10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [25.04.24]
текст   Балы и транслятор. / Форум комментариев дать свой комментарий Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати

 [все темы]   [лента] 

 Тема: Балы и транслятор.
Автор: аноним
Дата: 02.12.06 08:52
Исходный материал: текст Балы и транслятор.
Терминология данной статьи опирается на статьи "Движения"
http://www.alexander6.ru/alexander6/13426
http://www.alexander6.ru/alexander6/23999Балы и транслятор.
Кожаринов. М.

Нуси сказал мне: «Зря ты не поедешь на бал. По сути – это новый транслятор. Движение на его основе вполне может заменить собой дискотеки». Смелый тезис, и потому его интересно рассматривать. Попробуем.
На сегодняшний день культура балов лишь одна из множества субкультур Ролевого Движения. Это нормально. Игры, как транслятор ролевиков, тоже вызревали в рамках иных движений – коммунаров или движения РВО, например. По сути, первоначально – это был просто один из методов проведения педагогической работы. Очень удобный метод. Соответственно к феномену игры и подходили с точки зрения «этой колокольни», все рассматривалось в соответствующем ракурсе. Игры были одной из многочисленных педагогических субкультур, как сейчас балы – одна из субкультур ролевиков. Пока игры находились в этом контексте – они оставались частью педагогических технологий и не превращались в самостоятельное явление. Но вот игры, как метод, попали на почву КЛФ. КЛФ – это фантасты, это любители книг, и совсем не обязательно педагоги. Игры в миг получили совершенно «иное звучание» и смысл. Теперь – это НЕ педагогика. Что? Об этом спорят до сих пор. Например, искусство. Но всяко – это новый ракурс рассмотрения феномена игры. Совершенно иной. Непедагогический. Игра покинула педагогическое онтологическое поле и стала другой.
К чему я клоню? Я вижу здесь прямую аналогию. Пока балы не выдут из ролевого онтологического поля, они так и останутся отдельной субкультурой ролевиков. Транслятор, как основа нового движения – не выстрельнет. Может: путь и остаются? Но ведь вопрос поставлен так: могут ли балы стать базовым транслятором нового движения? Тогда аналогия уместна. Балы должны стать чем-то иным, не тем, что есть сейчас для ролевиков. А что балы для ролевиков сейчас? Некий вид Игры, где доминирует фоновая деятельность, антураж, костюм, отыгрыш. Это сегодняшний ракурс рассмотрения бала. А какой может быть еще? Хотя бы теоретически…
Оказавшись вброшенной в среду КЛФ, игра, как массовое явление, поменяла и жанр, приобрела особые черты. В РД доминирует жанр игры по источнику, в подавляющем большинстве по книге, хотя понятие источника со временем расширилось до фильмов и компьютерных игр. Это особая черта и она напрямую связана с культурным полем КЛФ – ведь это движение любителей литературных произведений. Я не являюсь сторонником этого жанра. Мы, наша МГ, всегда конструировали миры, обращались ко множеству источников, от конкретной книги мало что оставалось. Это скорее была игра по мотивам произведений, не одного, а множества – целого списка. Эта была педагогическая традиция, когда источник не был самоценностью, а ценности, к которым стремились на игре, укладывались в заданный ряд педагогических задач. Я остался в глубоком архаизме, по отношению к остальному ролевому полю. Надеюсь, что это дает и ряд преимуществ для нового синтеза. Но я сейчас не об этом. Я хотел подчеркнуть, что вырвавшись в новое онтологическое поле, игра приобретает новые черты. Черты эти связаны с тем полем, куда осуществлен прорыв. Невозможно отгородиться от этого влияния, коль туда прорвались.
Значит балы, если им удастся перерасти статус ролевой субкультуры, должны поменяться, приобрести новые черты, скорее всего связанные с новым полем – тем, куда будет осуществлен прорыв.
Вот пошел разговор о культурном поле дискотек. Допустим, балы прорвались в это поле, начали теснить дискотеки как жанр, как культурное явление. Ролевики также постепенно отвоевывали поле КЛФ, потому многие считают ролевиков порождением этого движения, хотя основной транслятор – Игра – была создана в рамках других неформальных полей. Итак, балы на пересечении с дискотеками. Что это? Может в культуры таких новых полей переползет культура диск-жакеев? Забавно пофантазировать. Какова будет его функция на балу? Отыгрыш дает возможность ощутить себя в новом образе. Диск-жакей будет рулить этим процессом? Тогда он уже на половину тренер, а бал – это что-то типа нового тренинга. Ведь и такое пересечение полей тоже вполне возможно.
Наверное, ролевики будут против. Такое извращение ролевой сути и духа! Диск-жакеи какие-то. Тренинги… Тьфу… Но ведь и педагоги тоже были не рады, когда игра покинула педагогическое поле, как бы преобразилась, стала иной, а на педагогику обращает теперь внимание время от времени и совсем даже нерегулярно. Ну, и что? Это заботит современных ролевиков? Нисколько. Это заботит педагогов. Вряд ли комплексы ролевиков будут волновать представителей движения балов, если такое таки народится. Народится в любой форме, возможно, совершенно иной, не относящейся ни к тренингам, ни к диск-жакеям, но и к ролевикам тоже…
Хорошо. Допустим. А чего будут ждать от балов в этом случае? Когда балы станут самостоятельным явлением, а не чисто ролевым. О! Это тоже богатое поле для размышлений.
Балы – это же не совсем что-то кардинально новое. Культура балов появилась в России вместе с реформами Петра I. До того женский пол держали взаперти по теремам и светелкам, а какие балы без женского пола?  Ассамблеи, устраиваемые Петром, были обязательны для элиты, как боярской, так и дворянской. Собственно они и делались для того, что бы их перемешивать. Плюс несли дух модернизации, приучали к тому, что это правильно. Движение балов-ассамблей поддерживалось государством, было модернизационным, выполняло задачу преодоления сословных, еще зараженных традицией местничества и до конца непобежденных, типов отношений. Надо было ввести новых людей, дворянство, в круг старой знати. Помните «Сказ о том, как царь Петр Арапа женил»? Сказ, сказом, а что здесь за намек-урок добрым молодцам – вполне понятно. Движение балов-ассамблей просуществовало, как и положено, четверть века и благополучно перешло к конвиксии. По-крайней мере, елизоветинские и екатеринские балы, и уж тем более еще более поздние, не совсем тоже самое, что петровские – признаков движения уже не видно, но функцию выдвижения молодого и нового дворянства в свет выполняли исправно – потому, собственно, и конвиксия, коль функция за ними закрепилась. Для того, что бы сделать карьеру молодому человеку посещать балы было просто обязательно. Заодно и имущественный ценз, между прочим…
А что в Западной Европе? Во время крестовых походов – этого явления вроде как еще нет. После столетней войны при Карле Смелом бургундском цветет уже пышным цветом. То есть зарождение, как раз на эпоху столетней войны и приходится. Ну, может быть на последние из крестовых походов. На восток европейцы пришли варварами, ушли – цивилизованными людьми. Вот и началось формирование соответствующей культуры. Куртуазность и т.д.. До того рыцарство было коллективным хамлом. Теперь на пересечении с культурой трубадуров Прованса и Аквитании, где культура поэзии жила со времен гало-римлян – юг был более цивилизован в римскую эпоху, - на пересечениях с традиционной обрядовой танцевальной культурой, с культурой итальянских карнавалов эпохи Возрождения – все это дело и зарождалось.
Столетняя война с социальной точки зрения – время выдвижения дворянства. Все-таки это эпоха появления наемных армий и усиления королевской власти. Тоже формируется совершенно иная, новая культура. Рассвет балов на Западе – эпоха абсолютизма, также как и в России. Так что похоже, что функционал балов и там выполнял те же функции – выдвижение новых людей, модернизация. Единственное отличие: культура балов зародилась в Европе намного раньше – в эпоху зарождения сословной монархии, и может даже еще ранее, а в России распространилось только с эпохой абсолютизма. Да и само движение балов-ассамблей явно заимствовано с Запада, транслятор принесен из вне, что как мы знаем, явление не редкое.
Эдакий длинный заход в историю получился. А зачем? Затем, что бы осознать: похоже сейчас аналогичный функционал (вертикальные лифты) уже занят и укоренен в качестве конвиксии совсем иной культурной традицией: элитные клубы – гольфа, конные и т.д., фуршеты и банкеты. Балы их потеснят? Почему собственно?
Или балы будут работать на иную социальную среду? Как дискотеки? Кстати, мы совсем забыли о дискотеках…
Дискотеки – это ниша совсем иной социальной группы. Можно сказать, заводской. Отпахал на работе – на дискотеку. Собственно и танцы стали обладать индустриальным запашком – ритмичные движения - сугубо простые и однообразные, как работа рук на заводском конвеере. Диск-жакей спускает «задачу» – и поехали. Танцы традиционной культуры – много сложнее…
То же отдельная тема для размышления. Ведь культура танца на праздниках – устойчивая традиция на протяжении веков. Не просто так, понятно. Скажем русская кадриль, по движению ног – аналогична подсечке – есть такой прием в борьбе. Вообще, подножки и подсечки – эта наш русский тип борьбы, так как задирать высоко ноги, как делают китайцы в своем Ушу, нам в тяжелых зимних кафтанах и фуфайках несподручно. А вот подсечь противника – нормально. В драке русские предпочитают вращательные размашистые движения. Также идет рука и у косаря, когда он косит. Так что движение отработанное. Но и в танцах народных – те же движения, любим мы руками повращать. Последовательных, поступательных движений от груди вперед, как в боксе или восточных единоборствах у нас было мало. Зато полно в Индии и Китае. Если дерешься в джунглях, между плотным строем стволов бамбука – как по-другому? И прыгать там постоянно придется через корни, кочки и т.д.. Вот и прыгают – джунгли же!
Танец, хозяйственный уклад, военная культура - явления намного более связанные, чем это обычно считают. Вот поменялся хозяйственный уклад на индустриальный, теперь не косим, а на конвейере стоим – оба! - и танец меняется. Кстати и военная культура тоже поменялась значительно, и тоже в ту же сторону – индустрилизовалась.
Традиционная культура, доминирующая в феодальную эпоху, должна была учить уважению к традиции, к дотошному соблюдению соответствующих установок, обрядов, норм. Танец был сложным, он собственно приучал к тому же. Индустриальная культура разрушила традиционный уклад. Сложность танца, обучающая этому уважению к традиции, также оказалось разрушенной. Это закономерно. Танец стал примитивным. Каждый танцует, вроде бы как хочет. Но все равно, стандартами и штампами наполнено все вокруг. Такова дискотека. Культура дискотек окончательно сложилась лишь к 1960-70-м. Прожила цикл обычного движения. До того не говорили: иду на дискотеку. Говорили: иду на танцы. И эти танцы 1930-60-х были посложнее дискотечных – хоть вальс возьмите, хоть танго. Это такой что ли переход от сложных и многообразных танцев традиционной культуры, к дискотечному стандарту.
В середине 1980-х дискотечный стандарт усложнился – все-таки дыхание постиндустриализма, а значит, должны были появиться и новые культурные веяния, ведь востребованы иные стереотипы поведения и ценности. Как это отразилось на культуре танца? Появляются, к примеру, брейк, потом хип-хоп. И то, и другое приходит с Запада, где данный переход начался раньше…. Теперь важно не просто танцевать в куче. Теперь каждый демонстрирует креатив, индивидуальность, смелость, наглость, если хотите – надо выйти в круг и показать на что ты способен. В случае хип-хопа – это иногда еще и текст в виде рэпа, который поет танцующий, вполне осмысленный текст, демонстрирующий умение рефлексировать и создавать текст на этой основе… Остальные участники танца - смотрят, оценивают...
Все эти новые качества и востребованы в постиндустриальном мире. На ряду со способностью отслеживать новые веяния, и самообучаться, без которых в этом жанре танцев тоже – ну, ни как. Конечно эти «пижоны» не нужны в индустриальном мире стандартов и инструкций. Там нужны амбициозные, терпеливые, исполнительные конформисты. Современные менеджеры тоже делятся на соответствующие типажи: кто в каком секторе работает. И вот «фанки-бизнес» открыто советует набирать в менеджеры таких вот «странных ребят»; в теле-индустрии и шоу-бизнесе – вполне себе постиндустриальные сектора – таких тоже вполне даже жалуют. Если пробьешься. Так что культура танца, и соответствующие движения, вполне соответствуют эпохе.
А балы? Как новое явление, или движение?… Они что будут культивировать? Тоже какие-то новые черты, востребованные новой эпохой? Какие? Есть идеи?
В свое время, когда мы играли в цикл Стругацких, у нас была игра, где с позиции будущего тамошние историки и культурологи мира Полдня XXII века спорили о том, почему в ХХ веке распространилась именно такая культура. Много интересного накидали. Большинство я забыл. Про танцы, помню, говорили о связи африканской ритмики, распространившейся повсеместно с последующей сексуальной революцией. Чего-то там о мире фэнтэзи, как реакции на мир бакса и поиск иных ценностей…. Думаю, новое содержание, пусть и не всегда осознанное, всегда присутствует в новом движении, а форма – тот самый транслятор – хорошо с ним соотносится.
Короче, я думаю, что без новых веяний – балы, в качестве нового базового транслятора, не прокатят. Тем более, до конвиксии уж точно не дойти. А если дойти, то совсем не той. Тут надо многое еще искать и пробовать. И не бояться новых поворотов и неожиданных решений. Поясню. Плюс балов – возрождение культуры чести. Но ведь можно заменить честь этикетом (где тогда будет честь?) или полностью скатиться в архаизм. По-моему, реконструкторы так и сделали, в смысле – последнее. Патриотизм – это их плюс, ориентация на прошлое и полное отсутствие будущего - минус. Впрочем, это типично для гибнущих сообществ, что показал еще Тойнби, рассматривая явления архаизма, футуризма и отречения. Кстати, поэтому я считаю, что ролевое движение сильно позитивней реконструкторского, так как работает с социальными конструкциями, новыми культурами, постоянно синтезирует и т.д.. Думаю, России сильно повезло, что здесь в соответствующей ниши доминируют ролевики, а не реконструкторы, как на Западе. Если балы в итоге уведут в архаизм – не считаю это позитивным. Если будут нацелены на формирование Будущего и его новых стандартов, то дело другое. Тогда я - за!
Но пока больше вопросов, чем ясности…
 ответить

 Автор   Тема   Дата 
 аноним
 
Текст
  Балы и транслятор.
 02.12.06 08:52 

Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог