10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [20.04.24]
текст   Норвежский круговой - что и откуда / Форум комментариев дать свой комментарий Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати

 [все темы]   [лента] 

 Тема: Норвежский круговой - что и откуда
Автор: Nimven
Дата: 01.01.02 23:22
Исходный материал: текст Норвежский круговой - что и откуда
Один из популярных танцев в тусовке, случайно вошедший в программу старинных танцев пару лет назад с легкой руки Милены.

Все стоят в кругу, взявшись за руки и идут против солнца,в отличие от русских хороводов (в общем, с правой ноги направо). Поет очень красивую и непривычную песню норвежская женщина с диска, все стоят и пытаются проникнуться... Чем?

Норвежские народные танцы

Перевод Ларисы Савенковой.

Если говорить о норвежском народном танце, вернёмся немного назад, в историю, к истокам национального танца. К сожалению, Норвегия не очень богата старейшими свидетельствами о танце. Одно и, пожалуй, единственное свидетельство, относящееся ко времени между 500-1000 гг. до н. э., это наскальные изображения.

На них, как утверждают археологи, изображены танцующие фигуры, которые напоминают своими позами об определённых формах норвежского танца - танце в присядку. Но это утверждение, к сожалению, почти не имеет доказательств о том, что это именно танец изображён на рисунках, т. к. разрыв во времени и культуре слишком большой. Следующее упоминание о танцах в Норвегии найдены в некоторых официальных документах и относятся к средним векам, начиная с 1232 г. Существовали в то время танцы, носящие название - именные, т. е. танцы, названные в честь знаменитых людей того времени, либо в честь мастера этого танца.
Время до 1600 г. лежит в так называемой "темноте". Этот период был страшным, очень трудным для норвежцев, поэтому они назвали его - тёмным.
Обрушившаяся на страну чума, унесла с собой больше половины и так не многочисленного населения, после чего страна попала под зависимость Дании.
Норвегия, как отдельное государство, в то время не существовала. Независимость была получена лишь в 1905 г. До этого времени норвежская культура, как бы переплетается с культурой Швеции и Дании.
Специалисты, исследовавшие позднее народную культуру Норвегии, придавали своему исследованию научное значение. Они пришли к мнению, что народная культура не играла большой роли в старом крестьянском обществе.
В Европе, танцы имели отношение к магии, волшебству, были порой тесно связаны со служением Богу. В Норвегии это явление не прослеживается. Связи с религиозными действиями и магией в тот период не существовало. Танец предназначался для отдыха, для удовольствия, для души и был " ядром" на любом празднике у крестьян. Танец ценился за создаваемую им "ауру" общения, которая позволяла молодёжи находить общий язык между собой. Самому же танцу, т. е. танцевальным движениям придавалось очень мало значения. Народ собирался, чтобы в общении расслабиться, как физически, так и духовно. Детям, до определённого возраста, не разрешалось участвовать в танцах. Сначала они должны были причаститься в церкви. Это правило строго соблюдалось. Дети же прятались и, не взирая на правило, учились танцу самостоятельно, за что бывали наказаны. После причащения многие из детей уже имели тайный опыт обучения танцам, а для тех, кто его не имел, не требовалось много времени, чтобы научиться, т. к. норвежцы считали, что все они рождены с национальным, танцевальным духом.
Обучение танцам по стране проходило не организованно. То тут, то там появлялись "мастера", которые пробовали обучить молодёжь искусству норвежского танца.
Как уже говорилось, самое большое развлечение в жизни крестьян был танец. Типичный репертуар норвежских танцев не был богат по своим формам. С начала ХХ столетия можно насчитать не больше 6-8 различных танцев и танцевальных форм, не совсем относящиеся к танцам, например такие, как песенные игры и танцевальные песни. Танцы делились на быстрые, которые исполнялись только обученными танцорами и медленные - для всех желающих.
Норвежский танцевальный репертуар XIX в. можно разделить на 3 основные группы:

  1. Старинные танцы
  2. Деревенские танцы
  3. Парный танец
    Под названием, старинные танцы, подразумеваются интернациональные танцы, пришедшие в Норвегию с учителями из разных стран, например, полька, мазурка, галоп, вальс.
    Вторая группа танцев - деревенские танцы. Многие формы этой группы исполнялись только в деревнях. Интеллигенция в них участия не принимала.
    Из группы деревенских танцев можно выделить 3 древнейшие, наиболее распространённые формы в Норвегии. Одна из этих форм называется цепочный танец. Эпические народные песни и баллады являлись источником и свидетельством его развития, т. к. в них вскользь упоминалось о средневековом цепочном танце. До сих пор остаётся неизвестным то, была ли эта форма рождена в Норвегии или же, была завезена из других стран. Важнейшая черта танца в том, что все танцующие держались за руки и, образуя цепь, продвигались подпрыгивающим шагом или просто шагом, который мог сопровождаться определёнными движениями рук, ног, головы в такт музыки.
    Цепь могла выстраиваться в "ворота", завиваться "змейкой" и "спиралью". Танец исполнялся под музыку или под балладу. Тесная взаимосвязь между танцем и балладой наблюдалась в основном на северных островах Норвегии. Эта связь стала традицией и сохранилась там по сей день.
    Другая форма деревенского танца - "длинный" танец. Танец без определённых движений, напоминающий игру. Эта форма была известна во всех скандинавских странах и пользовалась популярностью на свадьбах до начала ХХ в. Танец носил обрядный характер и представлял собой своеобразную прогулку по домам в деревне, где проходила свадьба. Цепь росла после посещения очередного дома и становилась необыкновенно длинной (отсюда название танца).
    Следующая форма деревенского танца - круговой танец, хоровод. Это тоже групповой танец с разнообразными рисунками. Построение танца зависело
    от музыки. Хороводы носили радостный, праздничный характер. В одном из сохранившихся документов рассказывалось, что летним днём собирались крестьяне и стар, и млад, на природе среди гор. Отыскивали ровные площадки и разводили костры. Затем, взявшись за руки, начинали танцевать круговой танец, хоровод. Танец исполнялся под пиликанье музыкантов на 2-х, 4-х струнных инструментах, а так же под пение самих же музыкантов. За каждой новой фигурой круга исполнялась новая мелодия или песня. Те, кто не танцевал, рассаживались вокруг и пили вино из бочек. Танцевали и пили всю ночь, до тех пор, пока музыканты не расходились по домам. Тогда праздник считался оконченным, и все шли спать, только некоторые из жён ещё долго бродили вокруг погасших костров, отыскивая своих пьяных мужей.
    И, наконец, третья группа танцев - норвежские парные танцы. Эта группа получила своё распространение в XVI в. Парный танец имеет множество форм, которые подробно описаны в книге известной норвежской собирательницы народных танцев Клары Семб. В парном танце того времени существовало правило - самая представительная, популярная пара или же пара, купившая себе право на танец у музыкантов, могла танцевать первыми или же совсем одни. Остальные пары становились в круг и подтанцовывали ведущей паре. Танец исполнялся как в быстром, так и в медленном темпе и носил характер променада.
    В нашем столетии в Норвегию пришли танцы, носящие название модерн и имеющие латиноамериканское происхождение, например такие, как танго, фокстрот и другие. Норвежские исследователи считают, что эти танцы имеют полное право занять своё место в танцевальном репертуаре Норвегии т. к. их значение сегодня приравнивается к положению народных танцев в прошлом. Из всего сказанного ранее можно отметить, что норвежская культура не богата танцевальными традициями, но то, что они имеют на сегодня, бережно хранят в Национальном музее Норвегии.

Наконец, описание танца: 16 увесистых шагов по кругу, 3 шага все в круг, не размыкая рук, на 4 счет - привстали и топнули пятками, опускаясь ("топ"), одновременно все хлопнули в ладоши. На 3 шага разошлись, на 4 счет топ, в круг 3 шага, на 4 счет - топ, из круга - 3 шага и топ.
Отпустили руки, девушки на 3 шага (все начинают с правой ноги выходы в круг)в круг, на 4 счет каждая смотрит направо и хлопает по протянутой руке партнерши, одновременно протягивая полусогнутую левую руку налево, чтобы по ней тоже хлопнули. На 3 шага вернулись, на 4 счет аналогичный хлопок всем кругом.
На 3 шага вышли юноши , хлопнули, вернулись обратно, хлопнули. Пока в кругу играют в ладушки, стоящие на месте тоже хлопают 1 раз, чтобы было слышнее, но просто в ладоши.
Далее выходят девушки, хлопают и при отходе сдвигаются на одного кавалера влево. Выходят юноши , хлопают и сдвигаются на одну девушку вправо. Далее кавалеры поворачиваются к партнерше слева и протягивают с ней друг другу правые руки. На 4 шага обходят друг друга, оказываясь на четвертом шаге спинами друг к другу, но каждый на том же месте, с которого начал обход, и протягивают следующему партнеру левые руки. Меняются с ним на два счета (полоборота). Фигура называется шен ("цепочка")и выполняется вся на 16 счетов, после чего все разворачиваются в круг и снова все сначала. В шене все девушки идут в одну сторону парни, соответственно, в другую.

 ответить

 Автор   Тема   Дата 
  Nimven
 
Текст
  Норвежский круговой - что и откуда
 01.01.02 23:22 

Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог