Об обсуждении игры
Альманах "Мастера-2"
Почти все соглашаются с тем, что обсуждение игры надо делать, однако
почти никто не делает так, чтобы от него была хоть какая-то польза. Автор
не претендует на полное знание всех тонкостей хорошего проведения обсуждения,
однако, как всегда ;), хочет высказаться по поводу "краевых условий", которые
должны всегда соблюдаться, но почему-то не соблюдаются почти никогда. Итак,
что-то типа "Памятки мастеру, ведущему обсуждение".
Обсуждение - не междусобойчик. На обсуждении обязательно должны быть все
мастера, все капитаны команд, большинство ключевых игроков. Очень желательно
присутствие технических мастеров и "рядовых" игроков, если таковые были.
На играх с числом участников менее 25 человек присутствие всех игроков
- более чем желательно. Зачем это нужно? Во-первых, в обсуждении полагается
"ломать" игру, т.е. выискивать недостатки, ошибки, просчеты и т.п. как
мастеров, так и игроков. А при всяком обвинении (в данном случае в плохом
мастерении или плохой игре) по-хорошему полагается выслушать все конфликтующие
стороны. А во-вторых, когда кого-то нет, легко забыть про все неудачи,
связанные с ним или, что еще хуже, "повесить всех собак" на отсутствующего
- дескать я не виноват, а вот он все испортил. Это не обвинение в злокозненности
- просто спор есть спор.
- На обсуждении открываются все карты. Очень важно рассказать как все было
"на самом деле", раскрыть все скрытые от участников игровые механизмы,
рассказать все основные задачи и действия игроков. Дело в том, что практически
у каждого игрока после игры остается масса непонятных моментов, многие
действия других игроков и/или мастеров кажутся ему абсолютно нелогичными
и т.п. Особенно это касается случаев мастерского произвола. Если все карты
будут раскрыты, игрок (а заодно и мастер) сможет отличить неприятности,
произошедшие по собственной вине и глупости, от неприятностей, вызванных
необходимостью вести игру ("корректный" мастерский произвол) или сознательно
созданных другими игроками. Главная цель раскрытия карт - выявить именно
ошибки и отличить их от тех действий, которые хотя и принесли вред игроку,
но не могли быть не совершены.
- Обсуждение - не выставка достижений. При "раскрытии карт" разговор может
легко уйти в плоскость петушения ("Да я их всех...") и пересказа красивых
моментов. Оставьте это для вечеров воспоминаний. Главное - попытаться составить
у мастерской команды и большинства (в идеале - всех) игроков четкое представление
о том, что должно было происходить на игре (по вводным), как это происходило
и, главное, почему это происходило именно так. Если все участники РИ будут
представлять себе это хотя бы в общих чертах, тогда есть надежда, что из
обсуждения выйдет толк и кто-нибудь вынесет из этой игры что-нибудь, кроме
приятных воспоминаний (как уже неоднократно заявлялось, автор считает удачной
только ту игру, в результате которой участники научились и/или узнали что-то
новое).
- Не обсуждать возможные продолжения. Если игра проведена хорошо, у большинства
участников есть свое видение того, как бы сложилась их судьба, если бы
игра продолжалась и дальше. Иногда это суждение совпадает с мастерским,
чаще всего - нет, так как игрок склонен из множества вариантов выбирать
наиболее для себя благоприятный (который, как правило оказывается наименее
вероятным). Соответственно, не стоит заниматься выяснением всех мнений
на тему: "чтобы было бы, если бы игра продолжалась и дальше" - иначе обсуждение
превратиться в базар. В идеале, мастерам следует поставить окончательную
точку уже на самой игре и пресечь все дальнейшие разговоры на эту тему.
Все сказанное выше содержало в основном негативные вещи - чего делать
не следует. Однако, возникает вопрос: что же должно быть на обсуждении
РИ и, вообще, зачем оно проводиться? Автор видит две задачи, которые должно
решать обсуждение ролевой игры. Первая заключается в анализе мотиваций
и действий как игроков, так и мастеров. Исходя из этого, на обсуждении
должен быть выделен и проговорен весь полученный игровой опыт, как положительный,
так и отрицательный. Очень часто игроки (да и мастера) понимают что сделали
что-то неправильно, но не понимают что именно, и обсуждение может в этом
случае помочь разобраться. Таким образом, первая цель которую преследует
обсуждение - совершенствование и повышение уровня участников РИ, как игроков,
так и мастеров.
Вторая задача представляется автору наиболее важной. Когда обсуждены
все конкретные игровые действия обсуждение дает прекрасный повод абстрагироваться
от антуража и результата РИ и поговорить о том, во что собственно мы играли
на самом деле. В хорошую игру всегда заложена одна иле несколько "стержневых"
идей или проблем, которые никак не связаны с ролевыми играми и встают перед
людьми в "обычной" жизни. Захотелось поговорить об осознании последствий
совершаемых действий - сделаем игру, в которой игроки в стремлении победить
вызвали опасность, угрожающую всем, а за своими распрями еще и "прозевали"
ее. Если снова возникнет реальная опасность тоталитаризма, сумею ли я распознать
ее или буду маршировать "в рядах", да и, вообще, откуда берутся эти ряды,
в которых каждый "против", а все вместе почему-то "за". Почему бы не сделать
игру, например, об этом? Но только после этой игры не разойтись по домам
а сесть и обсудить, какие ответы на поставленные игрой вопросы появились
в результате игры. Эту, "жизненную", часть обсуждений автор считает возможно
более важной, чем сама игра и делает все свои игры только ради того, чтобы
было о чем серьезно поговорить на обсуждении.
И последнее. Вне зависимости от того, были ли Вы мастером или игроком,
не забудьте сказать остальным участникам: "Спасибо за игру"
П.С.
|