10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
текст   Психоотстойник на игре: функции, организация, работа. / Форум

 [все темы]   [лента] 

 Тема: Психоотстойник на игре: функции, организация, работа.
Автор: Хельга Эн-Кенти
Дата: 05.09.01 11:51
Исходный материал: текст Психоотстойник на игре: функции, организация, работа.
Ни для кого не секрет, что так называемые «эмоциональные срывы» на ролевых играх случаются. И к сожалению, совсем не так редко, как хотелось бы. Эта статья является попыткой разобраться в существующей проблеме: кто виноват, и главное, что делать.

Психоотстойник на игре: функции, организация, работа.

Ни для кого не секрет, что так называемые «эмоциональные срывы» на ролевых играх случаются. И к сожалению, совсем не так редко, как хотелось бы. Эта статья является попыткой разобраться в существующей проблеме: кто виноват, и главное, что делать.
В ближайшее время можно спрогнозировать увеличение таких случаев в ролевой среде, так как в играх наметилась тенденция к более глубокому «погружению» в роль и сокращению (а порой и полному отсутствию) «неигрового» времени. С одной стороны хорошо, что требования мастеров к игрокам увеличиваются, ибо это говорит о новом этапе развития ролевого моделирования. Но это означает, что и отношение к организации игры должно стать более серьёзным.
Необходимо учитывать, что основную массу игроков составляют подростки с лабильной психикой. В подростковом возрасте людям свойственна эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, впечатлительность. Следовательно, и вероятность получить «эмоциональный срыв» больше. Сразу хочу сказать, что это ни в коем случае не патология, а всего лишь особенность психического развития.
У взрослого человека явления эмоционального перенапряжения на игре также возможны при возникновении какой-либо психотравмирующей ситуации, как игровой, так и пожизненной.
Посему, присутствие на игре мастера по психоотстойнику могло бы избавить других мастеров, занимающихся непосредственно координацией игры от многих пожизненных проблем.
Конечно, психоотстойник не есть панацея. И разбушевавшихся, «слетевших с катушек» игроков необходимо усмирять силовыми методами.
Посетителями психоотстойника должны стать игроки, которым необходимо эмоционально «разгрузиться», пообщаться на неигровые темы (или, наоборот, рассказать про игровой «переезд»), выплеснуть обиду на «козлов» мастеров или членов собственной команды.
Итак, психоотстойник на игре лишним не будет. И уже сейчас на многих играх он присутствует.
Так каким же должен быть нормально функционирующий психоотстойник? Прежде всего, место его локализации должно тщательно выбираться. Лучше всего, если психоотстойник будет располагаться ближе к краю полигона. Это должно быть тихое, спокойное место, куда не доносятся звуки игры. Лучше, если мастером по психоотстойнику будет профессионал-психолог. Но, к сожалению, это не всегда осуществимо, поэтому психолог-самоучка тоже вариант. Мастер по психоотстойнику должен выполнять только одну функцию. Он не может быть одновременно мастером по сюжету, боёвке, магии и т.п., равно как и играющим мастером.
Конечно, если мастер по психоотстойнику профессиональный психолог, ему мои советы вряд ли пригодятся. Но всё же я рискну напомнить, что пришедший к вам игрок не есть пациент. У него не невроз, не психоз, и лечить его не надо! Тем более, что все методики психотерапевтического лечения как правило основаны на длительном посещении специалиста. Особенность же психоотстойника в том, что вы, возможно, больше никогда не увидите пришедшего к вам игрока. Значит и отношения с ним следует строить, основываясь на единичном визите.
По своим функциям психоотстойник на игре напоминает кабинет психологической разгрузки: его задача - создание оптимальных условий для быстрого и эффективного снятия эмоционального напряжения.
Важную роль играет окружающая обстановка. В кабинете психологической разгрузки создаются специальные условия, способствующие релаксации. В игровом психоотстойнике моделировать природу не надо, она и так уже есть. А вот яркие предметы, разбросанные по территории стоянки и создающие один большой живописный бардак, могут оказать совсем не то воздействие, к которому мы стремимся. В психоотстойнике должно быть оборудовано удобное сидение. Причём, сидения мастера и игрока должны находиться по возможности на одном уровне по высоте. Кормление всех пришедших в функции психоотстойника, как правило, не входит. Но чай с сушками-печенюшками обеспечить вполне реально.
Методы работы мастера психоотстойника должны основываться в основном на беседе и отвлечении.
Что касается беседы, то сначала мастер должен определить свою позицию по отношению к игроку: авторитарная, нейтральная или партнёрская. Как правило, выбор совершается в зависимости от поведения пришедшего, которое условно делится на уверенное, неуверенное и агрессивное.
Чтобы определить тип поведения, необходимо начать беседу.
Первый этап – описание. Игрок излагает события (почему он, собственно, к вам пришёл) Конечно, ему не удастся подать ситуацию объективно, когда эмоции плещут через край. Не останавливайте игрока, дайте выговориться. Если чувствуете, что он говорит не слишком охотно, попросите его описать свои чувства. Это легко начать, используя Я-язык.
Для уверенного поведения свойственно откровенное высказывание о предпочтительном поведении или об изменении поведения того или иного лица, с которым осуществляется непосредственное общение, но без враждебности и самозащиты (Например: Мне мастер Вася Пупкин такую идею зарубил! Неужели так сложно было до конца выслушать? Что же делать теперь?)
Для неуверенного поведения типично непрямое общение, сдержанность, тревога и, возможно, отсутствие попытки принять, что хочет другой (Например: Интересно, за что меня так ненавидит мастер Вася Пупкин? Что я ему такого плохого сделал, что он мою идею зарубил?)
Агрессивное поведение характеризуется общением, в котором проявляется не предпочтение, а требовательность или враждебность, оно содержит намерение наказать другого. (Например: Этот козёл Вася Пупкин мне всю игру испортил! Ну ничего, пусть теперь к нам в Гадюкино только попробует сунуться! Мы ему там морду расквасим!)
На втором этапе, попросите игрока определить, как бы он хотел изменить существующую ситуацию к лучшему, каких действий он ждёт от других.
Третий этап: обсуждение сложившейся ситуации, анализ возможных последствий.
На протяжении всех трёх этапов мастер психоотстойника оказывает игроку эмоциональную поддержку. Необходимо показать игроку, что вам интересно его слушать. Такое понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир называют эмпатией. Необходимо различать жалость («мне жаль тебя»), симпатию (« я сочувствую тебе») и эмпатию ( «я – с тобой»).
Если игрока разговорить сразу не удаётся (например, он заладил, что его все достали, но конкретизировать ни в какую не желает), существует методика отвлечения. Например, можно сходить вместе с ним за водой (для того самого чая с сушками) и пока вода кипятится, пообщаться на жизненные темы. Ассортимент тем широк необычайно: от цвета шерсти любимой болонки до ситуации на ближнем востоке. Возможно, в беседе и всплывёт нужная информация. Если дискуссия не вызывает достаточного отвлечения, существуют методы установки доверия. Пришедшего в психоотстойник игрока необходимо заинтересовать. И тут уж вообще раздолье для полёта фантазии. Мне, например, в одной ситуации удавалось привлечь внимание с помощью совместного просмотра альбома фотографий, а в другой - человек с удовольствием взялся решать психологический биас-тест.
В любом случае, необходимость общения мастера психоотстойника и игрока очевидна. Даже если вам не удастся выудить из игрока причину его «переезда», то разговор с вами сам по себе способен его в достаточной степени «разгрузить».
В заключение хочу сказать, что данная методика разработана на основе ассертивного тренинга. Естественно, она не является единственно верной. Существует много других способов снять эмоциональное перенапряжение. И я буду рада, если кто-нибудь поделится со мной своим опытом.

 ответить

 Автор   Тема   Дата 
  Хельга Эн-Кенти
 
Текст
  Психоотстойник на игре: функции, организация, работа.
 05.09.01 11:51 
  Alexei Kiyaikin (Posadnik)  
 
Комментарий
  Re  
 17.08.02 00:41 
  Ручко Лариса Сергеевна  
 
Комментарий
  Re  
 07.07.04 11:50 
  Меделян Константин Александрович  
 
Комментарий
  Re  
 13.07.04 11:01 

Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог