Доклад.
Уважаемый председатель, уважаемые члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию представляются результаты исследования на тему "Ролевые Игры как метод социальной работы".
На современном этапе развития в нашем обществе существует множество молодежных проблем, в том числе связанных с организацией здорового досуга молодого поколения.
Мы считаем возможным и полезным использовать практику применения ролевых игр в педагогической и досуговой деятельности в социальной работе с молодежью. Мы полагаем, что ролевые игры помогут в решении ряда молодежных проблем, в частности таких, как употребление психоактивных веществ, девиантное поведение и др.
В исследовании мы опирались на работы Д.Киппера "Клинические ролевые игры и психодрама", Б.Д.Парыгина "Социальная психология как наука", и др., сборник "Ролевые игры: обучение и клуб", составленный авторским коллективом Городского центра ролевых игр г. Казани, С.Переслегина и Д.Богуша (Санкт-Петербургская Научно-Исследовательская Лаборатория Ролевых Игр), М.Кожаринова, Б.Куприянова, В.Подобина.
В теоретической части мы рассматривали особенности ролевой игры как педагогической деятельности и выявили, что применение их в педагогической практике оказывает положительноe влияние на личность. Особенностями, присущими ролевым играм как методу, являются:
· "ощущение игры", которое повышает включенность участников,
· Обогащение знаниями о себе и о процессах повседневной жизни.
· Игра - это относительно безопасное "пространство активности", при этом действие и ответственность за происходящее в игре "настоящие".
Игровые методы развивают организационные и управленческие умения.
Участие в Ролевой Игре - это общение с природой, общение с новыми людьми, осознание себя как части большой группы единомышленников, возможность духовного и творческого контакта.
Цель исследования:
Изучить мнение участников о возможностях ролевых игр с целью их использования как метода социальной работы, направленного на профилактику асоциального поведения среди молодежи, воспитание нравственной личности и повышение адаптационных способностей молодых людей в современных условиях.
Задачи исследования:
1) Определить, каковы ценностные ориентации участников ролевого движения.
2) Выявить возможности ролевых игр как здорового досуга молодежи.
3) Выявить, каким образом ролевые игры способны повысить у молодежи адаптационные способности, развить личностные качества.
4) Изучить аспекты ролевых игр, способствующие профилактике асоциального поведения среди молодежи.
5) Изучить возможности ролевых игр в отношении патриотического воспитания молодежи.
6) Выяснить, оказывается ли поддержка ролевому движению со стороны государственных органов, общественных организаций и других структур и есть ли необходимость в ней.
Объект исследования:
Участники и организаторы ролевых игр из разных городов Российской Федерации.
Предмет исследования:
Возможности использования ролевых игр в качестве метода социальной работы.
Выборка:
В исследовании приняли участие 100 человек, являющихся участниками ролевых игр.
1). В ходе исследования удалось выяснить, что участниками Ролевого движения являются преимущественно мужчины (70% опрошенных). Один из основных мотивов участия в Ролевом движении для мужчин - это символические боевые сражения (41,43%). А девушек больше привлекает игра, перевоплощение(66,67%).
Возрастной состав участников Ролевого движения колеблется в пределах 18-25 лет (65% респондентов). Большинство опрошенных являются студентами ВУЗов(45%), либо лицами с законченным высшим образованием (23%),
2). Мы изучали жизненные ценности опрошенных. Участники Ролевого движения отдают предпочтение духовным ценностям, а в людях ценят честность(58%), чувство юмора(52%), доброту(50%), преданность(46%). 42 процента участников ролевых игр указали Родину в качестве одной из наиболее значимых жизненных ценностей.
Большинство респондентов имеют цель в жизни (76%). Цели, указанные респондентами, сильно варьируются в зависимости от возраста. В более раннем возрасте основные цели так или иначе связаны с продолжением получения образования, а в более старшем возрасте на первый план выходят цели, связанные с семьей и работой. Кроме того, 10% респондентов указывали творчество, материальное благополучие, политику, а также отмечали, что их цели связаны со всеми перечисленными сферами, и то, что участники планируют добиться успеха во всем. Можно сказать, что среди жизненных целей также встречаются цели, связанные с получением разносторонних знаний помимо академического образования.Табл. 01.
Все это значит, что цели, связанные с ролевым движением, вовсе не являются для участников движения основными и не претендуют на замещение других жизненно важных целей; наоборот, у участников есть цели и мотивации, совпадающие с такими же, как и у их сверстников - не участников Ролевого движения. Иначе говоря, участие в ролевом движении не искажает жизненные цели и мотивации людей.
3). Обратимся к табл.1(что является наиболее значимым в РИ). Респонденты отмечают, что Ролевая игра дает возможность углубления знаний в области истории, литературы, искусства (39%), и возможность найти выход из сложнейшей ситуации, которая может случиться в реальной жизни (35%). Ролевые игры являются источником развития таких личностных качеств, как лидерство, стратегическое мышление, парламентерские качества (33%). Особенно это важно для мужчин (37,14%). 32% респондентов ожидают от игры возможности расширения круга общения. Игры способствуют развитию творческих способностей, так считают 27% респондентов. Мужчины используют участие в игре с целью физического развития, укрепления здоровья(38,57%).
Обратимся к Табл.2(что необходимо для участия в РИ).Подавляющая часть респондентов указала, что необходимым условием для участия в Ролевой игре является знание первоисточников, на основе которых проходит игра (литературных, исторических) - 67%. Из этого следует, что участие в Ролевых играх может содействовать интеллектуальному развитию, Т.е. игра может стимулировать познавательную деятельность. На втором месте стоит вариант "Умение войти в роль, образ"(52%). Также многие респонденты выбрали такие варианты, как "хороший костюм, игровое оружие"(46% всех участников опроса), но у девушек этот показатель выше(70%) по сравнению с лицами мужского пола(35,71%). Вероятно, здесь девушки имели в виду прежде всего костюм); меньшие показатели по вариантама также указывали на "коммуникативные качества" (34%), "вещи, необходимые для жизни в полевых условиях"(27%). Таким образом, для многих участие в Ролевых играх - средство всестороннего развития личности.
Мастера и опытные участники в интервью отмечали также, что:
· Ролевые игры - это возможность содержательного общения участников;
· Они мотивируют к чтению различного рода литературы;
· В ролевых играх происходит формирование жизненных навыков.
· Человек может попробовать себя как организатор или как исполнитель, кроме того игра побуждает к проявлению разнообразных талантов.
· это источник творчества, возможность развить свои таланты.
4). Ролевые игры могут использоваться в качестве профилактического метода в борьбе с социальными болезнями. РИС.1Опрошенные указали, что ролевые игры как альтернативный вид досуга могут способствовать профилактике таких негативных явлений в обществе как алкоголизм, наркомания и т. п.(89%). Кроме того, респонденты считают, что Ролевые игры способны повлиять на мировосприятие человека(91%). РИСУНОК2
Мастера и опытные участники в интервью относительно применения ролевых игр в сфере профилактики и коррекции девиантного поведения указывали, что Ролевые игры - это альтернативная форма досуга, способствующая социальной адаптации, складыванию значимых аспектов жизни, формированию здоровой личности, что ролевые игры мотивируют людей к работе над собой, расширению коммуникационного опыта.
5). Таблица 3.(наиболее сильные эмоцион. состояния, испыт. в игре). Наибольшее количество опрошенных указали, что наиболее сильным эмоциональным состоянием, которое они испытывали во время Ролевых игр является дух победы (55%), "чувство свободы"(40%) и "единение"(28%). Для девушек также популярными ответами были: "страх"(36,67%) и "чувство смертельной опасности"(36,67%). А молодые люди чаще отмечали чувство долга(31,42%), единение(30%), чувство ответственности(21,43%). Таким образом, Ролевые игры, по мнению опрошенных, способны развить чувство долга и единения, что содействует воспитанию патриотических чувств .
6). Большая часть респондентов считают, что движению необходима поддержка со стороны государственных органов и других структур. Возможно, это поможет более эффективно решать некоторые проблемы Ролевого движения, связанные с материальным обеспечением, организацией игр и др. Табл.4
Обратимся к табл.5. Из всех обращавшихся за помощью в какие-либо структуры существенная помощь была оказана половине опрошенных, это помощь единоразовая, в основном в виде предоставления помещения (61,54%), финансовой помощи (38,46%), транспортных услуг (30,77%), предоставлении территории для игр (33,77%) и материальной помощи (23,08). В связи с этим следует особо отметить такие города как Москва, Казань, Нижний Новгород, где сотрудничество государственных органов и других организаций и участников ролевого движения более развита.
Таким образом, Если учитывать возможные негативные последствия и предупреждать их появление, то в руках профессионалов - педагогов, социологов, психологов и др. - ролевая игра может стать эффективным инструментом развития гармоничной, гуманной, здоровой, активной личности.
Мы предлагаем следующие рекомендации:
1) Необходимо расширить сотрудничество государственных организаций, занимающихся реализацией молодежной политики, социальных служб с лидерами ролевого движения и клубами Ролевых игр в вопросах решения молодежных проблем;
2) Необходимо изучение опыта применения Ролевых игр в качестве педагогического метода в других регионах;
3) Необходимо содействовать разработке программ по работе с трудными подростками с применением ролевых игр.
4) Необходимо содействовать организации и проведению Ролевых игр, изучать их влияние на мировосприятие участников на их интеллектуальный уровень, эмоциональное состояние, волевые черты;
5) Необходима разработка ролевых игр для разных групп молодежи с учетом их особенностей, потребностей и возможностей.
|