10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [20.04.24]
Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Написать редакторам
/ Сообщество / Взгляд изнутри
текст   Сети и сетевое управление Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати
Рекомендации: +:0     :0

«В третий раз он закинул невод.
Пришел невод с золотою рыбкой»
Алексей Яцына (Коровка)
Общество меняется. Или нет? Утверждают, что сегодняшние изменения глобальны и ведут нас к качественно новому образу жизни. Это так? Говорят, мы стоим на пороге новой экономики и все процессы производства и распределения изменились, а добавленная стоимость создается в новых сферах. Глобализация ждет нас? Традиционные общества разрушаются. И что? Концепции мироустройства выкидываются на помойку. А вместо? Любой коллектив обречен на смерть еще в момент рождения. Есть ли бессмертие?
Как ни странно, но многое из того, что публикуется по современным социально-экономическим отношениям, содержит крупицу истины. Однако большинство исходят из постулата, что мир меняется в корне. Я исхожу из принципа, что по сути ничего не меняется. Форма многократно гибче содержания.
И именно изменение формы требует новых концепций, подходов и взглядов на общество, экономику, политику, право. Концепции нужны, конечно же, не сами по себе и даже не для того, чтобы объяснить кому-то, как этот мир устроен. А лишь и только для того, чтобы понять окружающее и научиться в нем эффективно действовать.
Я буду говорить о сетях, сетевом взаимодействии, устройстве сетей и управлении в них и ими. Это будет совсем не так, как пишут в учебниках по программированию или экономики. Это даже не будет похоже на курсы молодого рыбака, хотя примеры буду черпать отовсюду и из этих областей тоже. А теперь отодвинетесь от своего знания об обществе, социальных процессах, коллективах
Эта работа немного двойственная. С одной стороны – это попытка теоретического осмысления (в том числе происходящего на практике), с тем чтобы найти новые формы деятельности, управления, взаимодействия. Стать эффективнее. С другой стороны, эта работа – полемика. Последнее время в ролевой среде участились различные маниакально-депрессивные настроения. Прямо вал какой-то статей о кризисе, об умирании игр, о нашей страшной далекости от народа, о вырождении игр. Взрослые, уважаемые и солидные дядьки на хорошей теоретической базе доказывают как все плохо и что это плохо неизбежно.
Но на мир можно и давно уже пора взглянуть по-другому. Что и делается в этой заметке.
Следует заметить, что задумывалась и начала писаться эта статья отнюдь не для ролевой среды. Но по зрелому рассуждению я склонился к мысли, что для ролевиков эта информация важнее, чем для узколобых менеджеров.

Сеть – кажется такое простое и понятное понятие. Что его объяснять и толковать. Практически у всех перед глазами встает одна и та же ассоциация: рыболовная сеть с ячейками, узлами и связями между ними. Хотя ошибаюсь. Все больше тех, кто сразу вспоминает об Интернете и Всемирной паутине. Люди с экономическим или управленческим образованием может быть что-то слышали о сетевом управлении.
Однако при применении этого термина на область социальных отношений возникают проблемы с образом, который минуту назад был таким ясным и понятным. Так что же такое сеть в обществе? Как она выглядит, как работает, как существовать в ней человеку?
Увы, «чувственного опыта» до сих пор практически не существует. Связанной теории, объясняющей все (или большинство) событий и явлений тоже. Вот и попробуем разобраться.
Несколько тезисов (конечно спорно, но докажите обратное):
Человек (как вид) практически не меняется последние несколько тысячелетий: те же реакции, те же умственные и физические процессы, та же скорость принятия решений, все то же правило 7+/-2 и т.д. и т.п.
А отсюда немного парадоксальный вывод: социум (как естественная среда обитания человека, естественное состояние его жизнедеятельности) также практически не меняется, то есть в любой момент времени мы можем найти в обществе одни и те же черты в структуре, в отношениях и прочем.
Не потому ли трактаты древних китайцев по военному искусству до их пор используются как учебники в военных вузах, а заповеди Библии актуальны каждый день. И каждое новое поколение сетует, что нынешние уж не те. И новые дети ломают старые устои...ну это так к слову.
