10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [19.05.24]
Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Написать редакторам
/ Для ролевика / Для мастера игры / Статьи и тексты / Материалы Александра-6 и Заброшенного Замка / Теория и практика / Организационные аспекты ролевых игр / Психоотстойник
текст   Психоотстойник на игре: функции, организация, работа. Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати
Ни для кого не секрет, что так называемые «эмоциональные срывы» на ролевых играх случаются. И к сожалению, совсем не так редко, как хотелось бы. Эта статья является попыткой разобраться в существующей проблеме: кто виноват, и главное, что делать.
05.09.2001, Хельга Эн-Кенти
Рекомендации: +:0     :0

Психоотстойник на игре: функции, организация, работа.

Ни для кого не секрет, что так называемые «эмоциональные срывы» на ролевых играх случаются. И к сожалению, совсем не так редко, как хотелось бы. Эта статья является попыткой разобраться в существующей проблеме: кто виноват, и главное, что делать.
В ближайшее время можно спрогнозировать увеличение таких случаев в ролевой среде, так как в играх наметилась тенденция к более глубокому «погружению» в роль и сокращению (а порой и полному отсутствию) «неигрового» времени. С одной стороны хорошо, что требования мастеров к игрокам увеличиваются, ибо это говорит о новом этапе развития ролевого моделирования. Но это означает, что и отношение к организации игры должно стать более серьёзным.
Необходимо учитывать, что основную массу игроков составляют подростки с лабильной психикой. В подростковом возрасте людям свойственна эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, впечатлительность. Следовательно, и вероятность получить «эмоциональный срыв» больше. Сразу хочу сказать, что это ни в коем случае не патология, а всего лишь особенность психического развития.
У взрослого человека явления эмоционального перенапряжения на игре также возможны при возникновении какой-либо психотравмирующей ситуации, как игровой, так и пожизненной.
Посему, присутствие на игре мастера по психоотстойнику могло бы избавить других мастеров, занимающихся непосредственно координацией игры от многих пожизненных проблем.
Конечно, психоотстойник не есть панацея. И разбушевавшихся, «слетевших с катушек» игроков необходимо усмирять силовыми методами.
Посетителями психоотстойника должны стать игроки, которым необходимо эмоционально «разгрузиться», пообщаться на неигровые темы (или, наоборот, рассказать про игровой «переезд»), выплеснуть обиду на «козлов» мастеров или членов собственной команды.
Итак, психоотстойник на игре лишним не будет. И уже сейчас на многих играх он присутствует.
Так каким же должен быть нормально функционирующий психоотстойник? Прежде всего, место его локализации должно тщательно выбираться. Лучше всего, если психоотстойник будет располагаться ближе к краю полигона. Это должно быть тихое, спокойное место, куда не доносятся звуки игры. Лучше, если мастером по психоотстойнику будет профессионал-психолог. Но, к сожалению, это не всегда осуществимо, поэтому психолог-самоучка тоже вариант. Мастер по психоотстойнику должен выполнять только одну функцию. Он не может быть одновременно мастером по сюжету, боёвке, магии и т.п., равно как и играющим мастером.
Конечно, если мастер по психоотстойнику профессиональный психолог, ему мои советы вряд ли пригодятся. Но всё же я рискну напомнить, что пришедший к вам игрок не есть пациент. У него не невроз, не психоз, и лечить его не надо! Тем более, что все методики психотерапевтического лечения как правило основаны на длительном посещении специалиста. Особенность же психоотстойника в том, что вы, возможно, больше никогда не увидите пришедшего к вам игрока. Значит и отношения с ним следует строить, основываясь на единичном визите.
По своим функциям психоотстойник на игре напоминает кабинет психологической разгрузки: его задача - создание оптимальных условий для быстрого и эффективного снятия эмоционального напряжения.
