10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [29.03.24]
текст   Танцы эпохи барокко / Форум комментариев дать свой комментарий Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати

 [все темы]   [лента] 

 Тема: Танцы эпохи барокко
Автор: Nimven
Дата: 20.05.02 20:10
Исходный материал: текст Танцы эпохи барокко
Доклад Кати Александровой на ФСТ - 2

Барокко.

Барокко (итал. barocco – букв. – причудливый, странный) как направление началось приблизительно с начала XVII века. Основой для барочного стиля явился ренессанс, в котором можно видеть многие шаги, из которых позже выросли барочные движения.
Барочный танец по своему характеру – сценический, точнее, барочный стиль танца тяготеет к сцене.
Первыми барочными танцами были показательные танцы одной пары перед королём. Для этих танцев характерны, во-первых, сложность (в течение одного танца фигуры практически не повторялись), во-вторых – симметрия, т. е. зеркальность (в отличие от ренессанса, в котором зеркальной могла быть схема танца, но не движения, т. к. танцоры идут с одной ноги). В- третьих, появляется различия в исполнении мужской и женской партий (в определённом месте танца мужчина может сделать купе, чтобы поменять ногу).
Когда барокко набирает силу (сер. XVII века), появляются придворные балеты, в которых мог принимать участие и сам король (например, этим славился Людовик XIV). Сюжет у придворных балетов был аллегорический (например, король олицетворял собой солнце, а придворные - звёзды, которые поклоняются солнцу).
Кроме балета существовал придвовал придворный театр. В нем основное место занимала опера, в которой обязательно присутствовали танцевальные отрывки. В опере массовые танцевальные сцены использовались также, как в античности – хор (хору назначалась определенная роль, например, облака, а в барочной опере танцовщицы представляли собой, например, тени умерших).
Опера в барокко тоже представляла собой нечто особое. Её сюжет был античный, но характер исполнения – барочный. Т. е. в центре внимания стояло не действие, а чувства героев (любовь, страдания).
Чтобы понять технику исполнения барочного танца, нужно обратить внимание на архитектуру, скульптуру, гравюру. Для скульптуры (Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А. Ван Дейк во Фландрии) характерны эффективные декоративные композиции, парадные портреты. Гравюра в эпоху барокко представляла собой офорт (от франц. eau-forte – азотная кислота. Рисунок процарапывался гравировальной иглой в слое кислото–упорного лака, покрывающего металлич. Пластину, затем порцарапанные места протравливались кислотой, а полученное углубленное изображение заполнялось краской и оттискивалось на бумагу). Таким образом, результат было сложно предсказать, т. к. химическую реакцию контролировала природа, а не человек. В то время вообще шло быстрое развитие науки, и человек часто вступал в отношения с природой, с природными стихиями, неконтролируемыми явлениями (ставил эксперименты, проводил опыты). Это чувствуется и в музыке, где стиль барокко отличает, с одной стороны, стремление к глубокому отображению внутреннего мира человека, к драматизму и синтезу искусств (опера*, оратория**, кантата***, пассион****), с другой – к освобождению от союза со словом (развитие инструментальных жанров).
Архитектуру барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) отличают пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. В построении зданий используются эллипсы, спирали, сферы. Организация пространства рассчитана на зрителя, чтобы создать у него иллюзию: зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись создает иллюзию разверзшихся сводов.
Постановка руки в танце барокко как раз пример сслучая, когда эллипс кажется окружностью. Стихийность, так характерная для эпохи барокко, заключена в жесткую школу барочного танца. Существует джентельменский набор движений (сравнительно небольшой), с помощью которого и выражаются все чувства и тонкости сюжета.
В разных странах барочный танец имеет там различную манеру исполнения. Когда барочный танец попадает в страну, то он или доминирует там, как таковой, или включает в себя характерные танцевальные движения народа, живущего в этой стране. Примером может являться Англия. В отличие от Франции, где манера исполнения танца достаточно мягкая, в Англии движения рук более упругие, динамичные и открытые, что, возможно, связано с более строгим воспитанием.
Другой пример – аллеманда. Изначально германский танец, довольно простой по строению. А во что он превратился в барокко! Еще одним примером может послужить жига – старинный танец кетьтского происхождения. Барочная жига имеет очень мало общего с более древним исполнением танца.
Интересно также посмотреть как меняются танцы других стран, попадая во время барокко во Францию. Как пример возьмем контрдансы. Это композиционные танцы. Изначально появились в Англии. К концу XVII века в них стали попадать барочные движения. Во Франции буквально случился «бум» на контрдансы, т. к. они были достаточно не сложные по композиции, по сравнению с показательными барочными танцами, то они стали очень распространены, их с удовольствием танцевали и сотнями сочиняли с использованием различных игровых приемов галантного характера. Композиционные приемы контрданса попали в другие барочные танцы (менуэт, гавот и др.)
Барочный танец просуществовал во Франции вплоть до Великой французской революции (1789 – 1794 гг). С этого момента самым распространенным танцем во Франции стала фарандола, а затем появилась французская кадриль.

-----------------------------------------------

*Опера – муз.-театр. произведение, сочетающее сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальную музыку,сценические и декорационные искусства.
**Оратория – муз. Произведение для певцов – солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначено для концертного исполнения. Обладаает эпико-драматическим характером и ясной сюжетностью.
***Кантата – крупное вокально – инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Близка к оратории, но отличается от нее меньшим масштабом и отсутствием драматической разработки сюжета.
****Пассион – муз. Произведение, содержание которого основано на евангельской истории страданий и смерти Христа.

 ответить

 Автор   Тема   Дата 
  Nimven
 
Текст
  Танцы эпохи барокко
 20.05.02 20:10 

Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог