10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [20.05.24]
текст   Саламандра / Форум комментариев дать свой комментарий Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати

 [все темы]   [лента] 

 Тема: Саламандра
Автор: аноним
Дата: 19.08.02 10:33
Исходный материал: текст Саламандра

Биологические особенности

Саламандра - сверхъестественное существо среднего порядка. Считается, что чаще всего она предстает в виде ящерицы или бескрылого дракона, некоторые исследователи утверждают, что она может появляться с фигурой, похожей на человеческую или собачью.

Еще одно свидетельство, дошедшее до нас, гласит: "У саламандры тело кошки, крылья с перепонками и змеиный хвост, а дыхание ядовитое." Ослепительно-белая, она бывает голубой или алой в зависимости от жара пламени, в котором она себя демонстрирует.

Саламандры способны жить в огне, поскольку у них очень холодное тело; (из-за этого в средние века стала символом борьбы с желаниями плотских утех.)

Саламандры считались наиболее ядовитыми из созданий; мифы утверждают, что их укус смертелен.

Ходят слухи что они способны превратить свинец в золото: поддерживая необходимую для этого температуру своим дыханием.

Саламандр можно встретить на склонах вулканов во время извержения, они также способны появиться по собственной воле в любом жарком пламени.

Саламандра бесполая. Живет в огне. Алхимики считали, что кровь Саламандры обладает чудодейственными лечебными свойствами и оказывает укрепляющее воздействие.

Психологические особенности:

Точных сведений нет. В уральских сказах встречается персонаж "Огневушка-поскакушка", по поведению очень напоминающий саламандру (см. также "Хозяйка Медной Горы").

Социальное устройство

Точных сведений нет.

Технологии

Сведений нет.

Источники сведений:

АНТИЧНОСТЬ

Плиний писал о поверье, будто саламандра выживала в огне, так как гасила его своим холодным телом -- сообщение, возможно, основанное на описании влаголюбивых земноводных, называемых огненными саламандрами из-за их яркой черно-желтой окраски.

Он также заявляет (История, кн.10), что саламандра столь холодна, что от соприкосновение с нею гаснет огонь.

В 21 книге он снова повторяет это, скептически замечая, что будь у нее и впрямь такое свойство, приписываемое ей колдунами, им бы пользовались для тушения пожаров.

В 11 книге упоминается о крылатом четвероногом животном "пираусте", живущем в пламени кипрских плавилен; стоит ей очутиться на воздухе и хоть чуточку пролететь, она падает замертво. Миф об этом забытом существе влился в более поздний миф о саламандре.

АЛХИМИЯ

В алхимической символике саламандры - духи стихии огня. Рождаясь в огне, они -- распространенный символ (в алхимической практике) очищающего свойства огня и серы.

Сицилийский врач Эмпедокл из Агригента сформулировал теорию четырех "корней всего сущего", разъединения и соединения коих, причиняемые Враждою и Любовью, образуют историю вселенной. Смерти нет, есть лишь частицы "корней", которые римляне позднее назовут "элементами", они-то и разъединяются. Эти "корни" - огонь, земля, воздух и вода. Они - несотворенные, и ни один из них не сильнее другого. Согласно этому учению, требовалось равенство всех четырех стихий. Коль есть животные на земле и в воде, должны существовать животные, обитающие в огне. Для престижа науки требовалось, чтобы существовали саламандры.

У четырех стихий, которые составляют и поддерживают жизнь мироздания и еще продолжают жить в поэзии и народной фантазии, - долгая и славная история, - писал Теодор Гомперц.

Точно так же и саламандра сохраняет свое тело от пожирающего пламени тем, что извергает соки из своего тела.

ГЕРАЛЬДИКА

В геральдике саламандра обычно обозначает храбрость и мужество, которым не может повредить огонь бедствий. В гербе Франка I Французского она символизировала покровительство доброму и уничтожение плохого.

Согласно народным поверьям, это не демоны, а призванные Богом хранители стихии.

ХРИСТИАНСТВО

Раннехристианский "Физиологус" саламандру называет "ящерицей", которая, однако, не живет в огне, а по своей природной склонности может тушить его.

Даже если она (саламандра) попадает в печь для отопления купальни, эта печь гаснет "Физиологус" также содержит не имеющее прикладного значения курьезное предание, согласно которому саламандра - холодная птица ("более холодная, чем все

другие птицы"), живущая в вулкане Этна и несгорающая. Может быть, это предание связано с превратным толкованием легенды о мифическом Фениксе.

Богословы приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти, а саламандру - как пример того, что живые тела могут существовать в огне.

В книге XXI "Града Божия" святого Августина есть глава с названием "Могут ли тела существовать в огне", и начинается она так: К чему стал бы я приводить тут доказательства, ежели не для того, чтобы убедить недоверчивых, что тела человеческие, наделенные душой и жизнью, не только не распадаются и не разлагаются после смерти, но бытие их продолжается среди мук вечного огня? Поскольку неверующим недостаточно того, что мы приписываем сие чудо всесилию Всемогущего, они требуют, чтобы мы это доказали каким-нибудь примером. И мы можем им ответить, что действительно существуют животные, создания тленные, ибо они смертны, которые, тем не менее, обитают в огне.

При таком толковании, подкрепленном рассуждениями Аристотеля, которое сохранил Цицерон в книге "De natura deorum" ["О природе богов" (лат.)], становится понятно, почему люди были склонны верить в саламандру.

В середине XII века в странах Европы распространилось подложное послание, якобы адресованное Протопресвитером Иоанном, Царем Царей, византийскому императору. В послании этом, представляющем собой перечень чудес, говорится о чудо-муравьях, добывающих из земли золото, и некой Реке из Камней, и о Море из Песка с живыми рыбами, и о гигантском зеркале, показывающем все, что происходит в королевстве, и о скипетре, выточенном из цельного изумруда, и о камешках, делающих невидимым или светящихся в темноте. В одном из абзацев сказано: В наших краях водится червь, называемый "саламандра". Саламандры живут в огне и делают коконы, которые придворные дамы затем разматывают и ткут из нитей ткани и одежды. Чтобы эти ткани очистить, их бросают в огонь.

О несгораемых тканях, которые очищаются огнем, есть упоминание у Плиния (XIX, 4) и у Марко Поло (XXXIX). Поло поясняет: Саламандра - не животное, а субстанция. Однако ему вначале никто не верил: ткани, изготовленные из асбеста, продавали под видом саламандровой кожи, и они были неоспоримым свидетельством того, что саламандры существуют.

Прикладное использование этого мифического животного символа христианами призвано служить подтверждением того, что история о "трех отроках в огненной пещи", рассказанная в библейской Книге Даниила, истинна, так как покровительство Божие являет собой не меньшую силу, чем природная склонность животного, в соответствии со словами из Книги Исаии: "Пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя (43:2)".

Саламандра также была христианским символом безупречного верующего, сопротивляющегося огню искушения; иногда -- символом целомудрия.

КНИГИ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

Саламандр называют также "вулканическими", и это означает, что от них происходят и менее чистые, смешанные существа, именуемые "поджигатели", "воспламенители".

Для неосведомленных: саламандра - это лишь огнеупорный драгоценный камень. По мнению натуралистов, есть такое животное, однако оно не наделено способностью жить в огне, но, благодаря своей хладнокровной природе и выделяемой влаге, может некоторое время находиться в огне.

Парацельс (1493-1541) считал, что эти огненные создания по самой своей природе не могут общаться с людьми, в отличие от водяных существ (ундины, мелузины), которые весьма расположены к ним.

Леонардо да Винчи полагал, что саламандра питается огнем и огонь помогает ей менять кожу.

На одной из страниц своей "Жизни" Бенвенуто Челлини рассказывает, что пятилетним мальчиком видел, как в огне резвилось существо, похожее на ящерицу. Он рассказал об этом отцу. Тот ответил, что это саламандра, и отколотил его, чтобы удивительное видение, столь редко доступное людям, запечатлелось в его памяти.

Саламандра. Маленькое земноводное существо, напоминающее ЯЩЕРИЦУ, которое, согласно средневековым бестиариям, не только не сгорало в огне, но даже имело силу гасить пламя - поверье, отмеченное ранее и Аристотелем, и Плинием. Потому она является атрибутом персонифицированного Огня (одного из ЧЕТЫРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ). Саламандра с девизом "Nutrisco et extingo" [лат. - "Питаю и гашу"] или "Notrisco al buono, stingo el reo" [итал. - "Я питаю хорошее .и уничтожаю плохое"] была эмблемой (impresa) Франциска 1 (1494-1547), короля Франции и покровителя искусств и литературы, и может изображаться в декоре французских королевских дворцов того периода.

ЭМБЛЕМАТИКА

Саламандра в огне - