10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [19.03.24]
текст   Ролевые Игры как метод социальной работы. Доклад. / Форум комментариев дать свой комментарий Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати

 [все темы]   [лента] 

 Тема: Ролевые Игры как метод социальной работы. Доклад.
Автор: аноним
Дата: 29.12.06 19:30
Исходный материал: текст Ролевые Игры как метод социальной работы. Доклад.
Доклад.

Уважаемый председатель, уважаемые члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию представляются результаты исследования на тему "Ролевые Игры как метод социальной работы".

На современном этапе развития в нашем обществе существует множество молодежных проблем, в том числе связанных с организацией здорового досуга молодого поколения.

Мы считаем возможным и полезным использовать практику применения ролевых игр в педагогической и досуговой деятельности в социальной работе с молодежью. Мы полагаем, что ролевые игры помогут в решении ряда молодежных проблем, в частности таких, как употребление психоактивных веществ, девиантное поведение и др.

В исследовании мы опирались на работы Д.Киппера "Клинические ролевые игры и психодрама", Б.Д.Парыгина "Социальная психология как наука", и др., сборник "Ролевые игры: обучение и клуб", составленный авторским коллективом Городского центра ролевых игр г. Казани, С.Переслегина и Д.Богуша (Санкт-Петербургская Научно-Исследовательская Лаборатория Ролевых Игр), М.Кожаринова, Б.Куприянова, В.Подобина.

В теоретической части мы рассматривали особенности ролевой игры как педагогической деятельности и выявили, что применение их в педагогической практике оказывает положительноe влияние на личность. Особенностями, присущими ролевым играм как методу, являются:

· "ощущение игры", которое повышает включенность участников,

· Обогащение знаниями о себе и о процессах повседневной жизни.

· Игра - это относительно безопасное "пространство активности", при этом действие и ответственность за происходящее в игре "настоящие".

Игровые методы развивают организационные и управленческие умения.

Участие в Ролевой Игре - это общение с природой, общение с новыми людьми, осознание себя как части большой группы единомышленников, возможность духовного и творческого контакта.

Цель исследования:

Изучить мнение участников о возможностях ролевых игр с целью их использования как метода социальной работы, направленного на профилактику асоциального поведения среди молодежи, воспитание нравственной личности и повышение адаптационных способностей молодых людей в современных условиях.

Задачи исследования:

1) Определить, каковы ценностные ориентации участников ролевого движения.

2) Выявить возможности ролевых игр как здорового досуга молодежи.

3) Выявить, каким образом ролевые игры способны повысить у молодежи адаптационные способности, развить личностные качества.

4) Изучить аспекты ролевых игр, способствующие профилактике асоциального поведения среди молодежи.

5) Изучить возможности ролевых игр в отношении патриотического воспитания молодежи.

6) Выяснить, оказывается ли поддержка ролевому движению со стороны государственных органов, общественных организаций и других структур и есть ли необходимость в ней.

Объект исследования:

Участники и организаторы ролевых игр из разных городов Российской Федерации.

Предмет исследования:

Возможности использования ролевых игр в качестве метода социальной работы.

Выборка:

В исследовании приняли участие 100 человек, являющихся участниками ролевых игр.

1). В ходе исследования удалось выяснить, что участниками Ролевого движения являются преимущественно мужчины (70% опрошенных). Один из основных мотивов участия в Ролевом движении для мужчин - это символические боевые сражения (41,43%). А девушек больше привлекает игра, перевоплощение(66,67%).

Возрастной состав участников Ролевого движения колеблется в пределах 18-25 лет (65% респондентов). Большинство опрошенных являются студентами ВУЗов(45%), либо лицами с законченным высшим образованием (23%),

2). Мы изучали жизненные ценности опрошенных. Участники Ролевого движения отдают предпочтение духовным ценностям, а в людях ценят честность(58%), чувство юмора(52%), доброту(50%), преданность(46%). 42 процента участников ролевых игр указали Родину в качестве одной из наиболее значимых жизненных ценностей.

Большинство респондентов имеют цель в жизни (76%). Цели, указанные респондентами, сильно варьируются в зависимости от возраста. В более раннем возрасте основные цели так или иначе связаны с продолжением получения образования, а в более старшем возрасте на первый план выходят цели, связанные с семьей и работой. Кроме того, 10% респондентов указывали творчество, материальное благополучие, политику, а также отмечали, что их цели связаны со всеми перечисленными сферами, и то, что участники планируют добиться успеха во всем. Можно сказать, что среди жизненных целей также встречаются цели, связанные с получением разносторонних знаний помимо академического образования.Табл. 01.

Все это значит, что цели, связанные с ролевым движением, вовсе не являются для участников движения основными и не претендуют на замещение других жизненно важных целей; наоборот, у участников есть цели и мотивации, совпадающие с такими же, как и у их сверстников - не участников Ролевого движения. Иначе говоря, участие в ролевом движении не искажает жизненные цели и мотивации людей.

3). Обратимся к табл.1(что является наиболее значимым в РИ). Респонденты отмечают, что Ролевая игра дает возможность углубления знаний в области истории, литературы, искусства (39%), и возможность найти выход из сложнейшей ситуации, которая может случиться в реальной жизни (35%). Ролевые игры являются источником развития таких личностных качеств, как лидерство, стратегическое мышление, парламентерские качества (33%). Особенно это важно для мужчин (37,14%). 32% респондентов ожидают от игры возможности расширения круга общения. Игры способствуют развитию творческих способностей, так считают 27% респондентов. Мужчины используют участие в игре с целью физического развития, укрепления здоровья(38,57%).

Обратимся к Табл.2(что необходимо для участия в РИ).Подавляющая часть респондентов указала, что необходимым условием для участия в Ролевой игре является знание первоисточников, на основе которых проходит игра (литературных, исторических) - 67%. Из этого следует, что участие в Ролевых играх может содействовать интеллектуальному развитию, Т.е. игра может стимулировать познавательную деятельность. На втором месте стоит вариант "Умение войти в роль, образ"(52%). Также многие респонденты выбрали такие варианты, как "хороший костюм, игровое оружие"(46% всех участников опроса), но у девушек этот показатель выше(70%) по сравнению с лицами мужского пола(35,71%). Вероятно, здесь девушки имели в виду прежде всего костюм); меньшие показатели по вариантама также указывали на "коммуникативные качества" (34%), "вещи, необходимые для жизни в полевых условиях"(27%). Таким образом, для многих участие в Ролевых играх - средство всестороннего развития личности.

Мастера и опытные участники в интервью отмечали также, что:

· Ролевые игры - это возможность содержательного общения участников;

· Они мотивируют к чтению различного рода литературы;

· В ролевых играх происходит формирование жизненных навыков.

· Человек может попробовать себя как организатор или как исполнитель, кроме того игра побуждает к проявлению разнообразных талантов.

· это источник творчества, возможность развить свои таланты.

4). Ролевые игры могут использоваться в качестве профилактического метода в борьбе с социальными болезнями. РИС.1Опрошенные указали, что ролевые игры как альтернативный вид досуга могут способствовать профилактике таких негативных явлений в обществе как алкоголизм, наркомания и т. п.(89%). Кроме того, респонденты считают, что Ролевые игры способны повлиять на мировосприятие человека(91%). РИСУНОК2

Мастера и опытные участники в интервью относительно применения ролевых игр в сфере профилактики и коррекции девиантного поведения указывали, что Ролевые игры - это альтернативная форма досуга, способствующая социальной адаптации, складыванию значимых аспектов жизни, формированию здоровой личности, что ролевые игры мотивируют людей к работе над собой, расширению коммуникационного опыта.

5). Таблица 3.(наиболее сильные эмоцион. состояния, испыт. в игре). Наибольшее количество опрошенных указали, что наиболее сильным эмоциональным состоянием, которое они испытывали во время Ролевых игр является дух победы (55%), "чувство свободы"(40%) и "единение"(28%). Для девушек также популярными ответами были: "страх"(36,67%) и "чувство смертельной опасности"(36,67%). А молодые люди чаще отмечали чувство долга(31,42%), единение(30%), чувство ответственности(21,43%). Таким образом, Ролевые игры, по мнению опрошенных, способны развить чувство долга и единения, что содействует воспитанию патриотических чувств .

6). Большая часть респондентов считают, что движению необходима поддержка со стороны государственных органов и других структур. Возможно, это поможет более эффективно решать некоторые проблемы Ролевого движения, связанные с материальным обеспечением, организацией игр и др. Табл.4

Обратимся к табл.5. Из всех обращавшихся за помощью в какие-либо структуры существенная помощь была оказана половине опрошенных, это помощь единоразовая, в основном в виде предоставления помещения (61,54%), финансовой помощи (38,46%), транспортных услуг (30,77%), предоставлении территории для игр (33,77%) и материальной помощи (23,08). В связи с этим следует особо отметить такие города как Москва, Казань, Нижний Новгород, где сотрудничество государственных органов и других организаций и участников ролевого движения более развита.

Таким образом, Если учитывать возможные негативные последствия и предупреждать их появление, то в руках профессионалов - педагогов, социологов, психологов и др. - ролевая игра может стать эффективным инструментом развития гармоничной, гуманной, здоровой, активной личности.

Мы предлагаем следующие рекомендации:

1) Необходимо расширить сотрудничество государственных организаций, занимающихся реализацией молодежной политики, социальных служб с лидерами ролевого движения и клубами Ролевых игр в вопросах решения молодежных проблем;

2) Необходимо изучение опыта применения Ролевых игр в качестве педагогического метода в других регионах;

3) Необходимо содействовать разработке программ по работе с трудными подростками с применением ролевых игр.

4) Необходимо содействовать организации и проведению Ролевых игр, изучать их влияние на мировосприятие участников на их интеллектуальный уровень, эмоциональное состояние, волевые черты;

5) Необходима разработка ролевых игр для разных групп молодежи с учетом их особенностей, потребностей и возможностей.

 ответить

 Автор   Тема   Дата 
 аноним
 
Текст
  Ролевые Игры как метод социальной работы. Доклад.
 29.12.06 19:30 

Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог