Сайт свободных игровых коммуникаций поддерживается МГ Александр VI |
Некоторые полезные заметки для авторов семинаров и круглых столов на конвентах.
17.02.2005, Алексей Яцына
По стране прокатилась очередная волна конвентов, некоторые еще предстоят, но мы вроде бы твердо выходим на финишную предигровую прямую. Казалось бы самое время думать о подготовке команд, пополнении материально-технической базы и характерных чертах твоих будущих персонажей.А вот мысли как назло возвращаются к конвентам, а именно к их интеллектуальной части так называемому РИ-блоку. Еще более конкретнее к мероприятиям по обмену опытом мастеров игр. В последнее время на нескольких интернет-форумах мне пришлось высказать мнение о качестве этих мероприятий, но поскольку форум плохо приспособлен для четкого и полного формулирования мыслей, то раздумья сформировали вот эту статью, которую предлагаю вниманию в первую очередь тех, кто организует подобные мероприятия на конах и тех, кто намерен в них активно участвовать, а также чуть в меньшей степени для посетителей и слушателей подобных мероприятий. Замечу сразу, что и к себе и к окружающим я предъявляю достаточно высокие требования, за что меня часто критикуют, но искренне полагаю, что либо мы стремимся к всё более лучшему (и повышаем планочку требований), либо просто не имеет смысл что-то делать. Статья рассчитана на людей, имеющих хотя бы незаконченное высшее образование. Что бы я (Алексей Яцына (Коровка)) хотел от семинарского блока конвентов?Зачем? Для начала ответим себе на этот вопрос - Зачем мы собираемся по несколько раз в год, и из года в год пишем статьи, сидим на семинарах, организуем дискуссии? Мое мнение - для обмена опытом. Мы постоянно делаем попытки формализовать наше знание, описать его и вербализировать, сделать отторжимым от нас, как от его носителей [1]. Позиция: Несмотря на то, что ролевые игры являются для всех нас хобби, стилем жизни и способом непринужденно испортить себе отпуск, а также вечным источником проблем на работе и дома, мастерение игр, обучение игрока играть, формирование команд является вполне серьезным видом деятельности. Поэтому сколь ни неформальными являются наши сборища, именно интеллектуальная их часть должна максимально соответствовать требованиям предъявляемым в научной и научно-практической среде к организации и проведению конференций. Именно научная и научно-практическая среда постоянно работает над задачей совершенствования методов и инструментов формализации знаний и их передачи от одного носителя к другому. Две группы требований: у нас есть некое знание, которым мы хотим поделиться с окружающими. Чтобы сделать это, нам необходимо выполнить два условия: § Описать это знаний в форме понятной аудитории; § Представить знание в удобной (доступной) для восприятия форме, Как говорится форма и содержание должны соответствовать друг другу. Мои наблюдения показывают, что мы не умеем делать толком ни того, ни другого. Точнее умеем, ведь многие из нас преподают, регулярно выступают на научных и научно-практических конференциях, симпозиумах, публикуют статьи в специализированных изданиях, есть люди с учеными степенями.... Но вот почему-то, как речь заходит об играх, так сразу всё, что как само собой разумеющееся воспринимается "там", становится "здесь" как бы не обязательным и даже вредным. Позиция: Твердо убежден, что уважение к слушателю, твоему коллеге, который завтра будет делать игры по твоим идеям и технологиям, является краеугольным камнем плодотворного взаимного общения. А потому новизна информации должна сочетаться с ясностью ее изложения. Чтобы я хотел видеть в заявке мероприятия: 1. ФИО автора (коллектива авторов) + Прозвище автора (коллектива авторов) 2. Координаты для связи. 3. Тема доклада - максимально точно отражающая суть излагаемого материала, а что легло в его основу (проведенные игры, анализ, исследование, опрос, другая практическая и теоретическая работа) 4. Необходимое время (с учетом дискуссии). 5. Краткие тезисы материала - примерно страница машинописного текста 6. Форма представления материала (лекция, мастер-класс, круглый стол, практическое занятие, экспертиза, тренинг и т.д.). Предполагаемый регламент проведения мероприятия. 7. Перечень сопроводительных материалов, которые будут представлены на мероприятии (раздаточные материалы, презентации, книги, брошюры, статьи). 8. Целевая аудитория (для кого предназначен доклад - игроки, начинающие мастера, опытные мастера, жители определенного региона и т.п.). 9. Приглашенные специалисты (рецензенты, оппоненты, эксперты, модераторы - в случае круглого стола). 10. Результирующие материалы - что будет сделано, и в какие сроки после проведения мероприятия. 11. Библиография по вопросу: ссылки на статьи по данному вопросу, не ролевая литература и т.д. Весьма удачным считаю опыт ЗилантКона, который, к сожалению, пока не распространен на другие крупные и малые конвенты страны - наличие Экспертного совета, который предварительно оценивает заявки на проведение подобных мероприятий и может отклонить наиболее слабые из них, чтобы не расходовать драгоценное время конвента. Кроме того, последний конвент показало очень хорошо, что наличие Экспертного совета позволяет объединять в блоки мероприятия со сходной тематикой. Чтобы я хотел видеть на самом мероприятии: 1. Локализация темы и установление границ предлагаемого знания и обсуждения. 2. Уточнение формата подачи материала. Есть те, кому удобно читать, когда их прерывают вопросами. Есть те, кого это может сбить с линии повествования и скомкать дальнейшее выступление. 3. Определение используемой терминологии и ее понимание автором(ами) материала [2]. 4. Ясное и четкое изложение материала 5. Сопровождение изложение визуальными образами (что повышает уровень восприимчивости в разы). 6. Подведение резюме в конце мероприятия - фиксация наиболее важных с точки зрения автора(ов) тезисов. Что бы я хотел видеть после проведения мероприятия? Да только одного - публикации. Потому что посетить семинар могут далеко не все. Кто-то не приехал на конвент, у кого-то были другие дела на самом конвенте. И всегда обидно, до чертиков обидно, что плодотворная дискуссия или весьма полезный доклад, новые мысли и находки, появившиеся в результате мозгового штурма так и пропадают втуне, обернувшись пустопорожними разговорами [3]. Кроме того, весьма было бы неплохо проводить экспертную или опросную оценку пользы и качества проведенных мероприятий после их проведения. Что же касается формы представления материалов, то тут сложно уложить все имеющиеся мысли в краткую заметку. Основная проблема в том, что навыкам публичных выступлений, чтения лекций, ведения круглых столов необходимо достаточно долго учиться. Конечно, есть множество публикаций на эту тему [4], но живой практики ничто не заменит. Посему рискну всё же дать несколько рекомендаций, которые считаю вполне выполнимыми: § Преподавание - попробуйте почитать лекции в ВУЗе или вести уроки в школе хотя бы с полгодика, поверьте это Вам сильно поможет в жизни. И не говорите мне, что это сложно - почти любая школа охотно даст Вам возможность вести один из предметов, потому что преподавателей предметников не хватает. ВУЗы охотно соглашаются на курсы лекций приглашенных специалистов [5]. § Выступление на конференциях или совещаниях внутри трудового коллектива. § Написать текст доклада и прочитать его перед родными или, что лучше, перед коллегами (по клубу, мастерской группе). § Обеспечить себя шпаргалками со структурой представления материала, что позволит не сбиться с хода изложения. И еще о форме проведения мероприятий. За последние годы мы вполне освоили: § Лекция - традиционное изложения материала, с последующими вопросами § Круглый стол - обсуждение обозначенной темы (требует модератора, который бы удерживал дискуссию в установленных рамках и распределял порядок предоставления слова, а также регламент выступлений и самое главное(!) краткое изложение задачи, в самом начале, чтобы задать тон дальнейшей работы) § Мастер-класс - как правило, обобщение и структуризация существующего опыта, системное изложение теории и практики по выбранному кругу вопросов, предназначенное для специализирующихся мастеров и/или для мастеров высокого уровня; § Экспертиза - анализ, обсуждение прошедших мероприятий, поиск находок, ошибок, стандартных операций, того, что может быть перенесено на другие проекты; § Тренинг - практические занятия, по освоению под руководством автора (тренера) каких-либо действий, моделей, направленное на приобретение навыка, переход от теории к практической реализации; § Ликбез - материал, специально адаптированный для начинающих мастеров (игроков), описывающий первоосновы какой-либо деятельности, основной понятийный аппарат и т.п. Есть наверняка еще какие-то формы, например, мини-игры, сюжетные мастерские... Надо пробовать и не боятся заявлять свое мероприятие в "нетрадиционной" форме. О видах и формах сопроводительных материалов: § Статья - материал, позволяющий погрузиться в существо проблемы, ее видение автором и понимание круга решаемых задач; § Раздаточный материал - конспект выступления, предоставляемый слушателям для заметок, фиксации важных моментов и мыслей, ориентирования в ходе рассуждений автора, служит в дальнейшем "якорем" для запоминания информации; § Презентация - сопровождение выступления автора, позволяющая сочетать вербальные и визуальные образы, что увеличивает запоминание новой информации в разы; § Графики, схемы, таблицы, алгоритмы - вид визуальной информации, возможно создание непосредственно в процессе выступления докладчика, отлично подчеркивает развитие мысли § Наглядные материалы - физические объекты, фотографии, видео, позволяющие лучше понять предмет обсуждения § Пособия - материалы различного рода для дальнейших самостоятельных занятий, возможности использования в дальнейшей деятельности (сюда же относятся шаблоны документов) § Программные продукты - компьютерное информационное обеспечение, позволяющее решать отдельные задачи мастерения. Позиция: Квалификация мастера определяется не только способностью сделать нечто, но и формализовать свой опыт и сделать его передаваемым другим мастерам. Только при таком условии будет повышаться качество игр. Вот пожалуй и всё. Это о хотелках. А может быть я это когда-нибудь увижу воочию? Потому что становится очень скучно, когда приезжаешь на конвент, и придя на семинар с громко заявленной темой, видишь слабоподготовленного автора, что-то невнятно мямлящего, не способного сформулировать мысль, представить логику рассуждений. И, главное, ведь ничего после такого семинар не остается, кроме желания никогда-никогда не попадать к такому мастеру на игру. Примечание. Если кто-то прочитв эту заметку решил пойти к организаторам конвентов со словами, сделайте нам теперь именно так - то это ошибочное решение. Организаторы конвента лишь предоставляют нам площадку, возможность, место и время для общения. А каким будет это общение зависит от нас. [1] Вопрос "Почему?" мы это делаем, что движет нами, когда мы трепеща и нервничая выносим на суд общественности самые сокровенные наши мысли о сути мастерения и моделирования, меня сейчас мало беспокоит. У каждого есть свои причины на это - от желания сделать мир лучше, до желания самоутвердится в релевантной социальной группе, и пусть это останется личным делом каждого. Важен факт - когда попробовали заявить конвент без семинарского блока, народ "восстал" и настоял на его введении в программу мероприятий. [2] Мне не интересны рассуждения о необходимости раз и навсегда установить единый терминологический аппарат РИ. Считаю вполне достаточным, что даже если автор вводит новый термин, он просто дает его определение. [3] К слову это вообще одна из наиболее существенных проблем ролевой среды - фиксация полученного опыта, навык завершения проекта. (Правда этим страдает и большинство российских компаний, предоставляющих интеллектуальные услуги, но ведь это не оправдание.) [4] http://mercator.ru/articles/article.php?articleID=32 [5] Сейчас смешно и страшно вспоминать, но учась на первом курсе ВУЗа я напросился читать лекцию по истории своему же потоку, и преподаватель на одну лекцию уступил мне лекционную кафедру. Мда, сегодня это кажется верхом наглости и самоуверенности. Рекомендации
Комментарии (1)
Последние темы: Что бы я (Алексей Яцына (Коровка)) хотел от семинарского блока конвентов? | Все темы
Предыдущий Случайный Следующий Каталог |