Важную роль играет окружающая обстановка. В кабинете психологической разгрузки создаются специальные условия, способствующие релаксации. В игровом психоотстойнике моделировать природу не надо, она и так уже есть. А вот яркие предметы, разбросанные по территории стоянки и создающие один большой живописный бардак, могут оказать совсем не то воздействие, к которому мы стремимся. В психоотстойнике должно быть оборудовано удобное сидение. Причём, сидения мастера и игрока должны находиться по возможности на одном уровне по высоте. Кормление всех пришедших в функции психоотстойника, как правило, не входит. Но чай с сушками-печенюшками обеспечить вполне реально.
Методы работы мастера психоотстойника должны основываться в основном на беседе и отвлечении.
Что касается беседы, то сначала мастер должен определить свою позицию по отношению к игроку: авторитарная, нейтральная или партнёрская. Как правило, выбор совершается в зависимости от поведения пришедшего, которое условно делится на уверенное, неуверенное и агрессивное.
Чтобы определить тип поведения, необходимо начать беседу.
Первый этап – описание. Игрок излагает события (почему он, собственно, к вам пришёл) Конечно, ему не удастся подать ситуацию объективно, когда эмоции плещут через край. Не останавливайте игрока, дайте выговориться. Если чувствуете, что он говорит не слишком охотно, попросите его описать свои чувства. Это легко начать, используя Я-язык.
Для уверенного поведения свойственно откровенное высказывание о предпочтительном поведении или об изменении поведения того или иного лица, с которым осуществляется непосредственное общение, но без враждебности и самозащиты (Например: Мне мастер Вася Пупкин такую идею зарубил! Неужели так сложно было до конца выслушать? Что же делать теперь?)
Для неуверенного поведения типично непрямое общение, сдержанность, тревога и, возможно, отсутствие попытки принять, что хочет другой (Например: Интересно, за что меня так ненавидит мастер Вася Пупкин? Что я ему такого плохого сделал, что он мою идею зарубил?)
Агрессивное поведение характеризуется общением, в котором проявляется не предпочтение, а требовательность или враждебность, оно содержит намерение наказать другого. (Например: Этот козёл Вася Пупкин мне всю игру испортил! Ну ничего, пусть теперь к нам в Гадюкино только попробует сунуться! Мы ему там морду расквасим!)
На втором этапе, попросите игрока определить, как бы он хотел изменить существующую ситуацию к лучшему, каких действий он ждёт от других.
Третий этап: обсуждение сложившейся ситуации, анализ возможных последствий.
На протяжении всех трёх этапов мастер психоотстойника оказывает игроку эмоциональную поддержку. Необходимо показать игроку, что вам интересно его слушать. Такое понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир называют эмпатией. Необходимо различать жалость («мне жаль тебя»), симпатию (« я сочувствую тебе») и эмпатию ( «я – с тобой»).
Если игрока разговорить сразу не удаётся (например, он заладил, что его все достали, но конкретизировать ни в какую не желает), существует методика отвлечения. Например, можно сходить вместе с ним за водой (для того самого чая с сушками) и пока вода кипятится, пообщаться на жизненные темы. Ассортимент тем широк необычайно: от цвета шерсти любимой болонки до ситуации на ближнем востоке. Возможно, в беседе и всплывёт нужная информация. Если дискуссия не вызывает достаточного отвлечения, существуют методы установки доверия. Пришедшего в психоотстойник игрока необходимо заинтересовать. И тут уж вообще раздолье для полёта фантазии. Мне, например, в одной ситуации удавалось привлечь внимание с помощью совместного просмотра альбома фотографий, а в другой - человек с удовольствием взялся решать психологический биас-тест.
В любом случае, необходимость общения мастера психоотстойника и игрока очевидна. Даже если вам не удастся выудить из игрока причину его «переезда», то разговор с вами сам по себе способен его в достаточной степени «разгрузить».
В заключение хочу сказать, что данная методика разработана на основе ассертивного тренинга. Естественно, она не является единственно верной. Существует много других способов снять эмоциональное перенапряжение. И я буду рада, если кто-нибудь поделится со мной своим опытом.


Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (3)

  дать свой комментарий
порядок:

Последние темы: Психоотстойник на игре: функции, организация, работа. | Все темы

комментарий   Психоотстойник на игре: функции, организация, работа. дать свой комментарий
  posadnik, 17.08.02 00:41, в ответ на: helgahelga, текст Психоотстойник на игре: функции, организация, работа.
  Дан Шахов, светлая ему память, с приятелем на "Ведьмаке" 199? года исполнял роль психоотстойника, играя гулей на кладбище. В основном, понижением напряженности общения до ниже некуда, и скорости общения вкупе. Это хорошо видно на кассете, как гули встречают гостей. Потом Дану лдействительно кто-то из съеденных (!) говорил, что "у вас, ребята, действительно, настоящий психоотстойник, пришла и отдохнула" ((с) по памяти, из комментариев Дана при просмотре той кассеты). Так что, любой монастырь без духовной экзальтации, любой хутор с размеренным житьем-бытьем, а главное - хороший ТОРМОЗ. Такой, чтобы было приятно опускаться до его скорости общения, а не нервничать от того, что он не успевает за тобой. ...

комментарий   Психоотстойник на игре: функции, организация, работа. дать свой комментарий
  sihaia, 07.07.04 11:50, в ответ на: helgahelga, текст Психоотстойник на игре: функции, организация, работа.
  Спасибо за текст. Очень важно знать, что проблемами игроков в РД стараются заниматься профессионально.
Поделюсь и нашими наработками, очень близкими к идее "психооотстойника" (единственно, что не нравится - название:психо вызывает ассоциацию болезни у любого человека, а про отстойник и говорить не приходится).
Мы уже 10 лет в авторском лагере ролевых игр "Кентавр" (Кострома) параллельно с педагогическаи организованной ролевой игрой и пытаемся осуществить психолого-педагогическую поддержку участнику РИ. Так, мы пришли к необходимости разделения времени на игровое и неигровое, чтобы у всех школьников (лагерь создан для них) была возможность выхода из игры, снятия эмоций и рефлексивного анализа собственных действий. Вместе с тем постоянно действует психологическая служба, куда участник РИ может придти в любой момент. Формы работы - самые разнообразные. Принципиальна задача: создание условий для обеспечения психологического комфорта в игре. А здесь и пройтись под руку по территории лагеря - проговорить игру, и сходить за водой для чая, и порисовать, и письмо написать, - все это действует в зависимости от типологии обратившегося и от формулируемой проблемы.
Важно, чтобы психолог был "отстранен" от игры: знал происходящие действия, но находился вне игровой ситуации.
Вместе с тем мы проводим ряд диагностик, позволяющим нам оценить готовность ребят к игре, субъективную оценку происходящих событий. На полигоне это вряд ли необходимо, но в наших условиях помогает не только работать с последствиями, но и предупреждать ряд ситуаций.
Кроме того, важно сотрудничество с мастерской командой, поскольку информация, поступающая от игроков по содержанию очень важна для того, чтобы сделать игру интересной для каждого. Наверное, Васе Пупкину б ...

комментарий   Психоотстойник на игре: функции, организация, работа. дать свой комментарий
  aradan, 13.07.04 11:01, в ответ на: helgahelga, текст Психоотстойник на игре: функции, организация, работа.
  Один из лучших и универсальных психоотстойников - костер полигонки.
Во первых - он не психо..., что хорошо - кто же сам пойдет к мозгоправу? Нужно очень сильно переехать и осознать это! А тут пришел - костерок, народ байки травит, ты историю свою про мастера-козла и игрока-дауна с этой игры рассказал, народ над байкой поржал, чаем угостил, и все хорошо!
Полезно как мастерам, так и игрокам!
Из парадоксальных, но очень действенных:
"Приют безумных" (игровой сумашеджший дом!) - за игру побывали большинство "ключевых" и властных персонажей - ибо никто не торогает.
Монастырь - спокойный, размеренный быт монастыря - великолепный способ "разгрузиться" не выходя из игры! Вообще, лучший психоотстойник - неявный, вписанный в ткань Игры - он и не вызывает "отторжения", но выполняет те же функции. Может дополнять и "реальный" - заметив, что дело плохо можно направить или иным способом подключить психолога для работы. Плюс - более мягкий и естественный контакт. Арадан. ...

TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог