Терминология данной статьи опирается на статьи "Движения" http://www.alexander6.ru/alexander6/13426 http://www.alexander6.ru/alexander6/23999Балы и транслятор. Кожаринов. М.
Нуси
сказал мне: «Зря ты не поедешь на бал. По сути – это новый транслятор. Движение
на его основе вполне может заменить собой дискотеки». Смелый тезис, и потому его
интересно рассматривать. Попробуем. На сегодняшний день культура балов лишь
одна из множества субкультур Ролевого Движения. Это нормально. Игры, как
транслятор ролевиков, тоже вызревали в рамках иных движений – коммунаров или
движения РВО, например. По сути, первоначально – это был просто один из методов
проведения педагогической работы. Очень удобный метод. Соответственно к феномену
игры и подходили с точки зрения «этой колокольни», все рассматривалось в
соответствующем ракурсе. Игры были одной из многочисленных педагогических
субкультур, как сейчас балы – одна из субкультур ролевиков. Пока игры находились
в этом контексте – они оставались частью педагогических технологий и не
превращались в самостоятельное явление. Но вот игры, как метод, попали на почву
КЛФ. КЛФ – это фантасты, это любители книг, и совсем не обязательно педагоги.
Игры в миг получили совершенно «иное звучание» и смысл. Теперь – это НЕ
педагогика. Что? Об этом спорят до сих пор. Например, искусство. Но всяко – это
новый ракурс рассмотрения феномена игры. Совершенно иной. Непедагогический. Игра
покинула педагогическое онтологическое поле и стала другой. К чему я клоню?
Я вижу здесь прямую аналогию. Пока балы не выдут из ролевого онтологического
поля, они так и останутся отдельной субкультурой ролевиков. Транслятор, как
основа нового движения – не выстрельнет. Может: путь и остаются? Но ведь вопрос
поставлен так: могут ли балы стать базовым транслятором нового движения? Тогда
аналогия уместна. Балы должны стать чем-то иным, не тем, что есть сейчас для
ролевиков. А что балы для ролевиков сейчас? Некий вид Игры, где доминирует
фоновая деятельность, антураж, костюм, отыгрыш. Это сегодняшний ракурс
рассмотрения бала. А какой может быть еще? Хотя бы теоретически… Оказавшись
вброшенной в среду КЛФ, игра, как массовое явление, поменяла и жанр, приобрела
особые черты. В РД доминирует жанр игры по источнику, в подавляющем большинстве
по книге, хотя понятие источника со временем расширилось до фильмов и
компьютерных игр. Это особая черта и она напрямую связана с культурным полем КЛФ
– ведь это движение любителей литературных произведений. Я не являюсь
сторонником этого жанра. Мы, наша МГ, всегда конструировали миры, обращались ко
множеству источников, от конкретной книги мало что оставалось. Это скорее была
игра по мотивам произведений, не одного, а множества – целого списка. Эта была
педагогическая традиция, когда источник не был самоценностью, а ценности, к
которым стремились на игре, укладывались в заданный ряд педагогических задач. Я
остался в глубоком архаизме, по отношению к остальному ролевому полю. Надеюсь,
что это дает и ряд преимуществ для нового синтеза. Но я сейчас не об этом. Я
хотел подчеркнуть, что вырвавшись в новое онтологическое поле, игра приобретает
новые черты. Черты эти связаны с тем полем, куда осуществлен прорыв. Невозможно
отгородиться от этого влияния, коль туда прорвались. Значит балы, если им
удастся перерасти статус ролевой субкультуры, должны поменяться, приобрести
новые черты, скорее всего связанные с новым полем – тем, куда будет осуществлен
прорыв. Вот пошел разговор о культурном поле дискотек. Допустим, балы
прорвались в это поле, начали теснить дискотеки как жанр, как культурное
явление. Ролевики также постепенно отвоевывали поле КЛФ, потому многие считают
ролевиков порождением этого движения, хотя основной транслятор – Игра – была
создана в рамках других неформальных полей. Итак, балы на пересечении с
дискотеками. Что это? Может в культуры таких новых полей переползет культура
диск-жакеев? Забавно пофантазировать. Какова будет его функция на балу? Отыгрыш
дает возможность ощутить себя в новом образе. Диск-жакей будет рулить этим
процессом? Тогда он уже на половину тренер, а бал – это что-то типа нового
тренинга. Ведь и такое пересечение полей тоже вполне возможно. Наверное,
ролевики будут против. Такое извращение ролевой сути и духа! Диск-жакеи
какие-то. Тренинги… Тьфу… Но ведь и педагоги тоже были не рады, когда игра
покинула педагогическое поле, как бы преобразилась, стала иной, а на педагогику
обращает теперь внимание время от времени и совсем даже нерегулярно. Ну, и что?
Это заботит современных ролевиков? Нисколько. Это заботит педагогов. Вряд ли
комплексы ролевиков будут волновать представителей движения балов, если такое
таки народится. Народится в любой форме, возможно, совершенно иной, не
относящейся ни к тренингам, ни к диск-жакеям, но и к ролевикам тоже… Хорошо.
Допустим. А чего будут ждать от балов в этом случае? Когда балы станут
самостоятельным явлением, а не чисто ролевым. О! Это тоже богатое поле для
размышлений. Балы – это же не совсем что-то кардинально новое. Культура
балов появилась в России вместе с реформами Петра I. До того женский пол держали
взаперти по теремам и светелкам, а какие балы без женского пола? Ассамблеи,
устраиваемые Петром, были обязательны для элиты, как боярской, так и дворянской.
Собственно они и делались для того, что бы их перемешивать. Плюс несли дух
модернизации, приучали к тому, что это правильно. Движение балов-ассамблей
поддерживалось государством, было модернизационным, выполняло задачу преодоления
сословных, еще зараженных традицией местничества и до конца непобежденных, типов
отношений. Надо было ввести новых людей, дворянство, в круг старой знати.
Помните «Сказ о том, как царь Петр Арапа женил»? Сказ, сказом, а что здесь за
намек-урок добрым молодцам – вполне понятно. Движение балов-ассамблей
просуществовало, как и положено, четверть века и благополучно перешло к
конвиксии. По-крайней мере, елизоветинские и екатеринские балы, и уж тем более
еще более поздние, не совсем тоже самое, что петровские – признаков движения уже
не видно, но функцию выдвижения молодого и нового дворянства в свет выполняли
исправно – потому, собственно, и конвиксия, коль функция за ними закрепилась.
Для того, что бы сделать карьеру молодому человеку посещать балы было просто
обязательно. Заодно и имущественный ценз, между прочим… А что в Западной
Европе? Во время крестовых походов – этого явления вроде как еще нет. После
столетней войны при Карле Смелом бургундском цветет уже пышным цветом. То есть
зарождение, как раз на эпоху столетней войны и приходится. Ну, может быть на
последние из крестовых походов. На восток европейцы пришли варварами, ушли –
цивилизованными людьми. Вот и началось формирование соответствующей культуры.
Куртуазность и т.д.. До того рыцарство было коллективным хамлом. Теперь на
пересечении с культурой трубадуров Прованса и Аквитании, где культура поэзии
жила со времен гало-римлян – юг был более цивилизован в римскую эпоху, - на
пересечениях с традиционной обрядовой танцевальной культурой, с культурой
итальянских карнавалов эпохи Возрождения – все это дело и зарождалось.
Столетняя война с социальной точки зрения – время выдвижения дворянства.
Все-таки это эпоха появления наемных армий и усиления королевской власти. Тоже
формируется совершенно иная, новая культура. Рассвет балов на Западе – эпоха
абсолютизма, также как и в России. Так что похоже, что функционал балов и там
выполнял те же функции – выдвижение новых людей, модернизация. Единственное
отличие: культура балов зародилась в Европе намного раньше – в эпоху зарождения
сословной монархии, и может даже еще ранее, а в России распространилось только с
эпохой абсолютизма. Да и само движение балов-ассамблей явно заимствовано с
Запада, транслятор принесен из вне, что как мы знаем, явление не
редкое. Эдакий длинный заход в историю получился. А зачем? Затем, что бы
осознать: похоже сейчас аналогичный функционал (вертикальные лифты) уже занят и
укоренен в качестве конвиксии совсем иной культурной традицией: элитные клубы –
гольфа, конные и т.д., фуршеты и банкеты. Балы их потеснят? Почему собственно?
Или балы будут работать на иную социальную среду? Как дискотеки? Кстати, мы
совсем забыли о дискотеках… Дискотеки – это ниша совсем иной социальной
группы. Можно сказать, заводской. Отпахал на работе – на дискотеку. Собственно и
танцы стали обладать индустриальным запашком – ритмичные движения - сугубо
простые и однообразные, как работа рук на заводском конвеере. Диск-жакей
спускает «задачу» – и поехали. Танцы традиционной культуры – много
сложнее… То же отдельная тема для размышления. Ведь культура танца на
праздниках – устойчивая традиция на протяжении веков. Не просто так, понятно.
Скажем русская кадриль, по движению ног – аналогична подсечке – есть такой прием
в борьбе. Вообще, подножки и подсечки – эта наш русский тип борьбы, так как
задирать высоко ноги, как делают китайцы в своем Ушу, нам в тяжелых зимних
кафтанах и фуфайках несподручно. А вот подсечь противника – нормально. В драке
русские предпочитают вращательные размашистые движения. Также идет рука и у
косаря, когда он косит. Так что движение отработанное. Но и в танцах народных –
те же движения, любим мы руками повращать. Последовательных, поступательных
движений от груди вперед, как в боксе или восточных единоборствах у нас было
мало. Зато полно в Индии и Китае. Если дерешься в джунглях, между плотным строем
стволов бамбука – как по-другому? И прыгать там постоянно придется через корни,
кочки и т.д.. Вот и прыгают – джунгли же! Танец, хозяйственный уклад, военная
культура - явления намного более связанные, чем это обычно считают. Вот
поменялся хозяйственный уклад на индустриальный, теперь не косим, а на конвейере
стоим – оба! - и танец меняется. Кстати и военная культура тоже поменялась
значительно, и тоже в ту же сторону – индустрилизовалась. Традиционная
культура, доминирующая в феодальную эпоху, должна была учить уважению к
традиции, к дотошному соблюдению соответствующих установок, обрядов, норм. Танец
был сложным, он собственно приучал к тому же. Индустриальная культура разрушила
традиционный уклад. Сложность танца, обучающая этому уважению к традиции, также
оказалось разрушенной. Это закономерно. Танец стал примитивным. Каждый танцует,
вроде бы как хочет. Но все равно, стандартами и штампами наполнено все вокруг.
Такова дискотека. Культура дискотек окончательно сложилась лишь к 1960-70-м.
Прожила цикл обычного движения. До того не говорили: иду на дискотеку. Говорили:
иду на танцы. И эти танцы 1930-60-х были посложнее дискотечных – хоть вальс
возьмите, хоть танго. Это такой что ли переход от сложных и многообразных танцев
традиционной культуры, к дискотечному стандарту. В середине 1980-х
дискотечный стандарт усложнился – все-таки дыхание постиндустриализма, а значит,
должны были появиться и новые культурные веяния, ведь востребованы иные
стереотипы поведения и ценности. Как это отразилось на культуре танца?
Появляются, к примеру, брейк, потом хип-хоп. И то, и другое приходит с Запада,
где данный переход начался раньше…. Теперь важно не просто танцевать в куче.
Теперь каждый демонстрирует креатив, индивидуальность, смелость, наглость, если
хотите – надо выйти в круг и показать на что ты способен. В случае хип-хопа –
это иногда еще и текст в виде рэпа, который поет танцующий, вполне осмысленный
текст, демонстрирующий умение рефлексировать и создавать текст на этой основе…
Остальные участники танца - смотрят, оценивают... Все эти новые качества и
востребованы в постиндустриальном мире. На ряду со способностью отслеживать
новые веяния, и самообучаться, без которых в этом жанре танцев тоже – ну, ни
как. Конечно эти «пижоны» не нужны в индустриальном мире стандартов и
инструкций. Там нужны амбициозные, терпеливые, исполнительные конформисты.
Современные менеджеры тоже делятся на соответствующие типажи: кто в каком
секторе работает. И вот «фанки-бизнес» открыто советует набирать в менеджеры
таких вот «странных ребят»; в теле-индустрии и шоу-бизнесе – вполне себе
постиндустриальные сектора – таких тоже вполне даже жалуют. Если пробьешься. Так
что культура танца, и соответствующие движения, вполне соответствуют эпохе. А
балы? Как новое явление, или движение?… Они что будут культивировать? Тоже
какие-то новые черты, востребованные новой эпохой? Какие? Есть идеи? В свое
время, когда мы играли в цикл Стругацких, у нас была игра, где с позиции
будущего тамошние историки и культурологи мира Полдня XXII века спорили о том,
почему в ХХ веке распространилась именно такая культура. Много интересного
накидали. Большинство я забыл. Про танцы, помню, говорили о связи африканской
ритмики, распространившейся повсеместно с последующей сексуальной революцией.
Чего-то там о мире фэнтэзи, как реакции на мир бакса и поиск иных ценностей….
Думаю, новое содержание, пусть и не всегда осознанное, всегда присутствует в
новом движении, а форма – тот самый транслятор – хорошо с ним соотносится.
Короче, я думаю, что без новых веяний – балы, в качестве нового базового
транслятора, не прокатят. Тем более, до конвиксии уж точно не дойти. А если
дойти, то совсем не той. Тут надо многое еще искать и пробовать. И не бояться
новых поворотов и неожиданных решений. Поясню. Плюс балов – возрождение культуры
чести. Но ведь можно заменить честь этикетом (где тогда будет честь?) или
полностью скатиться в архаизм. По-моему, реконструкторы так и сделали, в смысле
– последнее. Патриотизм – это их плюс, ориентация на прошлое и полное отсутствие
будущего - минус. Впрочем, это типично для гибнущих сообществ, что показал еще
Тойнби, рассматривая явления архаизма, футуризма и отречения. Кстати, поэтому я
считаю, что ролевое движение сильно позитивней реконструкторского, так как
работает с социальными конструкциями, новыми культурами, постоянно синтезирует и
т.д.. Думаю, России сильно повезло, что здесь в соответствующей ниши доминируют
ролевики, а не реконструкторы, как на Западе. Если балы в итоге уведут в архаизм
– не считаю это позитивным. Если будут нацелены на формирование Будущего и его
новых стандартов, то дело другое. Тогда я - за! Но пока больше вопросов, чем
ясности…
|