И самое главное, что составляет жизнь человеческого общества – это понятия иерархии и статуса.
Иерархия входит в самом начале жизни ребенка, и избежать ее невозможно. Тех, кто кормит и заботится о ребенке, он воспринимает, как главных, выстраивая в своем сознании лесенку, кто кому может указывать, кого слушаться, определяет, что ему позволено. Так мать занимает чаще всего главенствующее положение. Отец – где-то там в стороне. Он вождь и кормилец, но обращен во внешний мир. Другие (бабушки, дедушки, дяди, тети) – так, прислуга, младшие по рангу, выполняющие повеления старшей, матери. С течение времени старшинство в нашем представлении меняется, но восприятие социальных отношений как иерархии остается навсегда. Да-да. Иерархия остается навсегда, хотя каждый воспринимает ее по-разному. Кто-то как уважение чьего-то авторитетного мнения, кто-то как слепое подчинение чье-то воле.
Статус понятие еще более важное. Оно направляет и определяет всю сознательную часть нашей жизни. Статус – это обладание чем-то, что в данной социальной группе признается наивысшей ценностью, в том числе и уровнем в иерархии. Соответственно, социальная группа, обладающие наибольшим количеством этой ценности, признается доминирующей и может указывать другим (включается правило иерархии).
Это положение не меняется тысячелетиями. Меняются условия жизни, меняются риски и опасности, что влечет изменение представления о наивысшей ценности. В древности ценили силу, удачу, военное искусство и высшей кастой стали воины. А в Азии ценили власть и умение распоряжаться подданными и высшей кастой стали чиновники. Теперь ценят больше всего деньги и высшей кастой стали собственники или топ-менеджеры.
Но заметим, что каждая социальная группа имеет помимо этаких общераспространенных представлений о высшей ценности, еще и свои. Более того, они могут быть даже противоположны нормальным (в статистическом смысле) ценностям. Творческим людям наплевать на деньги – их влечет известность, слава.
И в каждой социальной группе выстраивается своя иерархия. Принадлежность к тому или иному уровню определяется своей системой значков и символов. У кого-то эти символы заметны: дорогой костюм, часы, галстук. В каких-то группах статусных людей указывают друг другу лично: «вон пошел Сам Самыч, да ты что, не знаешь, это ведь живая легенда».
В каждой социальной группе есть свои сложившиеся пути продвижения наверх: требуется кем-то стать, что-то сделать, с кем-то быть знакомым и прочее.
Итак, определились. В любом случае мы воспринимаем социум как иерархию. И эту иерархию мы выстраиваем в соответствии с представлениями о ценностях, имеющих значение в нашем обществе.
Теперь немного о ключевом понятии в жизни любого сообщества – коммуникации. Общение является неотъемлемой частью нашей жизни, и устройство коммуникационных потоков отражает структуру как общества в целом, так и каждой социальной группы, коллектива в частности. Поскольку общество живет информацией, то и контроль над ней, а также линии ее передачи является предметом пристальнейшего внимания всех, кто занимается социологией, управлением, работой с коллективами. Здесь не буду подробно излагать все, что необходимо знать о коммуникациях, но важно иметь их всегда ввиду. Определим лишь, что есть узел и линии. Узел (человек или коллектив), который информацию создает, обрабатывает, хранит. А линия – это путь передачи информации от одного узла к другому (да-да, Интернет – это жалкий слепок с социума).
До сих пор подавляющее большинство научно-философских концепций рассматривало мир с точки зрения вертикальной. Беря сложившуюся на тот момент иерархию за основу, моделируя для нее «идеальное» состояние и предлагая как уникальное решение всех проблем. Это относится и к социологии и к экономике и к политике и т.д. Конфуций описал идеальную иерархию государства, и она закрепилась на две с лишним тысячи лет в Китае. Средние века дали европейцам похожие представления о государе и пирамиде под ним. Капитализм предстал во всей красе собственника и нижестоящих классов (или групп) и породил учения о научном менеджменте с его вертикальными иерархическими структурами. Социалистические учения в большинстве своем также воздвигли вертикальную иерархию во главе с партией единомышленников.
Главное во всех этих концепциях было признание главенства одних на информацию и требования об ограничении ее распространения. Самой главной ошибкой – полное игнорирование «горизонтальных» коммуникационных потоков. Более того, их сознательно давили: государство, церковь, хозяева. Информация – это власть. И в тех условиях социально-экономических отношений властью было накопление информации, а не разделение ее с другими членами сообщества.
Впрочем, и само развитие коммуникационных технологий не позволяло пользоваться всеми возможными путями и вариантами.
И только сегодня приходит сознание о ценности любой коммуникации. Только сегодня технологии позволяют вовлекать в круг общения широчайшие массы. Информация стала дешевой и доступной.
Сеть существовала всегда. Ведь вассал общался не только со своим сюзереном, но и с другими вассалами и со своими вассалами и с вассалами другого сюзерена и даже с другими сюзеренами. Но важнейшая информация передавалась только сверху вниз, а потому все остальные линии общения были не важны.
Сегодня сеть вышла на первый план.
Сегодня именно с позиций сетевого сообщества только и можно смотреть на мир.
Границ нет. Если вы поставите границы – вы проиграли. Неважно где эти границы пройдут: в физическом мире, в виртуальном или в вашем сознании. Появилась граница – вы сделали шаг к пропасти.
Любая социальная группа побеждает, пока открыта. Тогда она имеет возможность наращивать количество членов. И это будет развитие. Развитие со своими трудностями (можно их назвать кризисами, но лучше революциями), но развитие.
Сеть – это не плоская структура, это объем. Это не кристаллическая решетка, а что-то более сложное. Где-то как паутина, где-то как молекула ДНК или бензойное кольцо. Есть узелки побольше, есть поменьше. Густота связывающих линий также варьируется. Нет ни начальников, ни подчиненных. И каждый конкретный проект имеет все шансы собрать свою группу, которая сама устанавливает взаимоотношения внутри себя (в том числе функциональные, иерархические, ролевые). Но ничто не может помешать любому члену группы работать в других проектах на других ролях, в других ипостасях.
Никто не может быть назначенным начальником.
Статус любого в сети зависит только и исключительно от его собственной активности. Чем больше ты выдаешь информации в сеть, чем больше пропускаешь через себя, чем больше линий коммуникации поддерживаешь – тем ты более значимый узел в сети. Это и только это определяет развитие всего сообщества. Нельзя приказать всем построиться и быть белыми. Но можно самому двигаться туда, увлекая других.
И как только ты закрылся. Перестал следить за событиями (принимать информацию), перестал активно принимать в жизни сообщества участие, то вокруг тебя образуется вакуум. Тогда твой коллектив сразу сжимается до размеров малой группы и, конечно же, вступают в действие хорошо описанные закономерности: еще чуть-чуть рыпаемся, потом стабилизация и спад. Далее смерть коллектива или его латентное существование.
И все зависит от вашей позиции. Клуб разделился надвое. Кризис говорят одни. Шанс говорю я. Ведь возросло количество коммуникаций, выросло количество интересов, проектов, направлений деятельности. (В конце концов, любой химик или физик знает, что для ускорения реакции ингредиенты необходимо раздробить, чтобы добиться максимального отношения площади поверхности к объему.) Значит люди этого клуба имеют возможность стать еще более значимым узлом сети, сильнее повлиять на окружающее, увлечь общество в свою сторону. Кстати, нет больше руководителя клубы, тоталитарного вождя лишь потому, что он имел привилегию на информацию. Клуб будет таким и делать то, что захотят его члены, в свою очередь интенсивно общаясь с остальной сетью, получая оттуда информацию (тенденции, моду, влияния).
Сеть практически бессмертна. Выпавший узел заменяется другим, информация достигает адресата по другому пути. Именно в этом преимущество сетевых организаций. Нет жесткой привязки, зависимости к какому-то человеку или группе лиц, кто контролирует информацию и коммуникационные линии. Существующая техника позволяет без труда общаться Европе с Сибирью, даже если Урала, например, не будет в этой сети.
Маленькое замечание. Все население планеты делится на большие и маленькие социальны группы или сообщества, коллективы. Принадлежность к тому или иному сообществу определяется только и исключительно общностью разделяемых ценностей. Очевидно, что вне зависимости от причин, приведших человека в ролевые игры или в предпочитаемые игры, сами игры, участие в них и все что с этим связано (общение, развитие, отдых, обучение, социализация, эскапизм, экспериментаторство, психразгрузка и т.д.) является для человека ценностью. Собственно то, что и делает нас сообществом, позволяет идентифицировать нас как сообщество. Неважно, что многие из нас никогда не видели друг друга и не увидят. Не имеет значения, что игры у нас разные, и я могу полностью отрицать тот вид игры, который близок любому из вас. Но. Есть ценность – есть социальная группа. А о том, как рассматривать в ней свой статус и свое иерархическое положение я только что сказал. Но повторюсь. Будьте активными и, может быть, все решат, что вы правы, а они нет.
Как только вы решили, что вот такие-то игроки, игры, правила игр не подходят вообще, это не игры и им не место в нашем сообществе – вы проиграли. Вы обрекаете себя на застой и поражение. Ваш коллектив перестанет существовать. Узел распадется и примкнет или нет к другим узлам сети.
Да, очень трудно быть активным. Да, очень трудно выйти за рамки рассмотрения собственного клуба. (Как уже замечено отдельная ячейка живет именно согласно статичной модели социальных групп, а потому действительно, скорее всего, умрет.) Тем более трудно признать, что другие делающие иначе, такие же, как и ты. Но это так.

Я не просто верю в ролевое сообщество. Оно развивается. С каждым годом больше игр. Они разнообразнее. Нас все больше. Мы все умнее. Старики могут бурчать в своих норах, окруженные такими же кротами. Им кажется, что все уже закончилось. Для них да. Но для нас все только начинается.
Я знаю только один путь развития сообщества и развития его в нужном мне направлении – увеличение численности сообщества при моей максимальной открытости и активности.
Я знаю, что именно в ролевой среде, в нашем сообществе сейчас зарождаются и отрабатываются модели будущего, которые неизбежно примут и другие сообщества.
Посмотрите на сегодняшние большие игры. Это же суперпроекты. Мало кто из топ-менеджеров крупнейших компаний мира способен на такое. Специалисты по управлению проектам хватаются за голову, но решить такие задачи не могут. Им надо, чтобы хоть одна из сторон (или игроки или мастера, в нашем случае), были централизованы.
А люди, распределенные по 1/7 суши делают и готовят игру (многие не знают друг друга и никогда не видели), куда в установленное время приедут сотни человек, также проживающие на 1/7 части суши. И более того даже невозможно сказать, кто делает, а кто участвует. Это совместная работа. И мнение игрока, его удачная разработка включается в мастерский концепт и становится обязательной к учету всеми другими игроками и мастерами. Посмотрите, мы живем в разных городах. Не просто играем в разные игры, но и в разных игровых школах и традициях, но способны понять друг друга, и мастера и игроки, встретиться и договориться.
Посмотрите, как ширится наше сообщество: игры, встречи, семинары, конвенты, конференции, деловые игры, выступления, публицистика.... Всего уже давно не перечесть. Это будущее.

Откройте глаза. И поймите. Границ нет. Есть вы и сообщество. И вы сегодня можете сделать его чуточку таким, каким хотите видеть. Только не кричите, что все враги и все всё делают не так. Просто сделайте так, как хотите. Сеть большая – вы всегда найдете сподвижников.
Да, в общем, получилось не очень глухо-теоретически, а скорее площадно-митингово. Я не хотел писать манифест. Так получилось. Наверное, я еще (или не я) напишу большой и скучный труд: теоретико-методолгические аспекты взаимодействия в социальной среде единого приоритета (или другую муть). А пока пусть будет так.


Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог