/ Форум
|
|
Жар-птица, или О разочаровании
|
|
"Но что-то, как жар-птица, ускользает из рукиИ не дает победой насладиться..."
(Иващенко & Васильев)
--------------------------------------
Давно замечено, что игроку "со стажем" становится все труднее получать от игры "катарсис". Кто-то просто уходит, кто-то ищет сложных ролей или высшего смысла. Как правило, разочарование все равно накапливается, пусть понемногу.
Самый простой и наиболее регулярно используемый рецепт борьбы с разочарованием - это попытка убедить своих игроков или себя самого, что от этой игры "надо" получить кайф, потому что она хорошая, умная и вообще самая лучшая. Это делается многообразно: от придания игре статуса "элитарной" до декларации, что от игроков на этой игре требуется достичь некоего просветления (чуда, катарсиса, свершения, нужное подчеркнуть, лишнее дописать).
Интересно, что метод этот вполне работоспособен. Книгу, о которой заранее известно, что это - мировой шедевр, вы прочтете либо с радостным ожиданием (и найдете в ней больше, чем в книге В.Пупкина), либо с жаждой найти изъяны - тогда на вас этот метод не сработал, не судьба, как говорится.
Хуже, что, работая "в частных случаях", в глобальном смысле он накапливает все то же разочарование. После того, как вы повидали "лучшую игру года", "лучшую игру десятилетия", "лучшую игру века" - что дальше? Заклинания рано или поздно перестают оказывать свое обезболивающее действие - а проблема никуда не делась.
Один мой знакомый, когда мы обсуждали эту проблему, сказал, что ему она напоминает ощущение, когда-то полученное на балете. По его словам (я в балете, уж простите, ни бум-бум), талантливые балетмейстеры находят удачные ходы - и потом начинают пихать их во все балеты подряд. И, посмотревши несколько балетов одного постановщика, начинаешь ощущать какую-то странную фрустрацию.
Он же привел и пример балетмейстера, который так не делал (Эйхмана, кажется).
Я, как и вышеупомянутый знакомый, склонен искать причину разочарований в повторении. Но не повторении игр, а повторении ролей, образов, ходов и реакций. Иными словами - основных характерных элементов игр.
И, напротив, я не склонен искать причину в недостатке идей или "алгоритмов" игр. В конце концов, кое-кто утверждает, что сюжетов в литературе, кажется, всего двенадцать - или что-то в этом роде - но мало кто так-таки разочаровался в книгах... А вот попытка штамповать образы приводит к разочарованию мгновенно.