10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [16.06.24]
текст   Ролевые игры и общество потребления. Часть 2. Империя наносит ответный удар. / Форум комментариев дать свой комментарий Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати

 [все темы]   [лента] 

 Тема: Ролевые игры и общество потребления. Часть 2. Империя наносит ответный удар.
Автор: Molydeus
Дата: 29.11.06 15:52
Исходный материал: текст Ролевые игры и общество потребления. Часть 2. Империя наносит ответный удар.
Как многократно говорилось ролевое сообщество уже выросло до таких размеров, что его существование более не может игнорироваться социумом. По сути, нам предстоит однозначно сделать выбор между интеграцией в общество или превращением в протестное движение.

Ролевые игры и общество потребления. Часть 2

Империя наносит ответный удар.

 

Как многократно говорилось ролевое сообщество уже выросло до таких размеров, что его существование более не может игнорироваться социумом. По сути, нам предстоит однозначно сделать выбор между интеграцией в общество или превращением в протестное движение.

 

«Игры будущего» (как и многие другие ролевые группы) сделали этот выбор однозначно – интеграция РИ в социум.

 

Выбор, на мой взгляд, верный и вполне очевидный. Однако, механизмы осуществления и последствия данного выбора вызывают ряд вопросов как вовне, так и внутри ролевого сообщества.

 

Главный вопрос, который задает нам общество – “что такое эти ваши игры, почему вы тратите на них кучу времени и бабла, и зачем все это надо?”

 

Самым модным ответом на этот вопрос являются заготовленные шаблонные ответы, составленные путем случайного перемешивания набора из ключевых слов типа (молодежь, патриотическое воспитание, образование, досуг, история, экология и так далее). При грамотном составлении документа этот ответ достаточен для тактических целей – таких как получение площадки под мероприятия или помещения под клуб. Однако если мы говорим о глобальной интеграции в социум, то такого ответа не достаточно. Более того: необходимо чтобы ответ на этот вопрос, который мы даем обществу, совпадал с тем ответом, который мы даем себе сами.

 

Как выясняется, внутри РИ-сообщества четкие ответы на этот вопрос тоже есть далеко не у всех. Собственно об этом хотелось бы поговорить.

 

Итак:

Что такое ролевые игры?

 

Сразу успокою борцов за независимость Татуина и членов антимонопольного комитета по контролю за рынком стиральных порошков: Нет совершенно никакой необходимости в том, чтобы у всего ролевого движения был один всем известный и единственно верный ответ на этот вопрос. Однако любая крупная группа, занимающаяся, в том числе контактами с обществом, СМИ, администрацией, обязана иметь четкий и понятный ответ.

 

Рассмотрим несколько наиболее интересных и часто упоминаемых ответов.

 

1. Ролевые игры это обычное хобби.

 

Определение довольно популярное, но, к сожалению, плохое.

 

Оно, безусловно, верно в том смысле, что для большинства из нас РИ не являются работой. Однако, то же самое можно сказать про театр, литературу, кино, спорт, туризм, политику, науку и практически любую область человеческой деятельности, которой кто-либо занимается в свободное от работы время. (Хочу отметить, что наличие авиационных КБ не отменяет кружки авиамоделистов, профессиональные театры никак не препятствуют существованию любительских постановок, а в литературе грань между профессионалом и любителем вообще отсутствует).

 

Таким образом, говоря, что РИ – это хобби, мы по сути своей ничего не говорим. Хобби может быть как пустяковым способом организации досуга как, например кёрлинг или коллекционирование кактусов так и масштабным культурно социальным явлением напрямую влияющим на развитие социума как, например, литература или театр.

 

2.        Ролевые игры это образовательная технология. (или форма воспитательной работы с молодежью)

 

Определение верное в том смысле, что РИ действительно можно использовать (более того успешно используются) в образовательных и воспитательных целях. Как организациями связанными с ролевым движениям, так и обычными школьными учителями. В частности я играл в свою первую ролевую игру на уроке истории в школе в девяносто каком-то году. Она называлась ролевой игрой и полностью соответствовала формату кабинетки. Однако невооруженным глазом видно, что образовательно-воспитательными процессами посредством РИ занимается сравнительно небольшая часть РИ-сообщества.

 

Таким образом, данное определение, слишком узкое.

 

3.        Ролевые игры это способ ухода от реальности.

 

Опять же в этом есть доля истины. РИ могут использоваться (и используются) для этих целей. Хотя конечно поллитра в этом смысле значительно эффективнее. Вообще говоря, что именно является уходом от реальности, и в каких случаях это становится вредно – тема отдельной дискуссии. Поэтому здесь ограничимся бытовым пониманием этого термина.

 

На наш взгляд, подобный подход к РИ сейчас является одним из существенных факторов, препятствующих развитию ролевых игр. Как внутреннему развитию (улучшению) самих РИ, так и их интеграции в общество.

 

Есть еще ряд интересных точек зрения (РИ - как средство моделирования реальности, РИ как психотренинг, РИ как средство социального проектирования и многое другое) К сожалению, подробное рассмотрение всех этих мнений не вписывается в формат статьи.

 

4.         Ролевые игры - это искусство

 

Мы считаем, что наиболее четко и полно феномен ролевых игр описывает такое понятие как искусство.

Искусство - это  творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Или другое определение

Искусство – это способ трансляции (передачи) эмоциональных состояний от автора к зрителю (окружающим).

Как несложно заметить ролевая игра может удовлетворять обоим этим определениям.

Многие ролевые технологии, приемы построения сюжета, оформления локаций, создания персонажей, создания спецэффектов пришли к нам из театра и литературы, получив свое дальнейшее развитие уже непосредственно в ролевых играх.

Искусство может быть досугом, может служить в целях образования и воспитания, может быть поводом для ухода от реальности много другого. Однако, сочетая в себе эти элементы, искусство представляет из себя нечто большее, чем каждый из них в отдельности. Не случайно мы знаем о минувших исторических эпохах прежде всего благодаря сохранившимся от них произведениям искусства (живописи, скульптуры, литературным памятникам) .Искусство отражает общество, которое его порождает, переосмысливает, и влияя на культуру закладывает нравственные и эстетические ценности общества будущего. Это одна из важнейших задач любого искусства вообще и, как мы считаем, ролевых игр в частности.

Напоследок я хотел бы обратиться к творческим коллективам (мастерским группам), делающим ролевые игры. В ваших руках инструмент, способный осуществлять потрясающей силы воздействия на человеческое и общественное сознание. Пожалуйста, задумайтесь о том, как и зачем вы его применяете. Какие идеалы, идеи, мысли вы вбрасываете в сознание ваших игроков (и в последствии в общество) через ваши игры. Я не хотел бы читать тут каких-то лекций в стиле “что такое хорошо, а что такое плохо”, наверняка, у вас есть своя точка зрения по данному вопросу. Я лишь призываю задумываться над своими действиями и отдавать себе отчет в них.

 ответить

 Автор   Тема   Дата 
  Molydeus
 
Текст
  Ролевые игры и общество потребления. Часть 2. Империя наносит ответный удар.
 29.11.06 15:52 

Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог