Тезисы к докладу Пространственная модель игры – условное понятие, показывающее соотношение в мастерских представлениях о ней горизонтальной и вертикальной компонент игры. Горизонтальная игра – деятельностная, отыгрышная, внешняя игра. Это реконструкция деятельностной стороны отыгрываемого мира, она включает экономику, политику, боевку, науку и практическую магию. Игра бытия. Вертикальная игра – думательная, философская, внутренняя игра. Это постановка перед персонажем и игроком этических, экзистенциальных и вообще философских проблем. Игра сознания. Разделение условное. Речь идет именно о мастерских представлениях, поэтому будем считать, что в игре присутствует вертикальная составляющая, если в ней существуют игротехнические персонажи, чья цель – играть вводить игроков в вертикальную игру. Горизонтальная игра – базис для вертикальной. Горизонтальная игра может быть многоточечной. Цель горизонтальной игры – развлечение. Цель вертикальной игры – катарсис, который может достигаться через познание и через самопознание. В горизонтальную игру играет большинство, в вертикальную – меньшинство. Не рекомендуется мешать горизонталь и вертикаль, по крайней мере надо учитывать шестеренку ролей. Собственно пространственная модель игры представляет собой пирамиду, высота которой – количество в ней вертикальных заморочек, а площадь основания – количество заморочек горизонтальных. Готика – шпиль, ХИ-2001 – фигура на плоскости (вырожденная пирамида). Развитие обоих видов игр в целом уже завершено, но есть еще нерешенные вопросы: возможность многоточечной вертикальной игры; чистой вертикальной игры. Тенденции: конвергенция. Компонентная игра. Горизонталь не мешает вертикали и наоборот. Примеры, карта игр (горизонтальные, вертикальные и свободные), хронология, мистерия, катарсис, лабиринт, архитектоника игры, шестеренка ролей. При построении сюжета игры желательно понимать все вышесказанное.
|