10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [21.08.18]
Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Написать редакторам
/ Лабиринт статей / Сообщество / Исследования РИ-сообщества
текст   Анализ РИ-сообщества по результатам опроса RPG.RU Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати
11.12.2006
Рекомендации: +:0     :0

Уважаемые коллеги!

Вопрос о том, какие мы интересует нас, пожалуй, с самого начала существования ролевых игр, как вида деятельности и как признака, объединяющего людей.

Насколько мы знаем, в регионах, где ролевые игры являются признанным способом досуга, образования и занятий молодежи, почти каждый год кто-то в ВУЗе пишет диплом, а то и защищает диссертации об особенностях ролевого сообщества. Правда известные нам исследования (т.е. те, которые авторы потрудились сделать известными не только профессорам своих кафедр, но и ролевой общественности) касаются в основном вопросов языка [1]. В прошлом году на Зилантконе-2005 был представлен анализ игр по "жесткости" (заданности) сюжета и половозрастной структуре его участников [2]. Но на наш взгляд до сих не существует хоть каких-либо доступных данных по основным и простым вопросам:

· Сколько нас?

· Наш возраст, доход, уровень образования?

· К какой социальной страте мы относимся?

· Зачем мы играем?

· Кто нас окружает?

и это на фоне неутихающих уже года три-четыре споров о социализации, адаптации, состоятельности ролевиков, не исключая и вопроса о допустимом уровне взносов.

Конечно, представленные ниже результаты не могут претендовать на точность и полноту, но вместе с тем, на наш взгляд, являются первым фактическим материалом, с помощью которого мнения превращаются в аргументы.

Предпосылки

Формальным поводом для начала данного исследования послужил обзор, сделанный нашим коллегой из Германии Тимом Скора , опубликованный http://www.rpg.ru/rpg/6027

(см. Приложение 1) . Можно обратить внимание, что наших немецких коллег интересуют те же самые вопросы - эскапизм, состоятельность личности, "погруженность" в хобби....

Поэтому, при формировании анкеты, мы повторили часть вопросов, чтобы сделать данные сопоставимыми.

Всего было опрошено порядка 150 человек, из них обработано 137 анкет, т.е. заполненных без значительных ошибок. Для полноты картины приведено число ответов по каждому вопросу отдельно. Расхождения, определяются тем, что некоторые респонденты все же затруднялись однозначно ответить на вопрос, хотя опросник составлялся так, чтобы охватить максимальное допустимое пространство возможных вариантов ответов. Большинство анкет (118) было заполнено во время фестиваля КомКон, и 20 получено при помощи Интернет и электронной почты (в основном с посетителей группы сайтов www.rpg.ru). К сожалению, из-за некоторой нерасторопности организаторов опроса, он не был организован на других фестивалях зимнего и весеннего сезона. Поэтому большинство респондентов 74 анкеты (или 54%) из Москвы, еще 15 из Подмосковья (или 11%), что не позволяет однозначно проецировать полученные данные на всю страну. Вместе с тем, ответы дали люди, разного возраста (см. вопрос N 20 и сравнение с половозрастной структурой РФ Приложение 2), доходов (см. вопрос N25 и сравнение с распределением доходов населения Приложение 3) и социального положения (см. вопрос N22), что позволяет утверждать о достаточно репрезентативном срезе опрошенных по отношению к обществу в целом.

При составлении вопросов мы не пытались все и полностью узнать о жизни ролевиков, но дать основное представление об их социальной структуре, общественном статусе, уровне доходов. Вопросы и предметные и персональные подбирались таким образом, чтобы затронуть наиболее острые темы, порождающие волны обсуждений в нашей среде, а также осветить наиболее распространенные мифы. Ответы на вопросы продумывались таким образом, чтобы перекрыть максимально возможное поле ответов.

Мы намеренно проводим здесь лишь минимальную аналитику по данным опроса, предоставляя заинтересованным читателям самостоятельно делать выводы. Для сравнение приведены некоторые данные Госкомстата по стране в целом, чтобы мы могли сопоставить себя и общество, и ответить, наконец, на вопросы:

o Успешнее ли мы, чем общество в целом или наоборот сборище малообразованных эскапистов;

o Воспринимает ли нас общество, отторгает или не замечает как отдельную единицу, равно как охотников, дайверов или любителей пива;

o Бедные мы или богатые;

o Предпочитаем играть в команде или индивидуально

o .... И так далее

Читайте, думайте, сравнивайте, анализируйте, дискутируйте...

Мы же свою работу сделали - мы дали Вам в руки цифры.

Опросник и его разбор

Часть первая Вы и Ролевые игры

Данный вопрос был направлен просто на понимание состава тех, кто будет давать ответы. Согласитесь, что присутствие в опросе представителей все "поколений" "ролевого движения" делает его результаты более достоверными, или как минимум распространены на "сообщество" в целом. Впрочем, как и подсказывали отдельные наблюдатели "ротация кадров" у нас примерно на уровне 15-20% ежегодно. Пусть будут посрамлены те, кто из года в год нам указывает на кризис в РИ. Раз люди приходят, значит им интересно. А ведь приходят люди, считающие, что уже были личностями, считающие, что ищут они отдыха, дополнительного развития, реализации фантазий и интересов (см. соответствующие вопросы).

номер вопроса

процент

сумма

1

Как долго вы играете в ролевые игры?

97%

133

первый сезон

18%

25

от двух до трёх лет

28%

38

от четырёх до семи лет

32%

44

от восьми до десяти лет

8%

11

свыше десяти лет

11%

15

Данные вопросы были предназначены, чтобы определить стремятся ли участники РИ создать какие-то устойчивые социальные группы (клубы, команды) или им достаточно быть индивидуальным игроком.

Неоднократно высказывались мнения, что развитие Интернета делает избыточным существование клубов и устойчивых команд, т.к. каждый участник игр может самостоятельно выбрать игру, зарегистрироваться и выбрать роль.

Оказывается это не совсем так. Человек существо социальное и помимо Интернета ему необходимо общение, сплочение с подобными ему [3]. Как видно из опроса, почти половина из нас так или иначе является участником постоянной группы, и многие хотели бы влиться них. И только около 5% полностью от этого отказываются.

номер вопроса

процент

сумма

2

Вы являетесь участником постоянной группы (клуб, команда)?

99%

135

да

48%

66

нет

33%

45

нет, но хотел бы

12%

17

нет, и не собираюсь

5%

7

номер вопроса

процент

сумма

3

Если вы играете в группе, знали ли вы лично тех людей, с кем играете до вступления в группу?

86%

118

я никого не знал

9%

12

я знал пару человек

36%

50

я знал почти всех

25%

34

я не играю в группе

16%

22

Да, войдя в ролевые игры, мы достаточно глубоко погружаемся в этот "образ жизни", настолько, что большинство наших друзей находится там же. (Думаем, среди тех, кто отметил, что у них "мало знакомых в РИ" очень много тех, кто играет первый сезон - см. ответы на первый вопрос.)

номер вопроса

процент

сумма

4

Как много ваших друзей участвуют в ролевых играх?

99%

135

никто

3%

4

мало

18%

24

примерно половина

32%

44

большинство

43%

59

все

3%

4

Увы, несмотря на достаточно молодой состав участников (см. распределение социального положения - большинство студенты), почти половина посещает всего одну-две игры в год. Пожалуй, мастерам любого региона стоит задуматься, насыщая игровой сезон большим количеством амбициозных, рассчитанных на значительное число игроков проектов - а будут ли у них время (см. 5 вопрос) и деньги (см. средства, расходуемые на игры - вопрос 13)

номер вопроса

процент

сумма

5

Сколько полевых игр вы посещаете за год?

96%

131

одну-две

48%

66

три-пять

38%

52

пять-десять

8%

11

свыше десяти

1%

2

Сказанное выше относится и к конвентам. Лишь немногие готовы ездить по всем конвентам в округе. Остальные ограничиваются одним-двумя [4].

номер вопроса

процент

сумма

6

Сколько конвентов Вы посещаете в год?

99%

135

не посещаю

8%

11

один

51%

70

два-три

38%

52

свыше трех

1%

2

Ответы на данный вопрос были практически предсказуемы. Увы, многие, очень многие сразу рвутся в главные мастера. Страдает ли от этого качество игр? Ну тут у каждого свое мнение.

номер вопроса

процент

сумма

7

Ваш опыт мастерения?

97%

133

не имею

43%

59

одна-две игры, в качестве младшего мастера

15%

20

несколько игр в качестве младшего мастера

12%

16

постоянно мастерю, старший мастер

13%

18

постоянно мастерю, главмастер

5%

7

первый опыт, но сразу в качестве старшего мастера, главмастера

9%

13

А вот по части воображения, свободы мышления и общения ролевики впереди планеты всей. Увы, данных по обществу в целом мы не нашли, но ответы в России очень похожи на ответы немецких игроков. Впрочем, мы всегда утверждали, что игры помогают развивать эти, именно гуманитарные, составляющие человеческого характера.

Может быть, поэтому многие из нас помимо основной работы пробую реализовать себя в творчестве, а те, кто задумывается о карьере, достигают значительных успехов (смотрите опять же данные по социальному статусу) [5].

номер вопроса

процент

сумма

8

Оцените, насколько хорошо у вас развита фантазия?

99%

135

вообще не развита

2%

3

средне

32%

44

хорошо развита

64%

88

номер вопроса

процент

сумма

9

Оцените, насколько у Вас развита адаптивность?

97%

133

вообще не развита

1%

1

средне

36%

50

хорошо развита

60%

82

номер вопроса

процент

сумма

10

Оцените, насколько у Вас развито мышление?

99%

135

вообще не развито

4%

5

средне

31%

43

хорошо развито

64%

87

номер вопроса

процент

сумма

11

Оцените, насколько у Вас развиты навыки общения?

97%

133

вообще не развиты

2%

3

средне

45%

61

хорошо развиты

50%

69

В общем не удивительно, раз большинство друзей у нас среди ролевиков. Радует, что все-таки лишь малое число из нас полностью все свое свободное время тратят на РИ.

номер вопроса

процент

сумма

12

Как много свободного времени занимает у вас ваше хобби?

98%

134

немного

26%

36

четверть

23%

31

половину

20%

27

много

26%

36

всё

3%

4

А вот эти данные интересны в сравнении с уровнем дохода. Видимо, подтверждается мысль, что ролевики активно тратят на РИ не только свои доходы, но и доходы родителей (см. вопрос 25) Хорошо хоть большинство из них лояльно относятся к нашему увлечению (см. вопрос 26).

Опять же, этот вопрос достаточно характерен для понимания размера взноса, который игроки сочтут реальным и нормальным для их досуга и равлечения.

номер вопроса

процент

сумма

13

Как много денег вы тратите на своё хобби в год?

96%

131

меньше 5 тыс. руб.

25%

34

от 5 до 15 тыс. руб.

45%

61

от 15 до 30 тыс. руб.

18%

25

от 30 до 60 тыс. руб.

6%

8

от 60 до 100 тыс. руб.

2%

3

свыше 100 тыс. руб.

0%

Мастера, ау! Вот Ваше поле для выбора тематики игр.

номер вопроса

процент

сумма

14

Я начал играть в ролевые игры, ... (может быть несколько вариантов)

94%

129

что бы воплотить свои фантазии

13%

18

потому что всегда был большим поклонником истории средних веков

7%

9

что бы уйти от повседневности

6%

8

что бы завязать новый знакомства и найти друзей

12%

17

потому что этим занимаются мои знакомые

6%

8

чтобы развить и реализовать себя в реальном мире

14%

19

потому что это отдых

18%

25

по другим причинам, не указанным тут

18%

25

Вот так.

номер вопроса

процент

сумма

15

Я пренебрегаю иногда важными вещами (семьёй, работой и т.д.) из-за моего хобби

96%

132

да

53%

72

нет

44%

60

А вот это просто радует.

номер вопроса

процент

сумма

16

С тех пор как я играю в ролевые игры, я стал личностью

96%

131

да

15%

20

нет

3%

4

я уже был личностью

78%

107

номер вопроса

процент

сумма

17

Я бы хотел жить:

98%

134

в реальном мире

80%

109

в одном из играемых миров

18%

25

Опять же просим сравнить с данными немецкого опроса.

номер вопроса

процент

сумма

18

Вы застенчивы?

97%

133

очень

8%

11

немного

40%

55

почти нет

29%

40

совсем нет

20%

27

Дискуссии о том, как было бы неплохо играть в игры и при этом зарабатывать денег не утихают. Интересно денег хочется в сопоставимых с текущими доходами (см вопрос 25) размерах или существенно больше. И будут ли эти суммы покрывать расходы на игры (см. вопрос 13)?

номер вопроса

процент

сумма

19

Я уже задумывался над тем, что бы бросить свою работу, если бы я смог зарабатывать при помощи ролевых игр

98%

134

да

28%

39

нет

69%

95

Персональные данные

Ну что же число учащихся совпадает с процентом людей в возрасте до 22 лет (возраст получения образования). То, что большинство находится в возрасте от 23 до 29 лет косвенно говорит об уровне дохода (см. вопрос 25).

Следует отметить, что здесь пожалуй сказался недостаток места опроса, так как авторам известны многие перевалившие 40-ка летний рубеж и продолжающие активно заниматься РИ.

номер вопроса

процент

сумма

20

Ваш возраст?

99%

135

до 18-ти лет

6%

8

18-22 года

36%

50

23-29 лет

49%

67

30-39 лет

7%

10

свыше 40

0%

Без комментариев. Как говориться каждой по мужу, каждому по жене.

номер вопроса

процент

сумма

21

Ваш пол?

94%

129

мужской

47%

65

женский

47%

64

Многие задумывались о работе в РИ, но видимо лишь один процент реально может это реализовать.

номер вопроса

процент

сумма

22

Ваше социальное положение?

94%

129

учащийся/студент

40%

55

безработный (ая)

2%

3

вольнонаемный работник

8%

11

рабочий (ая)

7%

10

служащий (ая)

18%

24

средний менеджмент, технический руководитель

18%

24

высший менеджмент, владелец фирмы

1%

2

Итак, мы вполне себе образованная часть общества, мы гораздо образованнее, чем в среднем по стране. (Хотя может быть опять сказалась Москва, но думаем вряд ли.)

номер вопроса

процент

сумма

23

Ваше образование?

92%

126

незаконченное среднее

3%

4

среднее/ среднее профессиональное (ПТУ)

4%

6

среднее техническое (техникум)

4%

5

незаконченное высшее

41%

56

высшее гуманитарное

20%

27

высше техническое

7%

10

два высших, MBA, ученая степень

13%

18

А вокруг гуляет миф, что ролевики и семья понятие несовместимые. А то, что большинство холосты, так это временно, поверьте.

номер вопроса

процент

сумма

24

Семейное положение (только для тех кому больше 18-ти лет)

93%

128

не женат / не замужем

72%

98

женат / замужем

16%

22

живём раздельно

1%

1

разведён / разведена

5%

7

вдовец / вдова

0%

номер вопроса

процент

сумма

25

Доход в месяц на члена Вашей семьи (без учета доходов родителей и т.п.)?

97%

133

до 5 тыс. руб.

18%

24

от 5 до 10 тыс. руб.

31%

43

от 10 до 20 тыс. руб.

29%

40

от 20 до 40 тыс. руб.

17%

23

свыше 40 тыс. руб.

2%

3

Вопросы 26 и 27 были направлены на понимание наших взаимоотношений с обществом. В ролевой среде мы часто встречали мнение о том, что к нам относятся негативно. Данные показывают, что большинству вообще все равно, чем мы занимаемся (среди родственников таких меньше, а они люди гораздо более заинтересованные, и даже при этом большей половине из них все равно).

номер вопроса

процент

сумма

26

Отношение родственников к Вашему занятию РИ?

97%

133

резко отрицательное

8%

11

нейтральное

55%

75

положительное

27%

37

мы вместе ездим

7%

10

номер вопроса

процент

сумма

27

Отношение окружающих (не ролевиков) к Вашему занятию РИ?

99%

135

я скрываю своё увлечение

9%

12

отрицательное

2%

3

нейтральное

68%

93

положительное

18%

25

у меня нет окружающих вне РИ

1%

2

Итак, в заключение. Мы - средний класс. Да, мы чуть более образованы (сравнить с уровнем образования по РФ), у нас чуть более развита фантазия, мышление и навыки общения. Но в остальном - мы средний класс: по уровню дохода на члена семьи, по времени, которое мы уделяем нашему хобби, по социальному статусу и семейному положению.

Так что может быть пора прекратить разговоры об уникальности или обособленности РИ, к понимаю, что это просто нормальное хобби, нормальных людей. Просто в силу самого хобби, его более просто применять в жизни, чем коллекционирование.

Приложение 1 Данные опроса по Германии

Приложение 2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

данные Госкомстат

 

2005 тыс. чел.

2006 в %

Все население

143474

100%

   в т.ч. В возрасте

 

0-4

6867

4,79%

5-9

6536

4,56%

10-14

8469

5,90%

15-19

12241

8,53%

20-24

12267

8,55%

25-29

10881

7,58%

30-34

10211

7,12%

35-39

9412

6,56%

40-44

11665

8,13%

45-49

11885

8,28%

50-54

10518

7,33%

55-59

7656

5,34%

60-64

5179

3,61%

65-69

7510

5,23%

70 и более

12177

8,49%

Приложение 3 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ

(в процентах к итогу)

 

2005

Все население

100

в т.ч. Среднедуш. Доходами руб. в месяц.

 

до 1500,0

3,2

1500,1- 2500,0

8,9

2500,1-3500,0

11,5

3500,1-4500,0

11,5

4500,1-6000,0

15

6000,1-8000,0

14,9

8000,1-12000,0

17,3

свыше 12000,0

17,7

Приложение 4. СТРУКТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ

Просим обратить внимание на размер доходов, направляемых на услуги. Мы все-таки тратим на наше хобби сильно большую часть доходов (см. соответствующие вопросы).

(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств;

данные Госкомстата

 

2005

Потребительские расходы - всего в %

100

в том числе:

 

расходы на покупку продуктов для домашнего питания

33,2

расходы на питание вне дома

2,9

расходы на покупку алкогольных напитков

1,9

расходы на покупку непродовольственных товаров

38,6

расходы на оплату услуг

23,5

в том числе на оплату:

 

жилищно-коммунальных услуг

8,3

бытовых услуг

2,8

услуг учреждений культуры

2,1

услуг в системе образования

2,2

медицинских услуг

1

санаторно-оздоровительных услуг

0,4

услуг правового характера

0,1

услуг пассажирского транспорта

2,9

услуг связи

2,7

прочих услуг

1

Приложение 5. УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ1

(по данным переписей населения; на 1000 человек соответствующей возрастной группы )

2002 год

Имеющие образование

 

 

 

 

 

 

Не имеющие начального общего образования

 

профессиональное

общее

 

высшее (включая послевузовское

неполное высшее

среднее

начальное

среднее (полное)

основное

начальное

Все население в возрасте 15 лет и более

160

31

271

127

175

138

77

10

В возрасте лет

 

 

 

 

 

 

 

 

15 - 19

32

62

49

338

451

53

5

20 - 24

118

128

271

137

227

91

13

4

25 - 29

214

42

315

149

174

82

9

3

30 - 34

212

31

371

154

159

49

7

3

35 - 39

218

24

374

157

166

39

6

3

40 - 44

209

18

362

165

181

43

7

3

45 - 49

203

15

347

170

178

63

11

2

50 - 54

202

14

333

153

172

93

19

2

55 - 59

222

15

294

133

150

123

46

3

60 - 64

164

10

233

109

127

203

137

7

65 - 69

138

8

198

90

87

203

249

18

70 и более

85

9

128

59

63

190

397

60

1) Уровни образования населения представлены в соответствии с Законом Российской Федерации от 13 января 1996 г. N12-ФЗ "Об образовании".


[1] См. например Воронина Ирина "Языковой портрет красноярских ролевиков" http://rpg.nsk.ru/texts/rpg/lections/voronina/diplom.htm, опрос, который также проводился в начале 2006 г. касательно играющих по Толкину и знания эльфийских наречий

[2] ...???

[3] Здесь уместно упомянуть, что несколько лет назад в некоторых клубах города Москвы задавался вопрос "Зачем Вы пришли в клуб?", и наиболее частый ответ был "Найти общество для выживания".

[4] Также смотри http://eglador.info/forum/index.php?topic=4173.0

[5] Жаль забыли вопрос по распределению по профессиям, наш недосмотр.


Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог