10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [25.04.24]
текст   Зиланткон 2006 / Форум комментариев дать свой комментарий Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати

 [все темы]   [лента] 

 Тема: Зиланткон 2006
Автор: Вячеслав Рожков
Дата: 13.11.06 11:08
Исходный материал: текст Зиланткон 2006
Субъективные записки ролевого экстремиста

Зиланткон 2006

Субъективные записки ролевого экстремиста 

 

Итак, завершился очередной, уже 16 международный фестиваль фантастики и ролевых игр, который традиционно проходит в Казани каждый ноябрь. В этом году на него собралось уже более 2500 человек. А если включать сюда волонтеров и работников из ролевой среды, получится почти 3000 участников.

 

Организация

 

Многолюдье сказывается. Даже в актовом зале ДК Ленина стало тесно, на популярных мероприятиях не просто заняты все места, люди стоят в проходах. Тем не менее оргкомитет Зиланта уже давно научился справляться с этим потоком приезжих. Нет уже безумных очередей на регистрации и кровавых скандалов в оргкомитете. Выстроена система сервис-центров, ответственных за площадки и их помощников. В общем, Зиланткон для организаторов превратился из немыслимого подвига в ординарную работу, тяжелую и неблагодарную. Поэтому в первых строках своего отчета я хочу поблагодарить команду под руководством Бориса Фетисова за доблестный труд. Начинается самое тяжелое. Обыденный труд не приносит такого морального удовлетворения, как подвиги. Он незаметен  и воспринимается участниками как нечто должное. Не забывайте сказать спасибо за эту работу.

 

В Москве мы тоже не скучали. В этом году наконец исполнилась давняя мечта ролевика – мы купили целый вагон из Москвы в Казань. Ехать в таком вагоне гораздо приятнее, чем вместе с цивильными людьми. Можно попеть и поговорить всласть. Только вот раздобыть вагон, оказывается, сложная задача. Месяц наша представительница Катя Старлайт ходила в железнодорожное агентство, оформляла документы. Ее заставили показать не только паспорт, но и все учредительные документы, оформить огромную пачку бумаг с печатью. А для получения билетов не хватило оригинала доверенности, потребовался оригинал директора. Так что не прост ты – путь социализированного человека в современной России.

Гламурные войны

Зилант начинается задолго до открытия. Прием заявок открывается 1 сентября. До 1 октября надо успеть подать заявки на проведение мероприятий. Их рассматривает экспертный совет. В этом году он был особенно представительный – почти 40 человек. Через него прошли все (кажется 170) мероприятия конвента. В числе экспертов в этом году числился и я, так что все заявки попадали в мои руки тоже.

 

Скажу честно, в бытность мою секретарем экспертного совета я держался за  него исключительно на всякий случай – вдруг понадобится зарезать какую-нибудь заявку по причине ее никчемности и ненужности, а клиент попадется скандальный. Правду сказать, ни разу воспользоваться услугами экспертного совета мне не пришлось. Моя позиция – надо дать высказаться всем, если позволят ресурсы. А уж въедливый зритель сам разберется, что смотреть а что слушать.

 

В этом же году экспертный совет был гораздо активнее и многократно воспользовался своим правом.  Меня это настолько поразило, что я разразился гневным письмом в адрес экспертов. 

 

 

«Экспертному совету - недоумение

 

По отголоскам экспертных мнений обнаружил интересную тенденцию.

 

Итак, какие заявки испытывают трудности при прохождении экспертного совета?

- заявка Коровки на презентацию супермегакоманды.

- заявка Никиты Альтмана на вручение премии "Золотая ботва"

- командно-штабная игра "Беслан".

 

Легко увидеть, что в проблемный список попадают мероприятия яркие, эпатажные и вызывающие. В то же время мероприятия серые никаких проблем в ЭС не испытывают.Таким образом эксперты берут на себя заботу о том, чтобы Зиланткон прошел гламурненько и спокойненько. Осмелюсь сообщить, что об этом экспертный совет никто не просил.

 

Небольшой экскурс в историю. Экспертный совет создавался, когда теоретическая программа Зиланткона состояла из десятков докладов. Причиной этого была скидка с оргвзноса для докладчиков. Дабы оградить Зилант от Васи Пупкина с его вечным семинаром "Как я провел лето" и был создан входной фильтр.

 

Однако на Зилантконе 2006 экспертный совет заботится о том, чтобы ролевика ничто эмоционально не потревожило, чтобы все было позитивненько. ЭС превращается в орган самоцензуры. Следующая тема для рассмотрения - длина юбок на технодискотеке и политкорректность в бугурте.

 

Я считаю, что экспертный совет на страже традиций РИ - явлений вредное. Предлагаю рассмотреть вопрос о целесообразности его существования.»

 

На письмо получил немало откликов, в том числе весьма для меня нелицеприятных, но самое важное – началась дискуссия о том, как все будет происходить в дальнейшем. Так что экспертный совет ждут большие перемены. Ну а я, как автор субъективных заметок, позволю себе пробежаться по спорным заявкам и вытащить из них что-то хорошее.

 

Алексей Яцына, в миру Коровка, решил в очередной раз перевернуть мир. Чтой-то все мастера у нас объявляют игру и копаются в заявках. А что если объявить мегакоманду и устроить тендер мастерских групп. Пусть мастера пришлют заявку, придут на презентацию dream-team  и предъявят свои достижения матерым игрокам. Пострадал Корова за изрядно выгнутые понты и эпатажную форму заявки. Хотя отказали ему по формальному признаку – дескать  закрытые мероприятия на Зиланте не в чести. Под это новомодное правило чуть было не попал бедный Скирневский, который тоже решил устроить закрытый семинар по заявкам для начинающих мастеров. 

 

Никита Альтман с премией «Золотая ботва», конечно, хотел получить время  на закрытии конвента. Как честно признали эксперты и организаторы, скандал не входил в их планы. В формулировке отказа Оргкомитета были сказаны довольно страшные для меня слова : «у нас большая сцена и официоз, а Ботва – андерграунд». Мне не нравится сама такая постановка. Она выводит наши отношения внутри сообщества из неформальных и дружеских, переводит их на новый уровень – деловых и респектабельных. А ведь эти отношения – еще одна наша ценность. Скандалы не красят нашу тусовку, но должно быть место и злой сатире. В этом споре я  не желаю Зиланту превратиться в официальное мероприятие. А для Золотой ботвы нужно искать компромисс. Не все же нам хвалить друг друга.  

 

И, наконец, «Беслан». Честно говоря, и для меня это слишком спорно. Зилант находится под прицелом телекамер и газет. Игра «Беслан» привлекает слишком много внимания от не слишком доброжелательных личностей. В этом случае соглашусь с мнением Оргкомитета, но постараюсь поучаствовать в игре в камерном формате, без шумихи и журналистов.

Теория и практика

В течение последних лет я веду секцию «Теория и практика ролевых игр». Наблюдаются некоторые интересные тенденции. Так в прошлом году был великолепный игровой сезон, который привлек на игры массу нового народа. Однако семинарская программа была слабой, интереса большого не вызвала и проходила в пустых аудиториях.

 

В этом году те, кто пришел к нам недавно, добрались до теоретического блока. Семинарская программа снова была весьма ненасыщенной. Однако аудитории были заполнены множеством новых лиц. Будем честны, мы не оправдали их ожиданий. Лишь Игорь Скирневский героически вел семинары для неофитов, собирая свою паству к 10 утра. За что и был награжден грамотой Зиланткона. Правда при вручении грамоты на закрытии конвента случился конфуз. Игорь попытался вкратце, минут за десять, пересказать суть семинара, а я попытался отобрать у него микрофон. Наши танцы на сцене изрядно повеселили почтеннейшую публику.

Ролевая статистика

На Комконе 2006 года мы провели опрос участников. В анкете было около 30 вопросов и касалась она самых разных аспектов жизни ролевика. Результаты опроса и полный их анализ будут опубликованы отдельно, а здесь я приведу лишь наиболее интересные и поразившие меня результаты. Итак, 137 анкет было получено на Комконе, еще 20 пришло в ответ на публикацию в Сети. Большинство опрошенных были из Москвы, половина была мужского пола, а вторая половина, как легко догадаться, женского. 4 процента опрошенных затруднились указать свой пол.

 

Начнем с очень важных цифр. 18 процентов опрошенных играют первый сезон, от двух до трех лет играют 28 процентов, а от 4 до 7 лет – 32 процента. О чем говорят эти цифры? Во первых, к нам в год приходит почти 20 процентов новых участников. Большая часть из них остается с нами надолго. Мы привлекаем больше народу, чем теряем, мы растем численно. А значит, деятельность ролевого сообщества привлекательна и востребована.

 

Мало того, попав в ролевое движение, люди имеют обыкновение втягивать сюда своих друзей. У 32 процентов опрошенных в РИ играют примерно половина, а у 43 процентов – большинство друзей.

 

Примерно половина опрошенных посещает в год 1-2 игры и один конвент. Зато 38 процентов посещают по 3-5 игр и 2-3 конвента в год. Значит, больше трети членов сообщества активно участвуют в его жизни. Причем 57 процентов опрошенных не только играют, но и мастерят, пусть даже как техмастера или посредники. На самом деле это объясняет, почему столь мало посещаемы семинары и столь хороши игры последних сезонов. Опыт передается не в аудиториях, а в поле, при практической работе.

 

46 процентов опрошенных тратят больше половины свободного времени на игры. Еще 26 процентов тратят четверть своего времени на это хобби.

 

Ролевики не страдают от заниженной самооценки. Примерно 60 процентов опрошенных оценили свои способности мышления и адаптивности выше среднего уровня.

Возраст – до 30 лет 85 процентов опрошенных.

Социальный состав – учащиеся – 40 процентов. А еще 40 процентов уже имеют высшее образование, из них 13 процентов – не одно.

 

А вот слухи об эскапизме ролевиков сильно преувеличены. 80 процентов предпочитают реальный мир выдуманному. Лишь 6 процентов прячутся в РИ от повседневности.

 

Еще одна интересная цифра. На достаточно клубном мероприятии, который проводили Золотые леса, 48 процентов опрошенных оказались членами каких-либо групп – команд или клубов. 33 процента не являются и не собираются примыкать и объединяться. Итак, не следует утверждать, что РИ-сообщество состоит преимущественно из клубов. Индивидуалов у нас много.

 

Теперь можно объявить ерундой слухи о том, что окружающие относятся к нам плохо. 8 процентов родственников ролевиков нас недолюбливают и лишь 2 процента сотрудников и начальников относятся к РИ отрицательно. ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ОКРУЖАЮЩИХ – 68 процентов  - МЫ БЕЗРАЗЛИЧНЫ!  

 

Выборка мала, но и силы к этому опросу пока что были привлечены небольшие. Самый главный результат семинара – желание продолжить эту работу. Мне обещали помощь в проведении опросов люди из многих регионов, а сетевики обещали сделать интерактивную анкету.

 

Следующее направление деятельности. – сравнение результатов опроса со статистическим портретом страны. Но это вопрос отдельного серьезного исследования.

Моделирование аномальных зон на РИ

Интересный доклад  Ильи Степина из Тулы об аномальных зонах по материалам игры «Пикник на обочине» тоже был награжден грамотой Зиланткона. Полностью доклад будет опубликован, отмечу лишь некоторые интересные идеи.

 

Самая простая идея аномальной зоны – словеска с мастером. Она обычно не антуражна, но спасает то, что воображенные игроком опасности переживаются достаточно ярко.

 

Аномальная зона может моделироваться полосой препятствий, которую преодолевает игрок. В особо неприятных местах могут быть расставлены пиротехника или колокольчики на растяжках. Приятное впечатление создается у игрока, если на входе в сокровищницу его встретит игротех с мечом. Игрока можно заставить пострелять по мишеням. Аномальную зону можно просто моделировать также с помощью записок. Нашел записку на дереве – обязан прочитать. А там написано что-нибудь о том, чтобы ждать помощи не отходя от дерева или блуждать в трех соснах.

 

Смешно получается моделировать зону в квартире или на павильонке. Человеку завязывают  глаза и выпускают в темную комнату. Мастер руководит процессом, быстро задавая вопросы и подкидывая вводные.

 

Еще сошлись на мнении, что группа в аномальной зоне не всегда хорошо. Поэтому надо порадовать игроков, что один человек возвращается почти наверняка. А чем больше группа ушла, тем меньше придет назад.

 

Говорили и об этических фильтрах. Если игроки пришли в зону полюбопытствовать, то смерть их поджидает везде. А для героев, спасающих мир, – зеленая улица.

Разное

Доклад Молидеуса о РИ и обществе потребления будет полностью опубликован. В нем продвигался тезис о том, что РИ – искусство. В аудиторию набилась масса народу, так что я сделал ошибку, не заказав актовый зал. Однако в это время там рассказывал о своей поездке на Dragonbane Юрич – тоже интересно и важно.  А вот доклад Слободчикова о психологических аспектах РИ меня разочаровал. Если там и были какие-то практические идеи, то я до них не докопался. Изготовление деревянного лука и Муркон. Два разных семинара о том, как что-то делать руками – накладывать грим или создавать игровое оружие.

 

Антон Медик в очередной раз прочитал свой курс первой помощи. Теперь у нас есть видеозапись этой лекции, начинаем монтировать фильм. Правда, я думаю, одной видеосъемкой дело не обойдется, будем доснимать на Комконе и ВолКе.

 

Моделирование городов на РИ. Семинар управлялся мастерской группой Ромул и Рем. Они обладают достаточно хорошим опытом городской ролевой жизни. Самым интересным оказался экспериментально вычисленный порог, начиная с которого в игре появляется ощущение города и игра приобретает самодостаточный характер. Это 55-60 человек. Говорили также о том, как планировать и как украсить игровой город.

 

Еще один семинар Ильи Степина из Тулы был посвящен различным материалам, которые можно использовать в ролевых играх. Мы узнали много нового о разных видах пластмасс и самоклеющихся пленок, а также о способах их обработки. В последнее время ролевики не экономят на антураже, поэтому заказать в рекламном агентстве вывеску, пластиковые чипы-фишки или таблички с названиями городских улиц вполне реально.

 

Эх, бросить все и уехать в Старый Оскол. Оттуда приехали ребята, чтобы рассказать о своей игре «Северный ветер» и работающей 9 дней экономике. Суть опыта проста : одна игровая марка стоит 50 рублей и обеспечена едой в кабаке. Игра идет 9 дней, оргвзнос 50 рублей в день. И на эту марку можно один раз очень плотно пообедать. Докупить игровых денег можно в любой момент, но последствия – за свой счет. Москва подняла бы шум об этических проблемах, продаже ролей и прочих поводах для скандалов. А у них в Старом Осколе это даже в голову не пришло – все прошло замечательно и без нашей мегаполисной грязи. Все-таки хорошее в России приходит с периферии.   

Моделирование религии в РИ

Пожалуй, этот доклад был самым живым и интересным во всей теоретической программе, за что и был награжден грамотой. Лекцию читал Влад Голощапов. Темой лекции было создание и моделирование синтетической религии на игре.

 

Есть проблема – на большинстве игр религия работает слабо, плохо. Религиозных ощущений нет и нет даже попыток их пережить. Но в реальной жизни религия играет значительно большую роль – она задает поведение человека, его жизненный уклад, выстраивает всю его жизнь.

 

В ролевых играх религии предельно прагматичны. Помолился – получи плюшку – плюс хит или урожай на виртуальном поле. На самом деле именно это убивает наше религиозное самосознание. Религии без веры нет и быть не может. Должны быть какие-то постулаты, которые нельзя доказать и пощупать. Религия задает картину мира.

 

Игрок не должен знать о мире абсолютно все. Модель, которая заложена в игру, должна быть как минимум на один уровень глубже, чем сможет докопаться самый въедливый игрок. Если мы моделируем религию, то в мире должна существовать недоступная и непознаваемая  для его обитателей тайна. Прагматизм убивает религиозные чувства, поэтому с точки зрения чистого прагматика поступки верующих должны быть необъяснимы.   

 

Как сотворить на игре религию?

 

Начать следует с мировоззренческого базиса – основополагающих понятий, которые не подвергаются сомнению и не могут быть раздроблены на более мелкие понятия. В качестве примера приводились три важнейших постулата для самураев – честь, красота и служение. Если самураю непонятно, что делать в той или иной ситуации – он должен сверить ситуацию с этими базисными понятиями.

 

В религии сакральное заложено во внутреннем мифе. Если мы хотим создать свою религию, то должны заложить базисные, абсолютные понятия в этот разработанный нами миф. Верховное божество является абсолютным воплощением этих понятий.

 

Однако, как воплощение абсолюта, божество практически не может действовать в рамках живого мира. Поэтому для религии нужен слой существ, которые могут действовать : бог и ангелы, например. Абсолютное добро не может осуществлять насилие, но ангел во имя добра может. Абсолют не прагматичен, но ангел прагматичен.

 

В религиозной культуре есть реликты – артефакты и события, доставшиеся нам от далекого прошлого. Так, вербное воскресенье – праздник, которому более 3 тысяч лет. Но оно уже встроено в православную культуру. 

 

Большой канон – совокупность примеров абсолютов поведения : как действовал бог и как поступали в идеале блаженные. Другими словами, это главный религиозный миф.

 

Малый канон – более прагматичная версия. Он описывает поведение праведников и святых. В малый канон входят также религиозные правила поведения. Таких правил не должно быть сильно много, но их надо внушить игрокам. Даже если самый слабый игрок соблюдает эти правила, он уже в игре. Вот примеры таких канонов с игры «Великая степь» : не наступать на порог, никогда не благодарить за гостеприимство…

 

Итак, для создания своей синтетической религии необходимо выбрать базисные понятия, создать основной миф в котором рассказать о старших и младших духах, в большом каноне рассказать об абсолютах поведения, а в малом – о жизни праведников и святых, предложить игрокам несколько простых правил. Игрокам не стоит знать полное обоснование, всю мистику мира. Часть информации должна быть скрыта и объясняться лишь с точки зрения религиозной. То есть прагматизм религии должен быть не в плюшках за молитвы, а в объяснении происходящих с игроком событий, которые нельзя понять иначе как через религиозное чувство.

 

И в заключение несколько полезных заметок.

 

Религиозные действия должны быть регулярными. Будь это месса или намаз, бог должен напоминать о своем существовании через обряды.

 

На страже интересов религии стоят священники, которые указывают игрокам нормы поведения и карают отступников. Священник – роль важная и мастера должны довести до него максимум информации перед игрой : прежде всего о нормах поведения данного мира и о их объяснении с точки зрения религиозной.

 

Все методы хороши для разъяснения игрокам религиозных догм. Это и предигровые сборы, на которых мастера рассказывают истории из жизни праведников, и даже религиозные анекдоты. Эмоциональные вещи лучше запоминаются, чем сухой вводный текст.

 

Если мы моделируем мир с несколькими религиями, хорошо сделать их частично пересекающимися между собой. Тот же самый миф, но с другими именами, может сделать игру гораздо более привлекательной с сюжетной точки зрения.

Ролевые игры, образование и Игры Будущего

Если честно, для 95 процентов ролевиков образование с помощью игр – пустой звук, хотя и весьма благозвучный. Все мы с большим удовольствием используем тезис про образование для внешнего пиара. А про энтузиастов в области образования говорим «УУУ. Это круто. Вот смотрите, Василий Пупкин-то детский лагерь проводит с помощью игр. Так что можем, если захотим!» Ну и на этом все сотрудничество кончается.  

 

Следует, однако, заметить, что педагогов в нашей среде немало и используют они ролевые игры весьма успешно. Мне известны подобные люди в  Калуге, Уфе, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Кургане, Казани и, конечно, в Москве. Узок, однако, круг этих бойцов и страшно далеки они от ролевого народа.

 

Неустанно думающие думу о благе ролевого движения «Игры будущего» обратили свое пристальное внимание на хилый росток ролевого образования. И пошли они к Михаилу Кожаринову, одному из таких специалистов в Москве. Кожаринов держит частную школу, построенную на РИ-методиках, а также изрядно общается с разными частными школами в Москве и области. Частенько он выступает по радио со своей точкой зрения, так что человек известный и в теме. И вот до чего мы с ним договорились.

 

 В последние месяцы интерес к образованию сильно возрос у государственных структур. То ли они осознали, что образование в глубоком кризисе и не соответствует новым жизненным реалиям, то ли получили руководящего пинка. Но за короткий период августа-октября 2006 года Кожаринов был вызван к одному из замов министра образования, встретился с представителем из политического объединения модели «Наши» и установил контакт с представителем Общественной палаты. Как показала практика, в перечисленных структурах сидят далеко не дураки. Они ищут полезного применения деньгам национального проекта «Образование» и хотят получить некоторый результат.

 

Кожаринов предложил им провести национальный конкурс транслируемых методик – собрать по стране новаторские методы в образовании, опубликовать и обсудить их в Интернете, устроить экспертизу из педагогов, а главное – организовать свободные коммуникации между педагогами в Интернете. Что это даст? Во первых – структуру, которая занимается инновациями в образовании и ориентирована на сбор нового. Во вторых, неформальное педагогическое комьюнити. Подобное предложение уже дало определенный позитивный отклик сверху, так что скорее всего данный проект имеет право на жизнь. Итак, тезис первый : к участию в данном коммуникационном проекте приглашаются педагоги из РИ-сообщества, которые способны предложить свои методики на конкурс или готовы участвовать в качестве экспертов.

 

Тезис второй. В РИ-сообществе мы наблюдаем определенный слой педагогов. Однако критической массы, которая перевела бы эту деятельность на качественно новый уровень, мы не наблюдаем. Грубо говоря, выхлоп от РИ в образовании – нулевой. «Игры будущего» полагают, что это связано с недостаточной связностью педагогического РИ-сообщества и отсутствием координационного центра. Ассоциация ИБ готова предложить свои ресурсы для организации такого координационного центра.

 

Тезис третий. Ролевые игры относятся к плохо транслируемым методикам. То есть методички, которые выпускают, например, известные казанские коллеги, читают мало и уж подавно почти никто не пытается внедрить в педагогическую практику. Поэтому, если уж мы верим, что игры способны перевернуть образование, необходимо вести пропагандискую работу – проводить игры в обычных летних лагерях или чужих школах. Можно обмениваться кадрами друг с другом, приглашать педагогов для игр в другие регионы или отправляться самим. Целевая аудитория для данной аудитории прежде всего не ученики, а традиционные педагоги. Если РИ-метод передовой, то это надо продемонстрировать в форме педотрядов. Эта деятельность не должна быть формальной – энтузиазм не требует внешней подпитки для выхода наружу.

 

И наконец. Педагоги, которые применяют РИ, есть. Но когда они встречаются – обычная тема – как к ним относятся и где взять денег. Не существует никаких серьезных материалов, которые можно было бы предъявить педагогическому сообществу в привычном для него виде. В настоящее время  мы, «Игры будущего», и рады были бы помочь с продвижением РИ-методов, но идти наверх не с чем. Такую работу должен возглавить педагог, который знает систему изнутри.

 

Вот такую примерно совокупность тезисов я озвучил на круглом столе, посвященном РИ и образованию в рамках Зиланткона. К сожалению, Кожаринов приехать не смог, так что я скорее выполнял общественное поручение ИБ. А так как я отношусь к 95 процентам ролевиков, которые не занимаются образованием, то и результат получился достаточно блеклым. Я пришел на круглый стол только для зачтения собственного доклада. В процессе обсуждения выявилось, что аудитория несколько иная – она состоит не только и не столько из ролевых педагогов. Кроме того, я естественно не смог ответить на существенные вопросы, как человек не в теме.  Ну и нет у меня 100процентной уверенности в том, что РИ так уж хороши для образования. Петр Львович Шилов, опять же, начал интересоваться, а дадут ли денег и когда. Денег я ему пообещать не мог, так что интерес от ведущего к общению быстро сошел на нет. Остается лишь помахать кулаками после драки, что прежде чем денег просить, надо предъявить готовый к употреблению продукт. Пока РИ-образование живет лишь в головах нескольких энтузиастов, денег за него никто не заплатит.

 

В общем, результат следующий – мероприятие мною, как теперь говорят, слито.

 

Тем не менее, так как данная статья будет опубликована в ролевых СМИ, данное предложение остается в силе. Мы, как ассоциация, потратим некоторые усилия на исследование вопроса о перспективности РИ в образовании. Поэтому приглашаем заинтересованных лиц писать на адрес dslava@rpg.ru.  

РИ, общество и власть

Честно сказать, тема ужасная. Вот уже много лет она обсуждается в широких кругах ролевой общественности. Ох уж эта социализация. Сотни людей озабочены образом РИ-сообщества в глазах остального общества. Страшные волны потрясают наши форумы после того, как очередной журналюга сочиняет опус про сатано-ролевиков. Наши пиар-менеджеры озабочены тем, чтобы каждый шофер такси знал, что есть такие ролевики и какие они хорошие. Скажу честно, что и сам я много лет перетирал про это на разных конвентах.

 

Все, хватит жевать эту тему. Мы такие, как мы есть. Я более не вижу смысла рисовать красивую афишу, за которой прятать наши, якобы ужасные, язвы и струпья. Не нужно идти в народ, готовить специальные публикации для улучшения образа ролевика и разрабатывать пиар-компании. Самое страшное, что сделали грязные журналисты – заставили нас оправдываться перед собой.

 

На работе условия диктует тот, кто платит деньги. Но здесь, в РИ, я трачу свои ресурсы – не только деньги, но и время, и душевные силы. Я не должен спрашивать на это разрешения у кого-либо, не должен нравиться комиссии из центра.  Я категорически против подчиненной позиции «посмотрите на нас, какие мы полезные и красивые», которую мы сейчас пытаемся занять. Эта подростковая неуверенность очень мешает. Давайте поимеем уважение к самим себе.

 

Столь радикальный поворот в моем сознании произвела игра «О! Париж» - игра, в которую масса людей вложилась с полной отдачей. Игра, в которой креатив перехлестывал. Ради одного выступления на о,парижской сцене люди пахали по полгода и более.   Мы не просим денег у кого-то и не пилим госбюджет, мы выражаем себя, так как полны созидательной энергии. Мы не должны у общества что-то просить, мы самодостаточные люди и можем этому обществу многое дать. Где наше чувство собственного достоинства! Мы можем входить в высокие кабинеты  с высоко поднятой головой, мы не маргиналы, а состоявшиеся члены общества.

 

Есть старая русская болезнь – противопоставление себя и власти. Есть ОНИ – большие начальники, взяточники и казнокрады, которые плющат якобы все живое и душат все светлое. И есть мы – хорошие, которых не понимают и не ценят. Ситуация с «Последним союзом» помогла расставить точки над i, и получить более адекватный слепок действительности.

 

Начнем с того, что, как я писал выше, большинству общества на нас наплевать. Мы им безразличны. В лучшем случае на нас смотрят с доброжелательным интересом и лишь два процента относятся отрицательно. Я не буду углубляться в ситуацию с ПС. Она всем уже хорошо известна. Скажу лишь, что в течение двух суток удалось убедить окружающие власти в нашей позитивности, и лишь ограниченность во времени не позволила решить проблему. Гораздо интереснее то, что происходило следом.

 

По результатам ПС наши представители пошли в высокие кабинеты Московской области. Иван Кургузов (Корсар), чья игра «О! Париж» должна была пройти на Хотьковском полигоне, прошел все круги бюрократической машины. Как он говорит, это все равно что пробивать стену лбом. Документы из областной администрации спустили в районную. В районе его заставили собрать 7 подписей местных начальников (милиция, СЭС, лесники, пожарники и т.д.). Затем прогнали по тем же инстанциям на этаж выше. Официальный проект мероприятия превратился в документ из 14 страниц, была написана куча гарантийных писем о том, что ничего не будет испорчено, и вреда природе не причинят. Важно, что письма были от юридического лица («Игры будущего»). На организацию игры Иван потратил полтора месяца жизни. Но результат был достигнут позитивный – игра прошла полностью легально, со всеми оформленными бумагами. Теперь в Московской области и Хотьковском районе чиновники знают, что такое ролевые игры, а известный полигон может снова использоваться нами для РИ.

 

ВНИМАНИЕ, ВАЖНО. Часто слышу обвинения «Игр будущего» в том, что в результате официального оформления проведение игр станет значительно дороже. А так как теперь игры придется всяко оформлять, то бедные мастерские группы не смогут ничего провести. Ответ на это следующий : официально оформленный полигон в Хотьково обошелся дешевле, чем неформальные попытки МГ Последнего союза. Стоимость «О! Парижа» около 12 000 рублей, из которых часть пошла на порубочный билет, часть на пост милиции, а еще часть на вывоз мусора с полигона.

 

Выше я сказал о том, что не обязан отчитываться перед обществом за то, что делаю. Есть другая сторона вопроса – я должен соблюдать законы и правила, установленные в обществе. Итак, что же в действительности надо делать, чтобы проводить игры легально, с разумными усилиями и без больших проблем. Для объяснений на Зиланте были приглашены аж два юриста : один из Москвы (Кобольд), другой из Самары (Максим Ткач). Они довольно жестко спорили между собой. Но в результате получился некий сухой остаток. Итак, то, что запомнилось :

- у каждого участка земли ( в том числе леса) есть номинальный владелец, который его эксплуатирует. Первое, что должен сделать администратор игры – получить согласие владельца земли на проведение мероприятия.

- установить владельца можно либо в местной регистрационной палате, либо в Минприроды, либо в Минэкономразвития.

- в лесничестве основной документ – порубочный билет. Он определяет, что вам можно делать в лесу, а что нельзя. Помните, что даже самая засушенная елка считается живым деревом, пока стоит корнями в земле.

- понятия «ролевые игры» в законодательстве нет. Поэтому запретить или разрешить игру местный начальник не может, он действует на основании законов и постановлений. Но местная администрация обязана оказывать содействие в проведении массовых мероприятий. Правда что такое «массовые мероприятия» закон тоже не определяет.

- поэтому вас могут подогнать под какой-нибудь местный акт, регламентирующий проведение чего-то похожего – спортивного мероприятия или, например, митинга. Ваше дело – соглашаться или нет. Юристы рекомендуют отказываться от аналогий и не фиксировать на бумаге подобное согласие. Сомнения будут истолкованы в вашу пользу, и у вас будет плацдарм для маневра.

- у каждой области есть свой набор подзаконных актов для таких мероприятий. Имеет смысл в них покопаться и найти похожий и наиболее выгодный для себя. Тогда вы будете более убедительны.

- разрешить или запретить мероприятие начальник не может, но он может найти способы докопаться до вас и сорвать игру на основании, например, запрета на разведение костров, или пожароопасности, или экологических нарушений. Поэтому лучше жить с местным начальством в мире и согласии. Вы потом можете обратиться в суд и выиграть дело, но вам от этого легче не станет.

- экологические требования нужно соблюдать – не поджигать лес, не обижать животных. Помните, что если в результате геноцида комаров начнут дохнуть лягушки – вы ответите перед законом за жестокое обращение с живтоными.

- начинать работу с владельцем земли и местной администрацией нужно сильно заранее.

 

Ну а лучший совет дал Берелехис из Уфы. Нужно за полгода до мероприятия пойти в местную администрацию и убедить их, что игра проводится от их имени и под их руководством. Добейтесь включения этого мероприятия в план, и тогда местные власти сами решат проблемы с СЭС, пожарными и, возможно, лесниками.

Правда про Игры будущего

Ну, честно говоря, похоже мы всех достали на Зиланте своей рекламой. Так что результат скорее отрицательный для нас, чем положительный. Вот сейчас сидим и разбираемся в форуме, почему это так. Наверное, потому что ставили себе в качестве приоритета именно пиар-деятельность. Получилось, будто мы эдакая погремушка, у которой ничего нет за душой. И на конкретный вопрос о механизме принятия решений мы тоже ничего внятного не ответили. Почему? Да потому что сами не знаем четкого ответа на этот вопрос.

 

А еще мы неудачно выступили на круглом столе «РИ и власть». Осторожничали и боялись ляпнуть не то или что-нибудь лишнее. Мы знали, что для организаторов Зиланта это важно, между собой толком не сговорились. В результате несли что-то рекламно-заискивающее и сами забыли свои реальные дела. 

 

Мы объединились потому, что вместе во первых веселее, во вторых проще реализовать наши проекты. Вообще-то нам не слишком просто договориться между собой. Каждый имеет массу своих идей, у каждого свои взгляды на будущее. Есть только одно общее для всех – наша миссия – делание мира лучше. Ведь даже политические убеждения внутри Игр Будущего самые разнообразные – от махровых коммунистов до упертых либералов. И поэтому согласовать какое-то общее мнение для нас крайне непросто. Вот, например, на круглом столе выступала «Молодая гвардия» - молодежное подразделение «Единой России». Так для меня это как для козла – капуста. Меня всю ночь грузили, чтобы я им гадостей не наговорил. Если взять тезис моего первоначального доклада – он звучал примерно так : молодежные политические организации либо сдулись, либо делят государственное бабло. Нам никто ничего не дает, но мы воодушевлены идеей, поэтому мы сильнее. Можете приходить и агитировать у нас за свои дела, мы не против и пустим любую политическую силу. Но надо понимать, что в исторической перспективе мы эту политическую силу сожрем. Молодые политики активны и интересны. Это для нас питательная среда. Не мы для них ресурс, а они для нас. А так как в РИ аккумулируется сейчас наиболее активная часть молодежи, через 20 лет мы естественным путем придем к власти. Мы не занимаемся локальной политикой, так как наши интересы среднесрочные – на следующее поколение. Мы конструктивны и толерантны. Если к нашей программе по улучшению мира присоединятся другие силы общества – будет эффективнее. Я как раз за то, что мы завоевываем вселенную. Иначе из Игр Будущего либо получится бумажка с печатью, либо желоб для государственного бабла, либо коммерческая организация. Никакого улучшения мира при этом мы не добъемся, так как здесь нет идейной революции. 

 

Как вы понимаете, это мое личное мнение. Многие в Играх Будущего против такого радикализма. Но в осуществлении моего хобби есть главная ценность, которая для меня воплощена в ролевых играх – полная и безусловная свобода самореализации и творчества. Лично я вижу в ИБ зародыш новых общественных отношений в российском обществе. Если в рамках ИБ для общей конструктивной деятельности объединились такие разные люди, значит политические убеждения не есть препятствие. Мир меняется и сегодняшние политические силы уходят. Им на смену придет что-то другое, более светлое.

 

Настало время поговорить о конкретных проектах  Игр Будущего. Мне прежде всего интересен футурологический проект. На Комконе 2006 мы уже провели секцию футурологии. Пока небольшую, на полдня. Сейчас мы пошли на контакт с другими группами, которые интересуются вопросами будущего. Это и трансгуманисты, и «Братство» Максима Калашникова, и сторонники экологически чистых поселений, и Нооген. Мы встречаемся, говорим, находим друг друга несколько странными. Тем не менее вдруг оказывается, что нам интересно друг с другом. Ролевики могут в эту копилку внести свой метод познания действительности – социальное моделирование. На Комконе 2007 мы представим игру про будущее, а затем обновленную секцию футурологии. Уже сейчас нам есть что представить заинтересованному читателю. В статье Кожаринова «Движения» есть прогноз на ближайшее будущее общественного развития. Присоединяйтесь и вы : пишите мне на dslava@rpg.ru.

 

Институт по изучению ролевых игр. Я знаю про попытки сделать учебник для мастеров РИ, сам пытался. Это очень непростая задача. Мы делаем новую попытку на других принципах. Группа молодых исследователей заслушивает динозавров РИ-движения из разных течений, а затем пытается обобщить получившийся материал. Должно получиться интересно. В рамках института есть еще интересное направление – исследование образа ролевиков по стране. Первый опыт прошел на Комконе, о нем вы читали выше в этой статье. Мы будем продолжать это исследование.

 

РИ и образование. Сложная тема. Делаем еще одну попытку поднять в воздух этот самолет.

 

Социализация и пиар ролевых игр. Здесь я высказался довольно резко по поводу заигрываний с обществом. Но принцип свободы самовыражения : если кому-то это важно, то не нужно бить по рукам и спрашивать зачем. Получится помочь – буду рад. Эта деятельность точно не ухудшает мир.

 

Ну и конечно, наши ролевые проекты, в которых мы помогаем друг другу :

- Комкон 2007

- «Воронье гнездо»

- Константинополь : еще одна весна

 

А еще нас крайне порадовала организация альтернативной группы – объединились МГ Феникс, Манор и Дыбра. Организация похожая, альтернативная нам. Мы ее образование всячески приветствуем и предлагаем угрозу монополизма ИБ снять с повестки дня.

 

Краткое резюме :

- Сделаем мир лучше – прекрасный лозунг, который нас объединяет. Смело пишем его на знамени. Мы реально зародыш нового общества – партнерского и более правильного, чем сегодняшнее.

- Ставим себе масштабные задачи. Пусть завоевать вселенную в этом веке не получится, будем к этому стремиться.

- нас объединяет не идеология, а реальные дела. Когда мы говорим не про придуманные лозунги, а про сделанное, слова сразу обретают вес.

- Чувство собственного достоинства. Мы не просители, мы граждане страны и партнеры конструктивных сил в обществе. Это не мы для чиновников, а чиновники для нас.

Заключение                        

Часто в РИ всплывает тема профессионализма. Особенно это заметно на любительских концертах и спектаклях. Болезненно этот вопрос встал также на последних двух конвентах ВолК. На форумах в Сети появляется немалое количество критиков, которые жалуются, что им сделали недостаточно красиво или спели недостаточно чисто. Мы за последние годы много говорили о всемирно историческом значении ролевых игр в общественной жизни. Так вот, важнейшей социальной функцией РИ является на мой взгляд попытка попробовать себя в разных сферах. Успех ролевых игр объясняется именно этим. Интересно, что мы постоянно расширяем сферы деятельности, полигоны для молодой личности. Сначала учились водить войска в бой, потом проповедовать. Каждый молодой человек может спеть или прочитать свои стихи, не боясь быть осмеянным. В нормальной обывательской жизни нет потребности шить или строгать – ролевые игры создают ее. У нас есть необходимость делать сайты игр – и вот появляется целая плеяда молодых начинающих дизайнеров и программистов, которые вооружены не опытом, а энтузиазмом.  Расцвет искусств  последних лет - ролевого кино и любительских театров, фотовыставки и художественные галереи – это не просто так. Общество требует массы людей искусства. Человек в начале предъявляет себя пока не всему миру, а доброжелательной аудитории из своих друзей. Быть может, среди нас есть гениальный режиссер или писатель, который не уверен в своем таланте. Уж точно ролевые игры дают человеку шанс попробовать себя в организационной сфере. И успешные организаторы игр становятся менеджерами в реальной жизни. Тот же пиар. Неудача в реальной работе может осложнить человеку жизнь. Но пиар в рамках РИ-сообщества – это проба пера, накопление опыта.  Неожиданно для себя мы построили крупнейшую в  стране систему профессиональной ориентации и самореализации для молодежи. Мы даем шанс попробовать себя пока что в шутку, не всерьез, в игре. Поэтому давайте прощать друг другу косяки и ошибки. Мы все здесь не профессионалы. Но профессионалы построили Титаник, а любители – Ноев ковчег.

 

 

 ответить

 Автор   Тема   Дата 
  Вячеслав Рожков
 
Текст
  Зиланткон 2006
 13.11.06 11:08 

Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог