10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [29.03.24]
текст   Роль литературного дискурса в построении сюжета ролевой игры / Форум комментариев дать свой комментарий Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати

 [все темы]   [лента] 

 Тема: Роль литературного дискурса в построении сюжета ролевой игры
Автор: Зубарева Юлия
Дата: 23.01.02 12:36
Исходный материал: текст Роль литературного дискурса в построении сюжета ролевой игры
Тезисы к докладу

Описание объекта становится достоверным только в двух противоположных системах описания. Ролевая игра, являясь текстом, призвана описывать объекты. Соответственно, она должна содержать две противоположные системы для достоверного описания.
Источниками для сюжетного оформления ролевой игры являются тексты. При этом, несмотря на внешнюю форму текста, все они являются литературными произведениями. В данном случае речь идет и о так называемых исторических текстах. С другой стороны часто художественные произведения при создании ролевой игры воспринимаются как исторические (достаточно вспомнить эпопею, посвященную творчеству Дж. Р. Р. Толкиена и методы создания игр по мотивам его произведений).
Таким образом говорить о сочетании «историчности» и «художественности», как о двух противоположных системах при описании объекта внутри ролевой игры представляется крайне проблематичным.
При этом, одной из систем описания объекта останется литературное произведение (или их сочетание). Само по себе рассматриваемое произведение имеет значение (денотат) в том случае, если для него существует контекст. Иллюстрация: сюжетной темой является тема борьбы деструктивных (темных, сил хаоса) и конструктивных (светлых, сил космоса) начал. Контекстом литературного произведения (высказывания) в данном случае является необходимость стилистического оформления данного сюжета. Таким образом художественное высказывание имеет истинностное значение, но в данном тексте (в рамках данной игры) – по Кастанеда, Левис, Миллер. При работе с художественным произведением необходима определенная степень нейтрализации по истинности/ложности высказывания. Ясно, что для восприятия подобной нейтрализации необходимо развитое культурное сознание, которое реагировало бы на повествование с вымышленными обстоятельствами и персонажами ровно настолько, насколько эта реакция может быть признана адекватной.
Когда становится понятно, что художественное высказывание является выдуманным (не является ни истинным, ни ложным) и отгорожено от обыденной жизни особой языковой игрой, то внимание поневоле заостряется на том, ради чего история и рассказывается (на ее субъекте, то есть на сюжете).
Художественное высказывание выступает в конкретном жанровом воплощении («языковая игра» – по Витгенштейну или «речевой жанр» – по Бахтину). Сюжетом называется последовательность модально окрашенных художественных высказываний. Сам по себе сюжет принадлежит не тексту, а речевой рефлексии (сюжет отвечает на вопрос: почему так произошло? – является атрибутом реальности, а композиция – зачем так сделано? – атрибут текста). Мета позиция в тексте – функция этическая, подразумевающая непрерывность на всем своем протяжении.
Отдельно взятое высказывание в тексте не имеет собственной ценности, кроме своей пропозиции (оценки принадлежности к тому или иному стилю высказывания). В рассмотрении высказывания, как части нарративной цепи (как элемента сюжета) для его оценки используется та или иная модальная рамка.
Как оценочная категория, модальность имеет шесть категорий:
1. Алетическая модальность (необходимость, возможность или невозможность содержания высказывания),
2. Аксиологическая модальность (позитивность или негативность окрашенности содержания высказывания),
3. Деонтическая модальность (высказывание, содержащее разрешенное, запрещенное или должное),
4. Эпистемическая модальность (известное, неизвестное или полагаемое в высказывании),
5. Темпоральная модальность (определяет временную принадлежность содержания высказывания – прошлое, будущее, настоящее),
6. Пространственная модальность (определяет принадлежность субъекта к одному актуальному пространству -–здесь, там, нигде).
Для уточнения классификации предлагается разделение на сильную и слабую модальности и на позитивную и негативную. Таким образом, для выстраивания сюжета необходимо использование всех характеристик. Оценка сюжета, производимая с учетом модальностей, расширяет восприятие самого текста.
Реальность, описываемая в литературном произведении (историческом, философском и так далее) всегда шире, чем само описание. В этом смысле система «знак – денотат» (знак – смысл) неравновесна. Только человеческая составляющая – игрок – может расширить текст до реальности в своей игровой деятельности. В рамках ролевой игры, таким образом, происходит слияние текста и реальности (в традиционном семантическом понимании). Композиция и сюжет первоначального текста утрачивают противопоставляемость и не могут рассматриваться, как две системы описания.
Текст можно комментировать только посредством текста. По утверждению Романа Ингардена, «возможность познания содержания непосредственно доступных нам произведений является условием возможности познания минувшей эпохи». В игровом пространстве единственным доступным текстом является текст собственной роли, с помощью которого человек познает другие тексты и определяет достоверность объектов игры. Но он сам находится в состоянии, не являющимся противоположным другим текстам. Поэтому степень достоверности в определении объектов не может быть высокой. Поэтому должен существовать гипертекст, относительно которого и будет происходить оценка достоверности событий и других объектов.

 ответить

 Автор   Тема   Дата 
  Зубарева Юлия
 
Текст
  Роль литературного дискурса в построении сюжета ролевой игры
 23.01.02 12:36 

Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог