Сайт свободных игровых коммуникаций

АЗБУКА ДЛЯ МАСТЕРА

Проект по созданию учебного пособия по ролевым играм для мастеров и игроков. Предполагается обобщение накопленного опыта.

2003

Оглавление

Введение для непосвященных

Описание того, о чем этот материал (книга). Предназначен для самоидентификации. Необходимо, чтобы читатель, пробежав введение глазами, понял, стоит ли ему продолжать изучение.

rrr

Ролевые игры

ИГРЫ ТИПА БК!!!!!!!!!!!!!!!!
http://www.neverlands.ru/cgi-bin/go.cgi?uid=113905
===Классная игрушка!! более 130 навыков боевых и мирных

http://smorye.apeha.ru/index_ruid_100145466.html-------великая игра

Доигровая подготовка

Проектирование игры
Этот раздел посвящен созданию концепции и сюжета игры.

= Постановка цели игры прежде всего для себя
= Выбор сюжетной основы, мира, на базе которого будет строиться игра, а также выделение той области мира, которая будет использована в процессе построения игры.
= Выбор сюжета для игры
= оценка играбельности/неиграбельности выбранного мира и сюжета
= Применение сюжетной игротехники
- способы игрового взаимодействия (теория игровых конфликтов)
- многоплановые игры
- шестеренка ролей
= Определение формата игры
- аудитория, на которую мы рассчитываем. Сразу приходят в голову категории файтеров и техногенщиков. Насчет остальных - надо думать над классификацией.
- размер и тип игры (полевая, кабинетная, городская)
= Создание правил для игроков
- вводная информация
- список ролей
- этические вводные, задающие нормы поведения персонажей

Моделирование или технические правила

= Выбор способа моделирования реальности - экогномические правила, евгеника, боевка, магия и прочая игротехника. Здесь надо поговорить о том, как правильно выбрать модель для игры. Из выбранной модели следует, кстати, организационная структура мастерской группы.

Рекламная кампания и набор игроков

= При рекламировании игры для привлечения игроков могут использоваться следующие приемы :
- презентация
- объявление игры в Интернете или стендовый доклад
- личное приглашение игроков
- Интернет-сайт, создание виртуального сообщества игры
- коммуникационное сообщество
- предварительные игры по теме предстоящей игры
- Идеологическая (эмоциональная) накачка

= Распределение ролей между игроками
- индивидуальное назначение
- тестирование
- анкетирование
- случайная раздача вводных
- распределение ролей по заявкам

Моделирование

Памятка начинающему мастеру по боевке

Памятка начинающему мастеру по боевке
(план написания правил)

Перед тем как приступить непосредственно к написанию правил, выясните, какое оружие будет использоваться на игре (конкретно какие разновидности типов), а какое – нет. Вы должны четко понимать, почему это именно так, а не иначе. При необходимости нужно уметь без лишних эмоций, доступно и популярно, опираясь исключительно на законы отыгрываемого мира, объяснить зарвавшемуся игроку, почему привезенное изделие, гордо называемое им саблей, а на самом деле подозрительно смахивающее на катану, не имеет никаких шансов быть допущенным на игру.
Что же касается типов оружия, то их немного:
Клинковое
Западное - Меч; Сабля (палаш туда же); Шпага (вкупе с рапирой); Кинжал и нож.
Восточное - Имеются в виду такие яркие представители как катана и ятаган.
Древковое
Топоры (все их разновидности).
Ударное типа дубина (различные кистени, булавы и прочие тараны).
Длиннодревковое - Копье (сулица и дротик); Алебарда (прочие протазаны); Глефа/нагината и др. восточные извращения.
Стрелковое
Немеханическое - Лук; Духовая трубка.
Механическое - Арбалет (все разновидности); Огнестрельное оружие (начиная с пистоля и ...).
Осадное - Различные баллисты, катапульты и т.д.
Защитное вооружение
Доспех различной степени тяжести.
Щит.
2. Далее необходимо выяснить, каким народам на игре присуще то или иное оружие и в какой степени.
3. Теперь приступим к написанию самих правил. Изучив достаточно большое количество правил по боевке, я пришел к выводу, что они все более-менее укладываются в следующую схему:
~ Описание оружия.
~ Описание дополнительного вооружения.
~ Описание построек/поселений.
~ Описание транспортных средств с краткой инструкцией по применению.
~ Правила ведения боя (вернее, позволяющие отслеживать результат). Включают в себя классификацию ранений.
~ Небоевые насильственные действия.
~ Игровая смерть. Мертвятник.
4. Давайте попробуем раскрыть каждый пункт:
4.1. Описание оружия
В этом пункте необходимо описать каждый тип используемого на игре оружия. Примерно по следующей схеме:
А) Название. Здесь необходимо указать, какие конкретно варианты этого оружия вы хотите видеть на игре, а какие – недопустимы. Например: мечи только прямые, см. прототип – меч викингов X - XII вв.
Б) Материал, допустимый при изготовлении, и необходимые параметры гуманизации (ну, всякие радиусы скругления, жесткость материала и т.д.).
В) Различные ограничения на длину, вес и т.д.
Г) Какие народы на игре могут носить это оружие, возможные предпочтения.
4.2. Описание дополнительного вооружения
На любой игре, где предполагаются штурмы и осады, соответственно предполагается использование таких подручных средств, как камни, тараны, смола и т.д. Подробно опишите материал и параметры этих изделий, вам же на игре жить проще будет.
4.3. Описание построек/поселений
Что касается построек, то в подавляющем большинстве случаев их отыгрывают палатки. Здесь нужно указать статус территории, занимаемой палаткой (например, игровая/неигровая) и все необходимые для конкретной игры условия, накладываемые на данную территорию.
С поселениями все гораздо проще: берете список типов поселений, возможных на данной игре, и прописываете, как оно должно выглядеть и какому народу присуще. Здесь же описываете защитные построения, характеризующие данный тип поселения, их необходимые параметры и качество, а также способы их разрушения.
4.4. Описание транспортных средств
На играх чаще всего используют два типа транспортных средств – это животные и морские/речные суда. В этом пункте опять же необходимо прописать, что конкретно используется и какими народами. При необходимости даются правила использования данного транспортного средства.
В пп. 4.2 и 4.3 лучше всего все расписывать по отдельности, по схеме. Такой способ подачи информации наиболее эффективен, если вы хотите, чтобы данные правила помнили (да и читать проще).
4.5. Правила ведения боя.
В первую очередь необходимо указать, по какой системе будет отслеживаться поражение на этой игре: хитовка, бесхитовка, смешанная система. Далее указать особенности именно вашей разработки и рассказать, при каких условиях наносится ранение определенной степени тяжести. Если вы используете понятия "класс оружия"/"класс доспеха", то необходимо привести таблицу классов, перечислив в ней все оружие, которое вы допускаете на игру. Это лучше сделать именно здесь, а не в пункте 4.1, ибо игроку будет легче ориентироваться по правилам во время игры.
В этом же пункте неплохо бы указать, каким все-таки образом проводятся батальные сцены в ночное время и, собственно, когда оно наступает.
Также игрокам будет небезынтересно узнать, каким образом могут «вынести» их поселение и что они могут предпринять для успеха этого предприятия.
4.6. Небоевые насильственные действия
Здесь подробно описываете весь перечень пакостей, которые по игре можно устроить своим братьям по разуму. Обычно это всякие кулуарные убийства, удушения, пленения и т.д. Обязательно подробно опишите, насколько тяжелы последствия каждого подобного действия и как все это отыгрывается. Вполне возможно, что некоторым народам на игре претят те или иные действия. Это тоже необходимо указать.
4.7. Игровая смерть. Мертвятник
В этом пункте необходимо указать, в каких случаях наступает игровая смерть, еще раз напомнить игрокам о правилах ношения белого хайратника (или его аналога для вашей игры) и указать статус мертвятника на игре (это может быть полностью неигровая территория, частично игровая и т.д.). В этом же пункте необходимо указать продолжительность "отсидки" за совершенные грехи и правила поведения в мертвятнике. В некоторых случаях нужно будет прописать, в какой роли игрок сможет выйти из мертвятника.
5. Раскрыв все пункты и похвалив себя за титанический труд, перечитайте получившиеся правила целиком и исправьте смысловые ошибки и откровенные ляпы. Настоятельно рекомендую перед окончательным утверждением этих правил дать их почитать паре-тройке (лучше всего, конечно, пятерке) потенциальных игроков и выслушать их мнение. Наверняка они укажут вам на многие несоответствия, которые вы пропустили, а также, возможно, подскажут пару- другую замечательных идей.
Хадин
P.S. Конечно, вся приведенная здесь классификация не является строго научной и принадлежит конкретному человеку, но воспользоваться ею можно. Данной разработкой я не пытаюсь навязать свой метод, просто хочу, чтобы человек, только-только взявшийся за это нелегкое дело, не "изобретал велосипед" и не "открывал Америку".
И напоследок - небольшой совет (можно не читать): если ты по-настоящему не влюблен в оружие, если тебя никогда не интересовала история древних войн, воинов и героев - не становись мастером по боевке, не надо!

Последействие

= разрешение послеигровых конфликтов
= возвращение "дивнюков" в реальную жизнь
= рефлексия
= отчеты об игре
= ретроспективный анализ
= постигровой PR

Управление игрой в процессе игры

= Корректировка модели по фактическим обстоятельствам перед игрой
= Загрузочный лагерь
= Запуск игры
= Мониторинг игры
= Воздействия на игру со стороны мастеров
- информационные
- экономические
- стихийные
- спецэффекты и театралки
= Завершение игры
- краевые эффекты
- неодновременный останов
- типовые формы завершения игры

А зачем вычеркивать Профессора?

Много раз видел (читал) споры о дальнейшем развитии ролевого движения. Очень часто рассматривается альтернатива ХИ - но именно не по Профессору. С чем это связано? Н а мой взгляд - ХИ просто скатывается из ролевой Игры в бугуртную тусовку (как и многие другие Игры), так как махать мечем и стучать по железу - намного проще, чем построить Роль... Так может дело не в Профессоре, а в участниках?
Надеюсь наша, предлагаемая Игра поможет ответить на этот вопрос на практике!
Информацию смотрите на сайте http://www.nasledie.tu1.ru/

Организационные аспекты ролевой игры

= организация связи
= транспорт
= пожизненная экономика и типовые раскладки продуктов

ОБЖ на полигоне

ОБЖ на полигоне

ОБЖ на полигоне

Для начала, оцените, насколько вы подготовлены к сложностям многодневной полевой игры. Факторы риска: на полигоне не предусмотрено врача и мастерской эвакуации; игра проходит в другом городе; предполагается большой объем боевых взаимодействий, путешествия по воде, продолжительные походы по пересеченной местности и т.д. Если Париж стоит мессы, то, по крайней мере, подготовьтесь к возможным неприятностям.

Отправляясь на игру, обязательно возьмите с собой медицинский полис. Полис, паспорт и НЗ денег лучше носить при себе до возвращения домой. Для капитана - проследите, чтобы все члены команды их взяли.

Соберите аптечку «по максимуму». Для капитана - запас медикаментов подбирайте с учетом хронических болезней, предрасположенностей и аллергий всех членов команды.

Если вы страдаете хронической болезнью с опасными для жизни обострениями и\или аллергиями, предупредите об этом членов вашей команды. Вам лучше не жить в одиночку.

Если за день-два до игры вы почувствовали себя нездоровым - лучше останьтесь дома, особенно если не можете определить причину вашего нездоровья.

Одежду и снаряжение подбирайте с учетом сезона, погоды и местности (если на полигоне проблемы с водой, озаботьтесь обеззараживающими таблетками, если лето дождливое - запасным комплектом одежды и тентом и т.д.). Для капитана: необходим тент, под которым может укрыться вся команда и резерв теплых носок\свитеров\одеял\палаток.

Продумайте рацион - правильно и регулярно питающийся человек реже болеет. Для капитана: заранее составьте меню с учетом хронических болезней и аллергий всех членов команды. Важно кормить людей горячей едой утром и вечером.

Проверьте еду перед выездом. Нельзя есть вздувшиеся консервы, зараженную жучком крупу, просроченные герметично запакованные продукты. Лучше не брать с собой колбасу, свежие мясо и молоко, майонез, другие скоропортящиеся продукты.

По возможности (для капитана - обязательно) узнайте телефон и адрес больницы, к которой относится участок, где проходит игра.

На полигоне постарайтесь узнать, есть ли среди игроков люди с транспортом и\или хоть с каким-нибудь медицинским образованием, готовы ли они оказать помощь в случае необходимости и где их искать в процессе игры.

Для капитана: если погода дождливая\полигон мокрый, оборудуйте в лагере колышки для ботинок и веревки для одежды, лучше под тентом у костра. При оборудовании лагеря и подходов к нему, отметьте и по возможности обезопасьте травмоопасные места (построить мостки у места набора воды, убрать бревна с тропы, подрубить полуповаленное дерево и т.д.).

Ставя лагерь, проверьте - не растет ли на поляне ядовитых растений, нет ли поблизости муравейника, комариной лужи или осиного гнезда.

Перемещаясь по полигону поодиночке, особенно в темноте, избегайте травмоопасных мест (скалы, обрывы, болота и т.д.). Для капитана: если игрока нет в команде более шести часов или он не ночевал в лагере, стоит расспросить о его местонахождении, если никто ничего не знает - начать поиск.

Выходя из лагеря на незнакомом полигоне (особенно если у вас плохо с ориентированием) лучше взять с собой спички\зажигалку, что-нибудь перекусить, что-нибудь теплое, «сиротку»\манерку или флягу с водой, нож и аптечку.

Не следует употреблять в пищу незнакомые растения, грибы, особенно пластинчатые, несвежую пищу, пить некипяченую воду. Для капитана: выбросьте еду, простоявшую более 2-х часов на жаре или ночь у костра, держите в лагере запас кипяченой питьевой воды.

Избегайте купания в несвежей воде, если водоем сколь-нибудь глубокий, не ныряйте в нем и не купайтесь поодиночке. Если не умеете плавать - лучше не кататься на лодках и катамаранах.

Старайтесь не допускать мокрых ног, ознобления, перегрева, крайней усталости. Для капитана: постарайтесь, чтобы в лагере постоянно были костер, горячая вода, пакетики с чаем и «быстрая» еда.

Следите, чтобы костер был окопан и\или обложен камнями. Не разводите огонь под деревом, особенно хвойным. Тушите костер, если покидаете лагерь последним. Разжечь костер в любую погоду поможет береста или таблетка сухого спирта.

Будьте вежливы с лесом, постарайтесь не рубить живые деревья, убирайте мусор, носите до лагеря и сжигайте окурки и фантики, меньше шумите.

Первый пик травм приходится на строяк. Будьте осторожны при работе с топором и пилой, следите за прочностью насадки лезвия на топорище, старайтесь не рубить дрова в темноте. Если у вас мало опыта - лучше не работайте в одиночку. Если появились мозоли и\или ссадины - вовремя обработайте их, чтобы избежать нагноения. Если валите большое дерево - заранее рассчитайте, куда оно упадет. Для капитана: контролируйте распределение труда, следите, чтобы люди не переутомлялись, особо безруких членов команды на строительстве лагеря не задействуйте. При отсутствии в команде людей с большим опытом строительных работ, лучше не возводить архитектурные шедевры и высокие стены.

Травмы первого дня игры проистекают обычно от незнания полигона и эйфории заезда. Это переохлаждение, перегрев, переутомление, растяжения, вывихи, ожоги, саморанения топором и т.д. Постарайтесь не искать приключений в первый же вечер.

Учтите, что первые 2-3 дня в лесу организм работает в стрессовом режиме и его защитные силы активизированы, а потом наступает декомпенсация и идет обострение чего-ни-попадя. Для капитана: будьте готовы, что с четвертого дня начнутся простуды, мигрени, нервные срывы и т.д.

Следующий пик травм - «боевые» ранения. Постарайтесь не вступать в боевые взаимодействия без защитного снаряжения (перчатки, наручи, шлем, кожаный или металлический доспех на корпус). Если вы видите, что противник использует опасное оружие (заточенное, стальное, с острой гардой, слетевшим гуманизатором и т.д.) постарайтесь выйти из боя и оповестить противника и, по мере надобности, мастеров о ситуации. Старайтесь не наносить пожизненных травм и\или проводить болевые приемы, чтобы не злить противника «по жизни». Будьте особенно осторожны в массовом бою. Если вас «убили» по игре или ранили по жизни - постарайтесь выбраться из схватки. Если рана серьезна - не стесняйтесь кричать о помощи.

Ни в коем случае не вступайте в бой пьяным и не фехтуйте с нетрезвыми бойцами. Для капитана: не допускайте, чтобы члены команды употребляли алкоголь, если ожидается боевое взаимодействие в ближайшие 5-6 часов.

Вообще будьте осторожны с алкоголем - в условиях стрессовой ситуации может измениться ваша «доза» спиртного или оно окажет парадоксальный эффект. Для капитана: старайтесь контолировать употребление спиртного и следить за нетрезвыми людьми - чтобы не остались ночевать на улице, не захлебнулись рвотой, не свалились в случайный овраг и т.д. Не разрешайте пьяным ходить купаться. Не используйте алкоголь как лекарство, если этого не предписано в первой помощи.

Чтобы избежать нервного срыва, старайтесь контролировать эмоции и усталость. Если чувствуете, что «на грани», постарайтесь сменить обстановку, поесть, выспаться или, наоборот, прогуляйтесь по красивому полю\лесу и т.д. Можно немного выпить, пофехтовать, завести флирт, заняться нетяжелой физической работой. В крайнем случае воспользуйтесь своим правом выйти из игры. Для капитана: следите за настроением членов команды, по возможности пресекайте внутренние конфликты. Хорошей разрядкой служат общекомандные вечерние посиделки у костра.

Если вы столкнулись в лесу с диким животным, коровой, змеей - постарайтесь спокойно отступить. Животные обычно человека боятся и первыми не нападают.

Если вы столкнулись с агрессивным местным населением или ролевыми хулиганами, схема действий примерно та же. Отступайте без паники, не злите оппонентов, но и не поддавайтесь на провокации. Ваша задача - не геройствовать, а уцелеть. Если приспичит - разборки можно продолжить в местной милиции. Для капитана: лучше, если подобную ситуацию обсудить до игры и, исходя из мнения команды, планировать либо организованную оборону, либо организованную защиту либо организованную эвакуацию. После известий о начале конфликта не следует отпускать членов команды, особенно девушек, подростков и пассионариев, в одиночку на полигон. Если кто-то из членов команды пострадал, удержите людей от мести - безопаснее и эффективнее подать заявление в органы власти. Если есть свидетели, готовые дать показания, закон на вашей стороне. Жертву до возвращения в город не выпускать из поля зрения, терапия - как при любом стрессе.

Если вы пострадавший

Правило номер один - без паники. За 12 лет проведения ролевых игр в Союзе на них погибло два и опасные для жизни ранения получили несколько десятков человек. По элементарной статистике вы скорее всего останетесь в живых, а остальное зависит от вас.

Если вы заболели или получили травму, первая ваша цель - поставить диагноз, т.е. определить степень повреждения, агрессивность поражающего фактора, экстренность и характер помощи.

Исходя из диагноза вы можете:

1. Если повреждение не опасно, заняться самолечением. Аптечки с инструкция по первой помощи хватит на все болезни, которые можно лечить на полигоне. Если общее состояние нарушено, лучше полдня-день провести в покое. Если состояние быстро ухудшается, имеет смысл перейти к 2.

2. Если повреждение серьезно, провести первую помощь и отыскать медработника для консультации. Если его нет, найти человека с машиной и\или сопровождающего, чтобы добраться до города и обратиться к врачу. Если вам негде остановиться, обратитесь к мастерам - скорее всего у них достаточно знакомых, чтобы устроить вас на несколько дней. Если вы планируете эвакуацию, лучше не пользоваться медикаментами, кроме жизненно необходимых.

3. Если повреждение опасно для жизни или здоровья, объясните окружающим вас людям необходимость и способ вашей экстренной эвакуации, а также первую помощь, которую можно вам оказать. Учитывая, что речь может идти о вашей жизни, не стесняйтесь. Если вы видите, что непрофессионал пытается оказать не ту помощь, которая вам нужна, остановите его.

Помните, что с одной стороны люди добры и охотно поучаствуют в вашей судьбе, но с другой - пока вы не попросите их о конкретной помощи, вряд ли станут вникать в ваши проблемы.

Если вы получили травму вдали от лагеря, ваша основная задача выбраться к людям. Оцените, в состоянии ли вы сориентироваться и добраться до ближайшего поселения. Если нет, лучше оставаться на месте, кричать, разводить костер и т.д. - рано или поздно вас найдут. Если да - старайтесь по мере продвижения привлекать к себе внимание, чтобы как можно скорее получить помощь.

В городе вас обязаны принять в травмопункте и (если ваше состояние опасно для жизни) положить в больницу. Лучше, если кто-то из игроков сможет навещать вас, чтобы приносить необходимые лекарства, еду и т.д. Попросите, чтобы с полигона привезли ваши вещи. По возможности сообщите о ваших неприятностях родителям.

Если вы «спасатель»

Правило номер один - без паники (см. выше). Помните, что от быстроты и осмысленности ваших действий зависит здоровье и жизнь человека. Трижды думайте над диагнозом. Пользуйтесь советом Гиппократа: «не навреди».

Порядок оказания помощи

1. По мере необходимости прекратить воздействие поражающего фактора (если человек горит, потушить на нем одежду, если поражен током, сухой палкой скинуть с него провод и т.д.).

2. Оценить характер поражения и его опасность для жизни. В первую очередь проверяйте дыхание, сердцебиение и кровопотерю. По мере необходимости наложить жгуты из подручных средств и начать сердечно-легочную реанимацию.

3. Если непосредственной угрозы жизни нет, провести диагностику, оказать первую помощь и оценить необходимость, экстренность и порядок эвакуации.

4. Если пострадавший в сознании, спросить о его болезнях и аллергиях. Это поможет и вам и врачам. Прежде, чем дать лекарство, всегда спрашивать, нет ли аллергии на препарат.

5. При необходимости экстренной эвакуации соорудить носилки и вынести пострадавшего к машине\дороге. В большинстве случаев, если требуется экстренная эвакуация, больному лучше лежать. Возьмите с собой паспорт и полис пострадавшего. Если на полигоне нет машины, останавливайте любую на шоссе - мало кто откажется довезти человека до больницы. С больным отправьте сопровождающего.

6. При необходимости плановой эвакуации, соберите вещи больного и помогите доставить их до машины\дороги. По возможности не давайте лекарств, чтобы не сбить симптоматику. Сопровождающий в большинстве случаев тоже необходим - человеку может стать хуже.

7. Если необходимости в эвакуации нет, продолжайте лечение согласно инструкции по первой помощи. Если пострадавший напуган, волнуется - успокойте его. Раз вы взялись за лечение - контролируйте состояние больного до выздоровления.

8. Если человек попал в больницу, следует связаться с его родственниками.

9. Если экстренно необходимо дорогостоящее лечение и\или кровь для переливания, обратитесь к мастерам и «пустите шапку» по игре.

НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ ОБ ОСНОВАХ БЕЗОПАСНОГО ИГРОВОГО ЛАГЕРЯ

А.Кияйкин (Посадник)

НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ ОБ ОСНОВАХ БЕЗОПАСНОГО ИГРОВОГО ЛАГЕРЯ
предназначается тем, Кому Больше Всех Надо

(вторая редакция)

Занимаясь спортивным и околоспортивным туризмом, я как-то привык, что все, приходящие в лес, знают, как себя в нем вести. Также я был избалован своим окружением, в котором было в избытке умеющих расставить палатки, организовать костер, еду и нормальный ночлег. Приехав на первую для себя игру, я задумался. Поварившись в этом котле год, я окончательно убедился, что добрая половина играющих не умеет и не знает основных навыков жизни в лесу - от хождения по лесу до ночлега без палатки. Из этой половины, к счастью, сознательных стоиков почти нет, а остальных можно быстро и безболезненно обучить.
Во-первых, во-вторых и в-третьих все решает человеческий фактор. Если у вас есть плотно спаянная команда (новичков не более 25-30%), то до многого вы и так дойдете методом тыка. Но хотя бы из-за того процента новичков, которые могут и в одиночку сделать небо с овчинку всем остальным, лучше не надеяться на всех, как на себя.
Итак. Вы руководите, или завхозничаете, или просто вам больше всех надо в создающемся игровом лагере. Изначально нужно выделить факторы, которые успешно превращают лагерь в бардак (в лучшем случае) или в банку с пауками (в худшем). Итак, это:
Изначальная неприязнь одной части лагеря к другой. Если это т.н. благородные и возвышенные личности, то, как правило, неприязнь произрастает на пустом месте и трудно выкорчевывается. Иногда лагерь так и остается разделенным на Восточный и Западный Берлин.
Перевес процента женщин за 2/3 и 3/4, а на руководящих должностях 1/2. Это приводит обычно к увеличению дрязг по чисто объективным психологическим и физиологическим особенностям женщины. (Дамы, я не мужской шовинист - вспомните, как вы раздражительны, скажем, во время месячных! Также ценится среди мазохистов невзлюбившая вас беременная женщина.) Женщина идеальна в деле, где главное - усидчивость. Но ей легче дается поддерживать сложившийся порядок, чем сломать его при необходимости (кавалерист-девицы не в счет). Оптимальна команда, где женщин от 1/5 до 1/3. Чисто мужские команды обычно подвержены бардаку и бытовой неряшливости.
Наличие в лагере более одного человека с неуравновешенной психикой, особенно, если это женщина (см. п.2).
Наличие в лагере более одной пары в стадии влюбленности и ухаживания (ни для кого не секрет, что в это время человеку наплевать на окружающих), или того хуже - молодоженов в медовом месяце.
Превышение численности лагеря за 12 человек, если эти люди ранее никак не были связаны: группы более контактной (10-12 человек) плохо сплачиваются, их труднее контролировать. Такие группы управляются только после разделения на более мелкие, при каждой по "унтер-офицеру".
Склонность каждого в лагере к разгильдяйству в виде "если у соседа что-то случилось - это его личное горе", когда кроме вас некому отслеживать мелкие ЧП. Сюда же относится склонность большинства к возлияниям - расслабившегося человека крайне трудно протрезвить и заставить что-то сделать ПРАВИЛЬНО И ВОВРЕМЯ.
Если вы убедились, что эти условия соблюдены, либо вы решили, что это не обязательно - то приступим. Первое, что необходимо в лагере любой планировки - это
Костер.

По приходе на стоянку, любая нормальная группа занимается сразу тремя делами: разведением костра, хождением за водой и установкой палаток. Костер нужен и для готовки, и для тепла. В плохую погоду вам пригодится и то, и другое; не грейтесь спиртным без нужды - плохо влияет на боевые качества.
Развести костер бывает нужно в любую погоду. Вот несколько общих правил. Не наваливайте кучу дров на растопку - положите две-три щепки, потом, когда они загорятся, кладите дрова потолще. На растопку идет береста, мелкие веточки сухостоя (удобно бывает набрать пучок и связать в маленькую связку, тогда она загорится от одной спички, как эдакий "стог сена"), середина расколотых поленьев (в сырую погоду это бывает единственным способом получить сухое дерево, однажды на Кавказе в сезон дождей я наблюдал за изготовлением растопки рубанком по толстенному бревну). Держите марку Средневековья - не пользуйтесь сухим спиртом! Разжигать костер можно и "шалашиком", и "колодцем" - это все равно. Но варить пищу удобнее, если дрова сложены "колодцем" - костер будет не таким высоким. Не поддавайтесь на провокацию поставить котел прямо в костер - это годится для котла греческого солдатского образца, а обычный котел так не прогреется.
Костром должен заниматься один человек - костровой. Это избавит вас от споров, чей личный вклад довел костер до полного погашения. Это не значит, что он и разводит костер, и ищет дрова, и варит пищу - если хотите сидеть в тепле у костра, сходите и принесите дров даже без прямой просьбы. Вообще в лесу действуют законы первобытного коммунизма - ты не устраиваешь своего комфорта, не устроив его для всех. Тогда и тебе перепадет от общего блага, и много. Если будешь жрать в уголке, ни с кем не делясь - не поделятся и с тобой. Так что думай сам. Дрова обычно ищут все не занятые на палатках и поисках воды, за светлое время суток нужно набрать дров так, чтобы хватило до рассвета. Ночью искать дрова - дело гиблое. На дрова идет только сухостой - не считая моральных и экологических соображений, сухостой еще и лучше горит. Для колки дров нужен топор - не топорик - хорошо насаженный на топорище, не шатающийся и правильно расклиненный. Хотя это дело вкуса, но я не рекомендую пользоваться топором, которым для прочности посадки нужно вымачивать в воде. Рискуете не заметить высыхания, и тогда он легко улетит с рассохшегося топорища. Для разделки стволов на поленья желательна двуручная пила, ножовка хороша в руках столяра, а не кострового. Лучше всего горят дуб, береза, сосна. Сосна при этом легче загорается, легко колется, но дает много копоти и искр, прожигающих одежду. Дуб тяжеловато расколоть, особенно суковатый, зато он жарче всего горит. Береза особых примет не имеет, за исключением того, что к бересте, оставленной на дровах, относится сказанное о сосне насчет копоти. Лапник живой жечь не стоит; сухой лапник поберегите на ночь, если вдруг потребуется хорошее освещение от костра. Осина - не самое удачное для дров дерево, но если вам нужны не дрова, а угли от них - то осина годится в первую очередь. Дрова складываются аккуратной стопкой, чтобы их легко было прикрыть пленкой в случае дождя. Бересту лучше отделить сразу, для растопки в плохую погоду. Весь костер не стоит затевать около живых деревьев и муравейников; если около костра ваше излюбленное место сбора, можно растянуть над костром пленку или брезент. По опыту знаю, что даже обычная простыня, растянутая над костром, не протекает на сидящих под ней даже в сильный дождь. В костровое хозяйство должны входить: надежно вкопанные рогульки (желательно имеющие дополнительные сучки - вешать кружки и прочую мелочь), уже упомянутые топор с пилой, набор котлов - не меньше двух, для чая и супа; по практическим расчетам, 5-литрового котла хватает на 8-10 человек, с учетом добавок. Лучше всего брать плоские туристские котлы-каны, чуть хуже нагреваются круглые, совсем плохо, на грани садизма - литые алюминиевые «туристские» котлы, да и тащить их тяжело. Эмалированные ведра стоит брать для прокорма большого лагеря - не меньше 12-15 человек, их трудно возвращать в приличное состояние от копоти и пригоревшей пищи. Оцинкованные ведра вообще не используйте - они не пригодны для варки пищи. Для подвески котлов у вас должно быть несколько крюков - "долларов". Для раздувания костра лучше пользоваться не ртом, а куском пенополиуретанового коврика ("пенки"), либо щитом. Если огонь близко к рогулькам, полейте их водой. Как угодно можете относиться к лесным суевериям, но не выплескивайте воду и чай в огонь - можете накликать дождь.
Согреваясь у костра, не суйте ноги в обуви к самому огню. Лучше разуйтесь - и согреетесь быстрее, и обувь не пострадает. Обувь лучше сушить, насадив ее на вбитый около костра колышек. Не поленитесь - зато потом обувь не сгорит. Без крайней необходимости не сушите мокрые носки на перекладине, и уж подавно не оставляйте их без присмотра. Если видите, что в костер упал чужой носок - вытащите. Иначе потом не достанут ваш.
Если вы решили спать у костра - не ложитесь близко, если в нем горят хвойные породы деревьев или осина. Они выстреливают угольками, и к утру хотя бы одна дырка на одежде вам гарантирована. В ветренную погоду не оставляйте у костра коврики из "пенки" - если ветер смахнет коврик в огонь, он сгорит за считанные секунды. Уходя со стоянки, не забудьте погасить костер и разбить непрогоревшие угли, не рискуйте. Лесной пожар - слишком серьезная штука. Все горючие отходы перед уходом сожгите в костре, за исключением полиэтилена. Банки обожгите. Не ломайте рогулек - вдруг этим местом будут пользоваться после вас. Если жалко - просто выньте и спрячьте.

Вода.

У самой воды лагерь ставить смысла нет - и холодно ночью, и комаров много. Оптимальное расстояние - 1-2 минуты ходьбы. Если есть выбор, то лучше стоять у хилого родника, чем у мощного, но заболоченного ручья. Чем выше по течению вы подниметесь, тем меньше мути будет в котле. Воду черпайте кружкой, котел в воду лучше не совать, если только это не широкий ручей с заводями.
Для воды желательно иметь также канистры (пластиковые бутылки), из расчета либо суммарного объема котлов - если вода далеко, либо вместимости котла с чаем, чтобы не блуждать в темноте, ночью захотев чайку.
Если в окрестностях ручья, особенно у истоков, видны следы выпаса скота - навоз, оборванная трава - вода подлежит кипячению. В особо сомнительных случаях можно перед кипячением бросить в воду пару кристалликов марганцовки. Пантоцид и прочие обеззараживающие таблетки равносильны кипячению. Фильтровать воду не обязательно, разве что вы черпали ее из болота. По неорганическим примесям хорошим индикатором чистоты служат лягушки - им годится только о ч е н ь чистый водоем, ведь они дышат кожей.
После суток хранения кипяченая вода перестает быть кипяченой, лучше вскипятить новую порцию. Использовать как питьевую воду остывший чай не рекомендуется - спустя полчаса-час после заварки, чай превращается в дикую смесь кофеина и дубильных веществ, плохо влияющую на сердце. К тому же, перестоявший чай банально горчит.

Палатка.

Что бы ни говорили фанаты ночлега у костра - спать надежнее в палатке. Соответствующий эпизод в "Кавказской пленнице" - это кусочек кинокомедии специально для туристов. Нормальный человек не будет рисковать здоровьем, ночуя на земле в одиночном спальнике. Говоря о палатке, мы будем иметь в виду стандартную брезентовую палатку с восемью растяжками на крыше, рассчитанную на два внутренних кола, имеющую пол. Современные фирмы по пошиву турснаряжения до сих пор делают аналогичные палатки, но уже из капрона и с более сложно устроенным входом.
Итак, палатка должна иметь все растяжки: восемь верхних и не менее четырех нижних, на углах пола. Точно так же обязательны застежки на входе и скаты крыши без дыр. Старайтесь не брать поношенную палатку с входом на молнии - заест, так намучаетесь. Не берите палатку без дна - будет тянуть холодом понизу, не берите шатровую палатку - она большая, трудно устанавливается и много внутреннего объема пропадает зря при самой экономичной загрузке. Палатку типа "Зима" (шатер из парашютного или иного легкого капрона) брать вообще нельзя - она рассчитана на ночлег в зимнем походе, летом вы замучаетесь, пытаясь накрыть ее от дождя, а сама она воду не держит.
Если вы будете стоять больше суток, то не надейтесь на водонепроницаемость крыши - возьмите полиэтилен или брезент. Брезент лучше натянуть над палаткой, а полиэтиленом просто накройте ее, зацепив обычными прищепками за растяжки (если нет прищепок - закатайте в углы по шишке или камешку, и к этим узелкам привяжите растяжки).
Растягивать палатку нужно с установки дна. Расчистив площадку от лесного мусора, разложите палатку и закрепите колышками дно в нужном вам положении. Обычно палатку ставят входом вниз по склону, и спят ногами ко входу. Обычай альпинистов спать головой к выходу нам не годится - он основан на опасности падения чего-нибудь на палатку и на вере в Черного Альпиниста. Так что ставьте палатку и продолжайте ее устанавливать с установки больших кольев и растяжки по центральной оси. Не забудьте, что внутри палатки в обуви лучше не ползать; место для установки кола найти просто - там пришита усиливающая пол накладка. Если палатка стоит между высоких деревьев, можно обойтись без больших кольев, растянув конек между стволами.
Закрепив центральные растяжки, закрепляйте углы крыши, попарно по диагонали. Затем закрепите середины скатов. Правильно натянутые скаты не имеют морщин; определить правильность вы сможете сразу же, когда растянете углы. Морщины важны, если палатка не имеет тента: в любой складке во время дождя скапливается вода, и протекает внутрь.
Если у вас есть полиэтилен, или оборваны оттяжки середины скатов, то можно применить "лентяйский" способ растяжки (впрочем, я другим не пользуюсь, считайте меня кем угодно): растяжки углов пола и скатов связываются между собой и держится каждая пара одним колышком. При этом способе дно не закрепляется, а растяжка начинается сразу с центральных кольев. Обязательно убедитесь, что любым способом натянутая палатка позволяет застегивать вход.
Палатка растянута и накрыта тентом. Что дальше? Один человек будет занят окопкой палатки - если вы спали в луже, натекшей со стороны, вы меня поймете. Вынимается дерн по периметру палатки, собранные куски дерна складываются в штабель - трава к траве, земля к земле, чтобы не пересохли корни. Будете уходить - вернете на место, он приживется. Пока палатку окапывают, делать в ней ничего не стоит. Но когда подступы освободятся, палатку надо застелить. Первым слоем кладутся уже упомянутые коврики из пенополиуретана (пенополиэтилена). Первые - изготовленные в Ижевске "коврики для ванн" 2х0.75 метра, бывают другие форматы, двухслойные и двухцветные. Толстые трехслойные брать не стоит - спать на стыке толстого и тонкого коврика некомфортно. Пенополиэтиленовые коврики мягче, белого цвета, и продаются рулонами, по метражу. Тот же материал зашит в "пляжные коврики", попадающиеся иногда в спорттоварах. Как меньшее зло, чем спать на голой земле, можно использовать поролон - но это уже риск что-то застудить, да и воду он лучше впитывает. Если вы индивидуалист - найдите белой строительной "колбасы", нарежьте и прошейте леской. Эта колбаса сделана из чистого пенополиэтилена, но вчетверо толще. Так что на вашем коврике соседей сбоку не будет заведомо - скатятся.
Укладываются коврики в один слой, застилая весь пол. Если ковриков не хватает, то застилают обычно поперек, начиная с корпуса (почки уязвимы к холоду) и головы, под ноги стелят, что остается. Так как "пенка" дает статическое электричество не хуже эбонита, то на коврики надо постелить спальники или одеяла.
О спальниках: берите одноместные спальники-коконы только если нет другого выхода! Их ни расстелить, ни укрыться. Более подробно будет растолковано ниже. "Коконы" можно отдать спящим с краю, тем более, что они обычно толще "одеял" на молнии.
В последнюю очередь устраивается изголовье из ненужных мягких вещей, рюкзаки на ночь затаскиваются либо под тент, либо в палатку.
Ночлег в палатке - тоже хитрое дело. Во-первых, если не учитывать разделение спящих на людей-"печек" и людей-"холодильников", то нормальному человеку теплее вдвоем с кем-то под одним одеялом, чем одному в своем "коконе". Еще раз повторю: коконы хороши, только если они пуховые и у всех. Их придумывали в основном для альпинистов, где через раз ночевка в палатке, а через раз - в личном гамачке на отвесной стенке, или под каким-нибудь скальным козырьком. Тут поневоле станешь индивидуалистом. А на ровной земле лучше спать колхозно, и всем брать одеяла - шерстяные или спальники на молнии. Один слой одеял - вниз, другой - наверх. Люди укладываются с таким расчетом, чтобы под одним одеялом умещались двое, а под двумя - пятеро. Это обычный расклад на прохладную ночь; на спине стоит лежать, только если места много, а ночь теплая. Обычно спят на боку, оставив немного места, чтобы поворачиваться с боку на бок. Так, при средней набивке палатки в нее помещаются:
1-местная, "Малютка" - 2 человека
2-местная -5 человек
4-местная - 7 человек.

При такой, казалось бы, «шпротной» набивке, по сравнению с комфортом одиночных спальников, автор, не замерзая, спал всемером в брезентовой палатке при минус пятнадцати, безо всяких пуховых спальников.
Спят обычно, не одевши все, что можно - напомню, одежда не греет, а задерживает тепло. Чем теплее одеяла, тем меньше можно на себе оставить, в пределах приличий, Вообще, туристский стандарт - тренировочные штаны и футболка. Если вы более стыдливы - можете надеть свитер, но не два. Сосед замерзнет, и вы в одиночку не согреетесь. Если есть лишняя палатка, в холодную ночь ее можно разложить в палатке как коллективный спальник. Обувь на ночь убирается под пол у входа.
Если дождя на ночь не намечается, полиэтилен можно на палатку не класть, а то нечем будет дышать под утро. Это, правда, палка о двух концах: если дождь все-таки соберется, то можете не успеть закрепить пленку.

Лес.

Влияние человека на лес бывает разным. У коммунаров, например есть хороший Закон Леса - "Лес не виноват, что ты в него пришел. Уходи достойно". То же можно предложить любому, вошедшему в лес. Не рубите живых деревьев - поищите сухое. Не рвите цветы, особенно по весне - они быстро завянут. Не кидайте ножи и топоры в живое дерево. Не засоряйте щепками всю поляну - рубите дрова в одном месте. Не поленитесь выкопать мусорную яму, чтобы сложить все, не сгоревшее на костре. Банки из-под консервов обжигайте на костре - тогда они распадутся за год. Полиэтилен закапывайте или забирайте с собой - он не разлагается, а, сгорая, дает много копоти. Если в лесу заведомо мало сушняка, то возьмите с собой примус - "Шмель" или "Огонек", а на большой лагерь - паяльную лампу. Для прокорма пятнадцати и более человек, я выберу одну паяльную лампу, а не два примуса. Из более дорогих удовольствий могу посоветовать туристскую газовую горелку и баллон с пропаном (никаких шлангов!!! Только то, что навинчивается непосредственно на баллон.)
Если не следовать правилам лесного хорошего тона - лес может обидеться. Даже без всяких потусторонностей, в лесу, где все взаимосвязано, возможно резкое увеличение комариного поголовья вокруг стоянки, увеличение количества заблудившихся в трех соснах и прочие неприятности. Не говоря уже о том, что вышеупомянутые "огрехи", складываясь, могут здорово подпортить моральный климат на стоянке, отравив все оставшееся время в лесу.

Личное снаряжение.

Это ваше дело - что вам нужно в лесу для культурного досуга - гитара или комплект мечей для спарринга. Но есть вещи, нужные для всех.
Во-первых, КЛМН - кружка, ложка, миска, нож. Единственное, без чего удается обойтись при нужде - это без миски, наливая суп в кружку. Но без кружки и ложки - пытка, а нож не менее важен. Мне приходилось встречать группы, где хлеб резали топором, потому что каждый понадеялся, что нож возьмет сосед.
Во-вторых, спальник или одеяло. Не берите одноместных спальников, даже если вы уверены, что это теплый спальник. Спать вместе - теплее.
В-третьих, полиэтилен. Если у вас палатка - то на палатку, и в любом случае - на себя, чтобы прикрыть себя и рюкзак на переходе под дождем.
В-четвертых, теплые вещи: свитер, запасные штаны, запасные носки (шерстяные), обувь для хождения в лагере. Запасные х/б носки лучше не берите - в лесу за два дня хлопковый трикотаж забивается выделениями кожи настолько, что перестает дышать вовсе. Шерсть греет и мокрая, и грязная. В качестве теплых вещей непригодны теплые капроновые шмотки на синтепоне - в случае малейшего намокания у костра их высушить невозможно.
В-пятых, обувь. Идти под рюкзаком на игру нужно в обуви на жесткой подошве, которая хоть как-то фиксирует голеностоп (отсутствие первого даст плоскостопие, второго - растяжение связок и подвернутую ногу). Запасную (бивачную) обувь берите какую хотите, лишь бы можно было у костра сушить. Сколько уже видел бедолаг, которые пытались согреться в мокрых кроссовках из кожзаменителя с теплой синтепоновой набивкой... И учтите, что нога мерзнет с подошвы.
В-шестых, если не сделана предварительная раскладка продуктов, то берите еду из расчета "на себя и на того парня", чтобы точно не голодать из-за чьей-то забывчивости. То же относится и к консервам и к концентратам, если они есть. Лишнее заберете домой, а голодными не останетесь, и другие также не останутся. Не забудьте, кроме основных продуктов, соль, сахар и хлеб (сухари). ). [А китайско-российских супчиков лучше вообще не брать, их питательность близка к нулю; этот гениальный суррогат пищи разработали в голодные 50-е для неприхотливых солдат императорской Японии, один европеоид из моих друзей чудом успел вовремя засечь рак желудка, после ухода из дому и года жизни только на этих супах.]
В-седьмых, личные гигиенические принадлежности и запасное белье. Пословица "гигиена - враг туриста" справедлива только для зимы и больших высот, где чисто вымытая кожа обветривается сильнее, чем немытая. Это вам потом идти обратно под рюкзаком со всеми прыщами и потертостями.
Это все касалось содержимого рюкзака. Теперь о самом рюкзаке. Ни один народ не забыл его изобрести, ходить с сумкой в руке никто не хотел. То же относится и к вам. Не поленитесь найти себе рюкзак и сложить в него все. Не делайте поклажу из полупустого рюкзака и двух сумок. Все равно любой правильно уложенный рюкзак нести легче, чем две сумки такого же веса. Не буду говорить о самодельных рюкзаках - их хозяин может дать гораздо большую лекцию. Из фабричных рюкзаков выгоднее всего брать либо станковые, либо с двумя рядами шнуровки, типа "Азимут". Другие системы тоже подойдут, но они не так универсальны. Если вы полный чайник, и идете покупать себе рюкзак от «ведущего производителя туристского снаряжения»- обратите внимание, для какого вида туризма он предназначен. Рюкзаки для туристов-горников имеют сзади по центру лямочку, в которую продевается ледоруб, а сверху на клапане карман точно по размеру сумки со второй обувью - для ношения кошек. Обычно это не мешает. Лыжные рюкзаки имеют сзади всего один вытянутый по вертикали карман, чтобы не мешал приторачивать к рюкзаку лыжи (вертикально, по обе стороны кармана). А теперешние фабриканты рюкзаков не упускают случая проявить заботу о клиенте, зачем-то еще и всадив в этот карман молнию по всей кромке. Открывать-то удобно с любого места - но чуть изношенная молния так мило расходится в самый неподходящий момент... Так что, не берите рюкзаки для лыжных походов.
Еще не советую брать рюкзаки с пластмассовыми пряжками на силовых соединениях - лямках и поясе. Во-первых, рано или поздно вы на них наступите, а пластмассе много не надо, а во-вторых, рано или поздно он вам пригодится зимой, а что бывает с пластмассой на морозе, тоже всем известно. И еще, рюкзак менее 70 литров объема - не для игр.
Узкий и высокий рюкзак нести всегда легче, чем низкий и широкий. Чем выше центр тяжести рюкзака, тем легче его нести. Поэтому, если вы чувствуете, что рюкзак свисает у вас ниже спины, значит - остановитесь и перед выходом из дома сделайте правильную укладку и подтяните лямки. Станковые рюкзаки типа "Ермак" или "Сенеж" можно набивать как угодно - у них высокий центр тяжести, а рама не даст рюкзаку сильно перекоситься. Не стоит, правда, делать выступы на спине, или перетяжелять одну сторону. Мягкие рюкзаки удобнее всего - типа "Азимут", (туристы по старой памяти иногда называют его "абалаковским", хотя его уже не выпускают), или все эти новоделы со вшитыми элементами жесткости из пенополиэтилена.
Так вот, любой мягкий рюкзак набивают так, чтобы верх груза был выше того места, где пришиты лямки. Иначе весь рюкзак будет комком висеть на попе. К спине для сохранения формы кладут спальник или большой полиэтилен - по форме спины. Кладите тяжелые предметы куда хотите, только не в самый низ. Старайтесь, чтобы они не могли стучать друг об друга - проложите их одеждой. Если у вас есть коврик, сложите его трубой и суньте в рюкзак. В получившуюся "корзину" трамбуйте вещи как хотите - рюкзак будет держать форму. Этот фокус проходит только если рюкзак по форме близок к цилиндру (не банан и не конус), а труба из коврика расправлена четко по стенкам рюкзака, без зазора. На самый верх положите пленку от дождя.
Теперь о носимой одежде. К сожалению, чем дальше от времен моды на геологов и альпинистов, тем хуже то, что продается под видом штормовок и ветровок. Как бы то ни было, на вас должны быть:
головной убор, желательно с козырьком, или панама;
- штаны и куртка из плотной ткани, не обязательно штормовой или капроновый костюм. Один мой знакомый, добравшись до походов III категории сложности, утверждал, что для походов и лазания по скалам нет ничего лучше плотной заводской спецовки. В любом случае, лучше всего брезентовая штормовка - ее проще сушить, она почти не прожигается искрами, имеет капюшон. Капюшон вообще может пригодиться в клещеопасной местности.
шерстяные, а не х/б носки. Хлопчатый трикотаж, что трусики, что носки, через два дня хождения по лесам уже не дышит. Наши предки не зря носили либо льняные портянки, либо суконные. Шерсть лучше хлопка - даже мокрая или сильно загрязненная, она впитывает пот, и греет (мокрая, правда, греет только на ходу). Есть возможность и умение мотать портянки - можете вместо стандартных 40х70 см, придуманных только для ускорения обувания солдата, взять более уместные 40х120 (150). Лучше фиксируется голеностоп, и нога в голенище не болтается. Вообще, на опыте доказано, что для сапог удобнее портянки, а для шнурованной обуви - носки.
- обувь на прочной подошве (не кеды!), особенно, если нужно ходить по камням. Ботинки удобнее для ходьбы по камням и крутым склонам, но сапоги лучше предназначены для беготни по мокрой траве или подлеску. Кстати, лучший способ навернуться с камней или мокрого травяного откоса - выйти на них в «антуражной» кожаной обуви на кожаной подошве.

Пища.

Для того, чтобы не дергаться из-за еды, сразу выберите главного по продуктам - завхоза. Сложите под его присмотр все запасы, он будет сам распределять их для приготовления пищи. Не делайте "заначек" из самых ценных продуктов - тушенки, сгущенки и пр. - разделить на всех будет честнее, а съесть незаметно от всех вам все равно не удастся. Да и экономнее сварить из тушенки суп, чем вычерпать ее из банки ложкой. Можете "закроить" немного сахара для перекусов на привале - но не устраивайте подпольных складов.
Еда, особенно жирная, на воздухе в тепле прокисает. Чтобы не доводить дело до пищевого отравления, выбрасывайте все, сваренное 12 часов назад. Если очень тепло - то срок сокращается до 6-8 часов. Иногда это перестраховка, но я знавал группы, которые отравились почти поголовно, пожалев выбрасывать вкусную кашу с мясом.

Выживание.

Это самая важная часть подготовки, ведь у вас не будет времени сбегать за советом, когда в лесу что-то стрясется. Иногда потерянные во время ЧП минуты приходится возмещать часами и днями. Итак, самые распространенные ЧП - это: потеря ориентировки, травмы, заболевания,потеря продуктов.
Потеря ориентировки это бич тех стоянок, где много людей ходят полесу взад и вперед, не зная толком, что вокруг них. Когда вы приходите на место лагеря, устраиваетесь в нем - не поленитесь сходить на все четыре стороны от лагеря и запомнить самые заметные ориентиры. До того, как вы протопчете тропы к воде и другим лагерям, старайтесь не ходить далеко в одиночку, особенно ночью. Хорошо бывает договориться о сигнале "нуждаюсь в наводке по звуку", чтобы заблудившийся имел гарантию выйти к своим.
Некоторые "не стоит", относящиеся к ходьбе в поисках лагеря:
Не стоит метаться из стороны в сторону, меняя направление каждые десять шагов. Даже если вы заблудились - идите прямо. Куда-нибудь да выйдете. Кроме того, если лагерь стоит у воды - идите вниз по склону, рано или поздно упретесь в ручей и пойдете по нему. Если есть возможность - выйдите на какую-нибудь горку и осмотритесь.
Не стоит ходить по незнакомому лесу в ночь, близкую к полнолунию. Отблески лунного света на стволах помешают вам найти поляну, и вы можете проходить не один час, мечась в поисках просвета между деревьями. Вастаки на ХИ-93 ходили так пять часов.
Не разделяйтесь, даже если вы точно уверены, что ваши товарищи идут не туда.
Травмы можно разделить на механические травмы и термические повреждения: ожоги, обморожения, переохлаждение. Начнем с травм. Как известно 100% студентов I-III курсов, только что сдавшим курсы медсестер, раны подлежат перевязке, переломы - надежной фиксации, ушибы - охлаждению. Здесь не будут пересказаны все виды лечения, только самые простые и кустарные: что бы то ни было, травмированный подлежит эвакуации до ближайшего врача. Если нельзя позвать врача из соседнего лагеря, то окажите необходимую помощь сами, и соберитесь для эвакуации пострадавшего. При кровотечении наложите жгут - выше по ходу крови, если это артериальное кровотечение, и дальше от сердца, если венозное.
Для лучшей остановки крови приложите к ране холод - он ускорит свертывание. Не стоит класть охлажденных предметов на саму рану - положите холодный компресс (мокрую тряпку) на повязку, через полиэтилен.
При ушибе, особенно если это ушиб надкостницы (долго и мерзко болит), сначала, первые два часа, приложите холод. Затем согревайте место ушиба (самый медицинский - йодистая сетка, нарисованная на месте возникающего отека или шишки. Греет контраст между чистой кожей и кожей, смазанной йодом, так что сплошь не замазывайте. Разница в заживлении с/без сеточки - дни).
При переломе, как вы знаете, конечность фиксируется по ближайшие к перелому суставы включительно. Суставы не должны сгибаться, иначе кости разойдутся и повредят мягкие ткани еще больше. Сломанные или треснувшие ребра хорошо фиксирует платок, охватывающий грудную клетку; его затягивают, пока пострадавший задерживает дыхание на вдохе.
Водяные мозоли - тоже механическое повреждение, хотя и выглядят как ожоги второй степени. Их лечат по-разному, но самый надежный способ из мною опробованных - народный, теплом. Свежие водяные мозоли (если они на ладонях) лечат, держа в руках стакан с кипятком. Если потерпеть и подержать стакан минут пять-шесть, то на следующий день мозоли исчезнут полностью, а начнут пропадать вообще в ближайшие пару часов. Мозоли с ног тоже можно вывести таким способом, хотя это и более затруднительно. Альтернативный способ лечить водяные мозоли на ногах - проколоть их стерильной иглой, и приклеить медицинским клеем БФ сверху марлю. Она сама отклеится примерно ко времени полного заживления.
Ожоги I-II степени опасны только на больших площадях поражения, их очень просто лечить. Очень свежий, не более 1-2 минут, ожог первой степени лечится погружением обожженного места в холодную воду (проточную). Этот способ годится как моментальная мера по ослаблению боли и в более серьезных случаях (II степень). Если вам мешает боль, а проточной воды рядом нет - попробуйте снять боль через контакт с растущей осиной. Осина, с энергетической точки зрения - дерево, забирающее энергию. Годится даже осиновая доска, но лучше приложить больное место к коре живого дерева. Если все сделано правильно, то боль утихнет. К этой же группе деревьев относится тополь и, в меньшей степени, ель. Да, еще одно, навеянное ХИ-95. НЕ ВЗДУМАЙТЕ ПОЛИВАТЬ ОЖОГ ЙОДОМ!!!
Кстати, при хронических заболеваниях, ослабляющих энергетику организма, эти деревья в больших количествах ухудшают состояние больного. Не ставьте лагерь в густом осиннике без большой необходимости.
Обморожения здесь рассмотрены не будут из-за сугубо летней специфики ХИ.
Переохлаждение можно получить и летом, поэтому рассмотрим его подробнее. Переохлаждение чревато в первую очередь простудными заболеваниями, обострением скрытых инфекционных заболеваний типа пневмонии, а в особо тяжелых случаях (ранней весной, или при намокании в горной или подземной реке) возможна смерть из-за нарушения работы сердца.
"Сухой" переохлажденный почти не требует особых забот - его нужно всего лишь согреть, сняв с него большую часть одежды. Промокший человек переохлаждается сильнее, его труднее согреть, и весь процесс усложняется поисками сухой одежды.
Вообще, согревание возможно наружное и внутреннее. Снаружи человека можно согреть, растерев его спиртом; сухой ладонью; просто раздев его и уложив в спальный мешок с кем-то теплым - этот способ неудобен в течение дня, если предстоит дорога, но это самый надежный способ. Тепло человеческого тела - лучший обогрев.
Если в команде есть запас спиртного (вопрос глуп, но, с другой стороны не каждая команда держит выпивку для целей медицины) - то можно (далеко не всегда нужно) дать переохлажденному глоток водки или спирта. Если это вино, то разогрейте его. Имейте в виду, что "внутренний" разогрев действует недолго - он основан на "залповом" расширении подкожных кровеносных сосудов, вызывающим согревание тела. После принятия спиртного внутрь, нужно закутать переохлажденного во что-нибудь сухое и теплое. При отсутствии спиртного в лагере, для внутреннего согревания годится любое горячее питье. Особенно, если это настои потогонных средств - малины, душицы, липы и пр.
Из заболеваний чаще всего происходят пищевые отравления, солнечные и тепловые удары и обострения хронических заболеваний.
О профилактике пищевых отравлений уже было сказано. Не ешьте давно приготовленной пищи, не вскрывайте вздутых консервов (особенно рыбных, их никогда не удается прожарить, как, скажем, мясо), не пейте воды из ручья рядом с пасущимися коровами - и вы будете иметь гарантию 80-90%.
Если же отравление уже произошло, то примите внутрь для нейтрализации токсинов активированный уголь (не менее трех-пяти таблеток на человека среднего роста и веса). Натуральным заменителем таблетки активированного угля является уголь из костра, разболтанный в стакане с водой. Уголь берите только полностью сгоревший. Для компенсации потери жидкости при поносе, давайте больному кипяченную воду или некрепкий чай. Не стоит сразу давать крепкий чай для закрепления - пусть организм сначала сам выведет непереваренную пищу и токсины. Если вы подозреваете сильное отравление, то подстрахуйтесь таблеткой левомицетина, энтеросептола, бисептола или фестала.
Обострения заболеваний, приобретенных в городе, на природе обычно протекают очень неприятно. В лесу, при подпитке организма энергией леса обостряются все воспалительные заболевания, а после почти неизбежного ночью переохлаждения - хронические, особенно простудные. Поэтому не выезжайте в лес с больным зубом - небо с овчинку покажется. Не пускайте с собой никого, кто хочет ехать с недолеченным ОРЗ. Обострение ОРЗ - еще цветочки. Ягодки - это пневмония и отек легких, после ночи-другой в холодной палатке.
Потеря продуктов и снаряжения очень больно бьет и в походе, и во время игры. Вот некоторые советы по облегчению "голодного" и "холодного" существования.
Если на исходе сахар, то кладите его сразу в котел с чаем или компотом - если его класть в кружки, то уходит больше. Добавьте в чай диких ягод - это смягчит горечь чая и сэкономит сахар. Сладкий чай, в общем-то, это роскошь, необходимая только для снятия стресса и утомления.
Если в чай положить листьев малины, земляники, дикой смородины - эффект будет тот же. Хорошо экономит и сахар и чай настаивание трав.
Смородиновый и земляничный лист не имеют противопоказаний; малиновый лист имеет потогонное действие; мята, чабрец, душица (все они относятся к одному семейству и выглядят очень похоже) обладают в разной степени успокаивающим действием. Мелисса, кроме успокаивающего действия, еще и пахнет лимоном.
Недостаток продуктов можно возместить подножным кормом из щавеля, кислицы (выглядит как ирландский трилистник, на вкус кисловатая), грибов. Щавель кладется в первые блюда, в соотношении хотя бы и 1:1.
Грибы, чтобы не отравиться совсем насмерть, берите трубчатые - у пластинчатых слишком много ядовитых двойников.
Несколько слов о содержимом вашей аптечки. Если вы супермен, то не берите в лес никаких медикаментов. Но не забудьте при этом, что свалившегося с травмой или приступом супермена еще нужно будет лечить/эвакуировать простым смертным, которые совсем не мечтали о таком счастье. Для противостояния самым распространенным ЧП вам потребуются следующие лекарственные средства:

бинты или перевязочные пакеты, очень желательно чтобы стерильные, также желателен лейкопластырь;

- средства первичной обработки ран: порошок(таблетки) стрептоцида, перекись водорода, марганцовка (не попадите в рану кристалликом - химический ожог гарантирован), йод, зеленка - что найдете. Стрептоцид и перекись не ухудшают состояние раны, но, с другой стороны, йод хорошо рассасывает кровоподтеки. Клей БФ годится как заменитель повязки на небольшие порезы;

- средства скорейшего заживления ран, к ним относятся всяческие мази, которые вы можете нанести на повязку. Обычно используются биологически активные препараты - винилин, мазь Вишневского, облепиховое масло, пантенол в аэрозольной упаковке.

средства для борьбы с кишечными инфекциями: фестал, бисептол, энтеросептол, левомицетин, доксициклин - в порядке убывания безопасности для организма;

Но-шпу для снятия спазма гладкой мускулатуры (того же желудка);

- средства борьбы с респираторными инфекциями: сульфадиметоксин/сульфамонометоксин, бисептол (схема применения: сначала ударная доза 2-3 таблетки, затем 3 раза в день по таблетке), тетрациклин;

- успокаивающие средства: валерьянка привычнее, но надежнее - настойка пустырника. Это поможет вам снизить трения в команде, когда самые возбудимые члены команды под конец игры начнут срываться;

- сердечные средства: валидол, валокордин/корвалол и нитроглицерин;

- допинг. Это далеко не маловажно, если вашей команде необходимо совершить в последние дни игры поход на другой конец полигона, а силы на исходе. Помимо кофеина, для вас таковым является настойка или экстракт (аптечный) любого представителя семейства женьшеневых. Лучше всего вам подойдет "золотой корень" (родиола розовая) или элеутерококк. Дозировка - 10-15 капель на кусок сахара или в чашку с чаем. Родиола прекрасно восстанавливает силы после переутомления, элеутерококк работает больше как допинг перед работой. Не стоит сильно передозировывать настойку, или пить ее каждые пять минут: когда действие ее кончится, вы заработаете себе упадок сил, сильно пониженное давление и температуру тела градусов 35.

* * *

Конечно, ЧП случается не каждый день и не каждую игру. Но если что-то произойдет, то лучше заранее быть готовым к этому. Я так думаю.

Ульяновск - Москва,
1993 - 1995

Отредактировано с учетом новых реалий в 2003 г.

Медицина для мастера РИ

Рекомендуемый состав индивидуальной аптечки

Рекомендуемый состав индивидуальной аптечки
Обязательный минимум
Перевязочные материалы
Бинт марлевый медицинский стерильный 10мХ16см 2шт

Бинт марлевый медицинский нестерильный 10мХ10см 2шт

Пакет перевязочный медицинский первой помощи с двумя подушечками стерильный

Салфетки марлевые медицинские стерильные 16смХ14см 2шт

Бинт эластичный трубчатый медицинский нестирильный (лучше N2)

Лейкопластырь бактерицидный 3,8смХ3,8см 2-3шт

Лейкопластырь бактерицидный 2смХ6см 2-3шт

Лейкопластырь

Вата медицинская гигроскопическая нестерильная

Раствор водорода перекиси

Йод раствор спиртовой 5% или раствор бриллиантового зеленого спиртовой 1% или йодинол (йод и зеленку не наносить на открытую раневую поверхность)

Прочее
Ножницы

Стерильная пипетка

Калия перманганат (марганцовка) (обеззараживание воды, промывание желудка, дезинфекция)

Уголь активированный, полифепам или иной адсорбент (отравления, в т.ч. алкогольные)

Фурацилина раствор 1:5000 или 1:10000 или фурацилин в таблетках (промывание гнойных ранок, нагноений и нарывов, полоскание горла, компрессы на нагноение)

Альбуцида 20-процентный раствор (капать в глаза при коньюктивитах и инородных телах в глазу, как первая помощь при травме глаза)

Супрастин или тавегил (антиаллергены, применять при укусах ядовитых насекомых, тяжелых аллергических реакциях, обширных ожогах, супрастин также как успокоительное в экстренной ситуации)

Парацетамол (жаропонижающее)

Анальгин (обезболивающее)

Ацетилсалициловая кислота (аспирин) (жаропонижающее, обезболивающее, противовоспалительное; противопоказания: повышенная кровоточивость, нарушения кислотного баланса в желудке, воспаления и язвы желудочно-кишечного тракта, беременность)

Но-шпа (спазмолитик, эффективен при спазмах в желудке, коликах, менструальных болях)

Корвалол, валокардин (при болях в области сердца, нервном перевозбуждении, бессоннице; не превышать дозировку)

Нитроглицерин (при внезапной сильной боли в области сердца, если не помог корвалол, больному после приема препарата нужно лежать до прихода врача)

Дополнительные препараты
Мукалтин, бромгексин (от кашля)

Мятные или эвкалиптовые леденцы (от боли в горле)

Цитрамон или коффицин или аскофен (от головной боли, слегка поднимает давление)

Аскорбиновая кислота в порошке (1-2 грамма) (экстренное средство при начинающейся простуде; противопоказания: нарушения кислотности в желудке, воспаления и язвы желудочно-кишечного тракта)

Аскорбиновая кислота с глюкозой (при упадке сил, усталости, как профилактическое средство от простуды при переохлаждении)

Спазмалгон (обезболивающее при менструальных болях, мышечных спазмах)

Валидол (при болях в области сердца, нервном перевозбуждении)

Дибазол (понижает давление, применять с осторожностью)

Бальзам «Звездочка» (от головной боли, насморка, зуда при укусах насекомых, растирать грудь, спину и стопы при простуде, при растяжениях и усталости мышц)

Троксевазин, индовазин (при растяжениях, гематомах, подвывихах; не растирать гематомы, а осторожно смазывать, не применять на открытые раны)

Эфкамон (при болях в мышцах и суставах, при усталости ног; см. выше)

Цинковая мазь или паста Лассара (для подсушивания потертостей и опрелостей )

Настойка валерианы или пустырника (успокоительное, при пониженном давлении применять с осторожностью)

Настойка женьшеня или элеутерококка (тонизирующее, как иммуномодулятор при начинающейся простуде; применять с осторожностью при повышенном давлении, болезнях сердца или нервном перевозбуждении)

Янтарная кислота (легкое тонизирующее, адаптоген, иммуномодулятор)

Ампула анальгина или баралгина и одноразовый шприц (для экстренного обезболивания в экстремальной ситуации)

Жгут резиновый медицинский (для остановки кровотечения)

Резиновая груша

Пинцет

Эластичные бинты NN 1-6 и ленточный (для фиксации повязок, растяжений)

Стрептоцид в порошке (для лечения гнойных ранок, профилактики нагноения в сомнительных случаях)

Бальзам «Спасатель», линимент синтомицина или другая заживляющая мазь (для профилактики и лечения мелких нагноений)

«Пантенол», «Олазоль» или другой ожоговый спрей (для экстренной обработки и лечения ожогов)

Глазная мазь тетрациклиновая (при травмах глаз, ячменях и коньюктивитах)

Присыпка детская (для лечения и профилактики потертостей)

Фестал (желудочный фермент, при «сытых» болях в желудке от тяжелой пищи)

Имодиум (при остром поносе)

Фталазол (антибактериальное при остром поносе)

Бисептол (при кишечных инфекциях, циститах, ангинах, бронхитах)

Эритромицин (при фурункулах, воспаленных ранах. 1 табл. 4 раза в день)

Димедрол (сильное снотворное, антиаллерген, обезболивающее, применять при угрозе болевого шока, тяжелом нервном срыве, тяжелом переутомлении с невозможностью заснуть; дозировка - не более 2-х таблеток)

Фуросемид (сильное мочегонное, для профилактики тяжелых отеков при аллергическом шоке, травмах черепа, позвоночника, для вывода токсинов из организма)

Кордиамин в ампулах (в случае нарушений сердечной деятельности при токсическом, болевом шоке, гипо- и гипертермии, утоплении, поражении током, большой кровопотере после остановки кровотечении)

При наличии хронических заболеваний не забудьте захватить ваши обычные лекарства.

Перед применением лекарства по возможности поинтересуйтесь у больного, нет ли у него аллергии или противопоказаний к применению препарата. Детям до 14 лет дозировку уменьшают вдвое, дошкольникам - вчетверо; беременным, кроме экстренных случаев, лучше не пользоваться лекарствами без консультации с врачом.

Показания для экстренного обращения к полигонному врачу

Показания для экстренного обращения к полигонному врачу
(командная памятка)
Полигонного врача необходимо вызывать немедленно в следующих ситуациях
нарушения дыхания и сердцебиения;

потеря сознания на пять и более минут;

спутанное сознание и неадекватное поведение больного (необъяснимая вялость, резкое возбуждение, бред и т.д.);

коматозное состояние (трезвого больного не удается разбудить);

кровотечение изо рта, ушей, глаз, мочеполовых органов, кровавая рвота, стул, моча или кашель с кровью;

сильное кровотечение из носа или раны в течение пяти и более минут;

повышение температуры до 39°С и выше;

мучительная боль (больной не находит себе места, стонет, неадекватен) вне зависимости от места локализации;

подозрение на перелом позвоночника;

проникающее ранение головы, перелом костей черепа;

проникающее ранение брюшной полости;

рубленые раны с повреждением костей и артерий;

травматическая ампутация;

травма глаза с нарушением зрения;

ожоги более 10 процентов тела или с нарушением целостности кожного покрова;

падения с высоты 2 метров и выше;

утопления с аспирацией (вдыханием воды) в легкие;

подозрение на роды или выкидыш;

попытка суицида;

укус змеи;

сильная аллергическая реакция с появлением отеков;

До прибытия медика необходимо контролировать дыхание и сердцебиение больного; по мере необходимости попытаться остановить кровотечение из раны, более ничего не предпринимать, больного не перемещать.

Полигонного врача необходимо вызывать срочно (в течение часа) в следующих ситуациях
приступ эпилепсии, бронхиальной астмы;

подозрение на сотрясение мозга;

подозрение на перелом;

тупая травма органов брюшной полости;

травма глаз, лица, половых органов;

потеря сознания по неизвестной причине;

неукротимая рвота;

«острый живот» (сильная боль в животе неизвестного происхождения, сопровождается напряжением брюшины);

отравление;

понос с повышением температуры и\или рвотой;

избиение, изнасилование и тому подобное сочетание физического вреда с психотравмирующей ситуацией;

непрекращающееся (даже слабое) кровотечение из носа или раны;

сильное переохлаждение с падением температуры тела ниже 35,5°С;

тепловой или солнечный удар;

сердечный приступ, не снимаемый валидолом\корвалолом;

сильная головная боль со рвотой неизвестного происхождения;

необъяснимое нарушение зрения;

появление высыпаний на коже неизвестного происхождения;

подозрение на эпидемию в лагере (несколько больных со сходной симптоматикой);

резкое ухудшение состояния больного.

До прибытия медика рекомендуется оказать первую помощь, согласно инструкциям; при травмах живота не давать пить, при «остром животе» не давать обезболивающих, следить за дыханием, сердцебиением и общим состоянием больного.

К полигоному врачу неотложно (в течение нескольких часов) рекомендуется обратиться в следующих ситуациях
повышение температуры до 38°С;

воспаление\нагноение раны;

загрязненная рана, порез или ожог;

растяжение; обширная гематома;

простуда с сильным кашлем и болью в груди;

сильная боль в горле;

непроходящая боль в животе;

неоднократная рвота;

понос в течение нескольких часов;

нарывы и фурункулы любой локализации;

укус животного;

обострение хронического заболевания;

истерический припадок;

нервный срыв;

воспаление глаза, уха, гайморит, панариций;

необъяснимое изменение цвета мочи и стула;

педикулез или чесотка в лагере.

Также следует обратиться к врачу в случае любой неизвестной\недиагностируемой симптоматики и\или отсутствии эффекта от лечения «по аптечке».

Если вы оказались на игре, где полигонного медика (врача с институтским дипломом) не предусмотрено, во избежание осложнений, вплоть до летальных, все перечисленные случаи подлежат экстренной эвакуации (группы 1 и 2 в ближайшую больницу, группа 3 в город, с рекомендацией обратиться к врачу или в травмпункт).

При эвакуации своими силами необходимо постоянно контролировать пульс и дыхание больного. Группы 1 и 2 рекомендуется эвакуировать до машины на носилках, переломы фиксировать, при подозрении на перелом позвоночника соорудить щит под спину.

Настоятельно рекомендуется не использовать в качестве полигонных медиков людей без высшего или среднего медицинского образования, а также биоэнерготерапевтов, знахарей и народных целителей.

http://old.alexander6.ru/76166

TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог