активную работу.

РИ-политика

Мы предложили поиграть в политику. К примеру, на начало конвента образуются три партии вокруг известных слоганов в РИ :
- сделаем мир лучше
- секс и насилие - основа РИ
- катарсис - наше все

На начало конвента участники распределяются по партиям случайным образом. Они обозначаются яркими лентами. Переход из партии в партию - свободный. Парткомы состоят из заранее набранного актива. При желании можно организовать и новые партии.

Партии выдвигают ценности, которые они отстаивают. Эти ценности продвигаются в виде лозунгов и тегов. На конвенте выделяется доска, на которой эти теги вывешиваются. Кроме того, люди могут носить эти теги на себе в виде дополнительных бэджей.

Партия также может выдвинуть согласованную позицию на семинаре. Если член партии с этой позицией не согласен, он может немедленно расплеваться со старой партией и уйти в новую.

Поддержать партийную линию в рамках конвента можно достаточно легко. Например, в начале семинара ведущий просит аудиторию разделиться по партийному признаку. По результатам семинара партии рождают новые ценности-теги и несут их в массы. На турнирах бойцы из разных партий могут устроить неформальные соревнования за количество наград.

Что это дает : еще один повод к общению, еще один шанс поинтересоваться мнением людей, о которых мы ничего не знаем, втянуть их в дискуссию.

Несомненно, многие захотят отказаться от участия в ролевой политике. Их мы окучим партией беспартийных и белым хайратником. Можно выпустить несколько активистов, которые будут анимировать беспартйный пассив, сворачивать их в партию со свое й позицией.

Финал дня подводится на партсобраниях, где обсуждаются теги дня и проектируется день завтрашний. На закрытии проголосовать за победившую партию можно сданными лентами или криками. Это простенькое соревнование можно также превоатить в исследование : какие теги-ценности оказались популярны, насколько легко поднимается на движуху ролевой народ.

К примеру, мне интересен один факт. В начале нашего сообщества лежит большой фундаментальный кирпич профессора Толкиена. Есть в ролевой тусовке и толкиенисты, которые исследуют его труды, являются значимым сообществом внутри РИ. Сегодня есть масса игр по Гарри Поттеру, но сообщества, исследующего труды Роулинг, не образовалось. Что это? Не хватает сил на новые исследования, или Роулинг носом не вышла, не достаточно ее трудов на субкультуру?

Сетевые игры

Мы, однако, переместимся на еще один проектный семинар. Разговоры о том, чтобы поддержать полевую игру форумной, ведутся уже давно. Да и опыты делались. В этот раз нам поставили задачу спроектировать сетевой модуль к очередному Доминиону Забирова. Накидали ассоциативный ряд ключевых слов. Церковь, империя, свой-чужой, реформация и т.д.

Мне очень понравился результат нашей группы. Итак, империя состоит из провинций. В каждой провинции есть явные роли : наместник, военный, священник, аристократ-латифундист, мануфактурщик, вождь покоренных аборигенов и шаман. Есть тайные роли : имперский шпион, агент влияния аборигенов, повстанец, алхимик, еретик и маг. Тайные роли выдаются игрокам по совместительству с явными. Легко для каждой такой роли придумать фишки : войска, деньги, компромат...

Иимперия напрямую не командует своими провинциями. Она издает циркуляры на предстоящий ход. Например, в этом цикле все свободные ресурсы бросить на армию, повстанцев подавить, установить пониженные налоги для латифундистов и повышенные - для мануфактур.

Далее между игроками разыгрывается нечто вроде мафии. По результатам этой игры определяется обстановка в провинции на начало полевой игры.

Плюс системы в ее масштабируемости. Мы можем провести десятки таких игр, чтобы создать историю для всех провинций. По их результатам станет также понятно, сильна ли империя на начало игры, или повстанцы готовы взять власть и все развалить, или церковь вот вот подвергнется Реформации.

Сетевая игра также позволит выстроить оргструктуру и поставить отчетность в Империи. Хорошо смазанная бюрократия - важный кусок игры.

Надо сказать, что проект родился под большим влиянием настольной игры "Революция", суть которой как раз в завоевании влияния на массы при помощи взяток, подкупа и силового давления. Настольные игры в последнее время оказывают очень серьезное влияние на на РИ сообщество, сильно обогащают игротехнику. Взять хотя бы зельеварение - готовую систему алхимии для любой средневековой игры. Так и "революция" позволит генерить начальные ситуации в политическом поле быстро и механистично. Модельному подходу настолки дают новую силу.

Возвращаясь к спору с Кожариновым. Он видит кризис РИ-сообщества в том, что его участники бегут в смежные сообщества - к реконструкторам, страйкболистам, настольщикам. Я же вижу в этом наоборот оживление в среде ролевиков. Да, это правда, часть наших уходит. Но затем они возвращаются с новым опытом. Сейчас набирают популярность "Дозоры", "Бегущий город" и другие квестовые формы подвижного отдыха. Я не вижу в них могильщиков РИ. Через 2-3 года в игры вернутся наши коллеги и приведуит свежую кровь. Впрочем, я об этом уже писал в "Ролевых протуберанцах". Пока мы способны принимать и ассимилировать новое, пока к нам возвращаются из дальних путешествий, гибель сообществу не грозит. Да и своих инноваций пока достаточно. Прошлогоднее пожизневое мореплавание, к примеру. Люди с удовольствием тратят свое время и деньги на ролевые затеи. Эти затраты чудовищны в своей нерациональности, но они кормят наш общий эгрегор.Так что мы еще поскрипим.

Профессия - мастер РИ?

Еще одно мое пророчество, сделанное лет 8 назад, с треском провалилось. Тогда я говорил, что РИ не в состоянии никого прокормить. А если и позволит, то сделает из мастера раба собственного проекта. Придется все лето катать одну и ту же игру.

Мир изменился. Бизнес и государство готовы платить деньги за штучный продукт.

Государству нужны новые системы оценки компетенции специалистов. На самом верху образованцев бьют по башке за то, что дипломов выдается масса, а цена им - грош. Но эта проблема не разрешается в рамках оценки знаний через тесты. Метаигры Кожаринова справляются с этой работой.

Борис Фетисов успешно осваивает детский и подростковый сегмент. Профориентационные игры хорошо востребованы в ведомственных лагерях для детей сотрудников. Специфика направления - охват. Здесь нужен не индивидуальный подход, а массовое обслуживание. Принцип простой : грузи вводными быстро, занимай детей надолго. В этом сегменте хорошо идут экономические игры. А еще ГИБДД разразилась заказом на настольные игры по правилам дорожного движения.

Крупный полугосударственный бизнес страдает без кадрового резерва и грамотных управленцеев. Деловые игры для оценки персонала и отработки управленческих навыков востребованы у очень серьезных компаний.

В поисках чуда

Появилась новая тенденция, на которую стоит обратить внимание. Игры стали востребованы бизнесом, даже крупным. На одной игре уже можно заработать миллионы.

Есть такая искренняя вера, что профессиональный управленец может руководить чем угодно, были бы финансовые потоки нужной глубины. Сложился класс "профессиональных" управленцев, которые в этой парадигме живут и действуют. Но почему-то ничего не получается.

Вообще-то XX век дал ответ на вопрос, как сделать так, чтобы все было. Для этого нужно, чтобы деятельностью руководил человек, который одновменно является и профессионалом в предметной области, и администратором. Убрать первую составляюющую нельзя. У чистого управленца критерий успеха - эккономическая эффективность. Он будет искренне считать, что сделав 300% прибыли на работах по обслуживанию оборудования принес компании ощутимую пользу. Правда, в результате случаются аварии на ГЭС.

Интерес, который бизнес сейчас проявляет к ролевым играм, безусловно приятен. Рухнуло одно из моих пророчеств о том, что профессии "мастер РИ" не будет существовать. Бизнес готов платить ролевикам за решение кадровых задач, потому что обнаружил неэффективность своих "профессиональных" управленцев. Есть только проблема. Мы перетряхиваем своими играми номенклатуру. А это попытка решения старой задачи про проказницу мартышку, осла, козла и косолапого мишку. Процесс ее решения сродни созданию вечного двигателя. Появление игр в бизнесе я рассматриваю как опасный общественный симптом. Это попытка заменить профессионализм чудом.

Вера в чудеса присуща "профессиональным" управленцам. Все как в ролевой игре. Последний проведенный ритуал - принесение в жертву 4 млрд рублей на создание Силиконового болота. Воззвание к Мастеру - "Дай нам волшебную палочку, чтобы модернизировать страну!" Вспоминается персонаж известного мультика.
- Летучий корабль построишь?
- Куплю!

И еще семинар в эту тему про научные школы. В общем, тот же процесс. Ученым считается человек, у которого есть статус - ученая степень, публикации в специализированных журналах, цитируемость. Он выигрывает гранты на исследования, а то, что при этом нет производства нового знания, уже никого особо не волнует. Фактически, ученых с идеями и здесь вытеснили "профессиональные" управленцы. Процесс есть, результата нет. Вот последняя история с потеплением климата. Настоящим спасением для адептов этой теории стал айсберг, отколовшийся в Антрактиде. Теперь на него можно свалить холодную зиму.

На семинаре про научные школы мы не пришли к сколь-нибудь интересным результатам. Запутались в определениях и всласть переругались. Помогут ли ролевые игры модернизировать образование? Попытки сделать это есть, а результат будет виден лет через 20.

Последнее предсказание

В качестве результата : мир меняется, ролевые игры меняются вместе с ним. Пока живем, впитываем новое. Очень хочется сказать, что мы молодцы и РИ-сообщество будет существовать вечно. Но я на всякий случай напророчу его скорую гибель. Пророк я плохой, так что с негативным прогнозом как-то спокойнее. Слышите? Ролевому сообществу скоро хана!


Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог