![]() |
Сайт свободных игровых коммуникаций поддерживается МГ Александр VI |
[карта сайта] [login] [настройки] | [ пользователь : инкогнито ] [13.03.25] |
Написать редакторам |
19.08.2002
Биологические особенности Саламандра - сверхъестественное существо среднего порядка. Считается, что чаще всего она предстает в виде ящерицы или бескрылого дракона, некоторые исследователи утверждают, что она может появляться с фигурой, похожей на человеческую или собачью. Еще одно свидетельство, дошедшее до нас, гласит: "У саламандры тело кошки, крылья с перепонками и змеиный хвост, а дыхание ядовитое." Ослепительно-белая, она бывает голубой или алой в зависимости от жара пламени, в котором она себя демонстрирует. Саламандры способны жить в огне, поскольку у них очень холодное тело; (из-за этого в средние века стала символом борьбы с желаниями плотских утех.) Саламандры считались наиболее ядовитыми из созданий; мифы утверждают, что их укус смертелен. Ходят слухи что они способны превратить свинец в золото: поддерживая необходимую для этого температуру своим дыханием. Саламандр можно встретить на склонах вулканов во время извержения, они также способны появиться по собственной воле в любом жарком пламени. Саламандра бесполая. Живет в огне. Алхимики считали, что кровь Саламандры обладает чудодейственными лечебными свойствами и оказывает укрепляющее воздействие. Психологические особенности: Точных сведений нет. В уральских сказах встречается персонаж "Огневушка-поскакушка", по поведению очень напоминающий саламандру (см. также "Хозяйка Медной Горы"). Социальное устройство Точных сведений нет. Технологии Сведений нет. Источники сведений: АНТИЧНОСТЬ Плиний писал о поверье, будто саламандра выживала в огне, так как гасила его своим холодным телом -- сообщение, возможно, основанное на описании влаголюбивых земноводных, называемых огненными саламандрами из-за их яркой черно-желтой окраски. Он также заявляет (История, кн.10), что саламандра столь холодна, что от соприкосновение с нею гаснет огонь. В 21 книге он снова повторяет это, скептически замечая, что будь у нее и впрямь такое свойство, приписываемое ей колдунами, им бы пользовались для тушения пожаров. В 11 книге упоминается о крылатом четвероногом животном "пираусте", живущем в пламени кипрских плавилен; стоит ей очутиться на воздухе и хоть чуточку пролететь, она падает замертво. Миф об этом забытом существе влился в более поздний миф о саламандре. АЛХИМИЯ В алхимической символике саламандры - духи стихии огня. Рождаясь в огне, они -- распространенный символ (в алхимической практике) очищающего свойства огня и серы. Сицилийский врач Эмпедокл из Агригента сформулировал теорию четырех "корней всего сущего", разъединения и соединения коих, причиняемые Враждою и Любовью, образуют историю вселенной. Смерти нет, есть лишь частицы "корней", которые римляне позднее назовут "элементами", они-то и разъединяются. Эти "корни" - огонь, земля, воздух и вода. Они - несотворенные, и ни один из них не сильнее другого. Согласно этому учению, требовалось равенство всех четырех стихий. Коль есть животные на земле и в воде, должны существовать животные, обитающие в огне. Для престижа науки требовалось, чтобы существовали саламандры. У четырех стихий, которые составляют и поддерживают жизнь мироздания и еще продолжают жить в поэзии и народной фантазии, - долгая и славная история, - писал Теодор Гомперц. Точно так же и саламандра сохраняет свое тело от пожирающего пламени тем, что извергает соки из своего тела. ГЕРАЛЬДИКА В геральдике саламандра обычно обозначает храбрость и мужество, которым не может повредить огонь бедствий. В гербе Франка I Французского она символизировала покровительство доброму и уничтожение плохого. Согласно народным поверьям, это не демоны, а призванные Богом хранители стихии. ХРИСТИАНСТВО Раннехристианский "Физиологус" саламандру называет "ящерицей", которая, однако, не живет в огне, а по своей природной склонности может тушить его. Даже если она (саламандра) попадает в печь для отопления купальни, эта печь гаснет "Физиологус" также содержит не имеющее прикладного значения курьезное предание, согласно которому саламандра - холодная птица ("более холодная, чем все другие птицы"), живущая в вулкане Этна и несгорающая. Может быть, это предание связано с превратным толкованием легенды о мифическом Фениксе. Богословы приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти, а саламандру - как пример того, что живые тела могут существовать в огне. В книге XXI "Града Божия" святого Августина есть глава с названием "Могут ли тела существовать в огне", и начинается она так: К чему стал бы я приводить тут доказательства, ежели не для того, чтобы убедить недоверчивых, что тела человеческие, наделенные душой и жизнью, не только не распадаются и не разлагаются после смерти, но бытие их продолжается среди мук вечного огня? Поскольку неверующим недостаточно того, что мы приписываем сие чудо всесилию Всемогущего, они требуют, чтобы мы это доказали каким-нибудь примером. И мы можем им ответить, что действительно существуют животные, создания тленные, ибо они смертны, которые, тем не менее, обитают в огне. При таком толковании, подкрепленном рассуждениями Аристотеля, которое сохранил Цицерон в книге "De natura deorum" ["О природе богов" (лат.)], становится понятно, почему люди были склонны верить в саламандру. В середине XII века в странах Европы распространилось подложное послание, якобы адресованное Протопресвитером Иоанном, Царем Царей, византийскому императору. В послании этом, представляющем собой перечень чудес, говорится о чудо-муравьях, добывающих из земли золото, и некой Реке из Камней, и о Море из Песка с живыми рыбами, и о гигантском зеркале, показывающем все, что происходит в королевстве, и о скипетре, выточенном из цельного изумруда, и о камешках, делающих невидимым или светящихся в темноте. В одном из абзацев сказано: В наших краях водится червь, называемый "саламандра". Саламандры живут в огне и делают коконы, которые придворные дамы затем разматывают и ткут из нитей ткани и одежды. Чтобы эти ткани очистить, их бросают в огонь. О несгораемых тканях, которые очищаются огнем, есть упоминание у Плиния (XIX, 4) и у Марко Поло (XXXIX). Поло поясняет: Саламандра - не животное, а субстанция. Однако ему вначале никто не верил: ткани, изготовленные из асбеста, продавали под видом саламандровой кожи, и они были неоспоримым свидетельством того, что саламандры существуют. Прикладное использование этого мифического животного символа христианами призвано служить подтверждением того, что история о "трех отроках в огненной пещи", рассказанная в библейской Книге Даниила, истинна, так как покровительство Божие являет собой не меньшую силу, чем природная склонность животного, в соответствии со словами из Книги Исаии: "Пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя (43:2)". Саламандра также была христианским символом безупречного верующего, сопротивляющегося огню искушения; иногда -- символом целомудрия. КНИГИ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА Саламандр называют также "вулканическими", и это означает, что от них происходят и менее чистые, смешанные существа, именуемые "поджигатели", "воспламенители". Для неосведомленных: саламандра - это лишь огнеупорный драгоценный камень. По мнению натуралистов, есть такое животное, однако оно не наделено способностью жить в огне, но, благодаря своей хладнокровной природе и выделяемой влаге, может некоторое время находиться в огне. Парацельс (1493-1541) считал, что эти огненные создания по самой своей природе не могут общаться с людьми, в отличие от водяных существ (ундины, мелузины), которые весьма расположены к ним. Леонардо да Винчи полагал, что саламандра питается огнем и огонь помогает ей менять кожу. На одной из страниц своей "Жизни" Бенвенуто Челлини рассказывает, что пятилетним мальчиком видел, как в огне резвилось существо, похожее на ящерицу. Он рассказал об этом отцу. Тот ответил, что это саламандра, и отколотил его, чтобы удивительное видение, столь редко доступное людям, запечатлелось в его памяти. Саламандра. Маленькое земноводное существо, напоминающее ЯЩЕРИЦУ, которое, согласно средневековым бестиариям, не только не сгорало в огне, но даже имело силу гасить пламя - поверье, отмеченное ранее и Аристотелем, и Плинием. Потому она является атрибутом персонифицированного Огня (одного из ЧЕТЫРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ). Саламандра с девизом "Nutrisco et extingo" [лат. - "Питаю и гашу"] или "Notrisco al buono, stingo el reo" [итал. - "Я питаю хорошее .и уничтожаю плохое"] была эмблемой (impresa) Франциска 1 (1494-1547), короля Франции и покровителя искусств и литературы, и может изображаться в декоре французских королевских дворцов того периода. ЭМБЛЕМАТИКА Саламандра в огне - Я уничтожаю то, что могло бы уничтожить меня. - олицетворение доброго христианина, "который данной ему Божией Благодатью силою, может усмирять и разрушать пылающие греховные страсти, которые, в противном случае, погубили бы его самого". [EMSYI,таб.46-4,с.302] Саламандра в огне(посреди пламени) - То, что уничтожает других, мне не вредит. - Символ нравственности и невиновности как защиты в печалях и бедствиях. Огонь беды съедает наш порок И возрождает к жизни добродетель. [Эмблемата-2; табл.8-10, с.138] Саламандра - Моя невиновность сохранит меня здесь. - Символ добродетели и невинности, позволяющих безболезненно пережить самые жестокие испытания. Вооруженные добродетелью и невинностью, Мы пройдем через испытание огнем без всякого вреда. [Эмблемата-2; табл.17-12, с.175] ЛИТЕРАТУРА К образам саламандры и Феникса прибегают и поэты - как к поэтическому преувеличению. Например, Кеведо в сонетах четвертой книги "Испанского Парнаса", где "воспеваются подвиги любви и красоты": Я, точно Феникс, яростным объят Огнем и, в нем сгорая, возрождаюсь, И в силе мужеской его я убеждаюсь, Что он отец, родивший многих чад. И саламандры пресловутый хлад Его не гасит, честью в том ручаюсь. Жар сердца моего, в котором маюсь, Ей не почем, хоть мне он сущий ад. Зарегистрированные факты жизни Время появления на Земле неизвестно. Рекомендации
Комментарии (0)
Предыдущий Случайный Следующий Каталог |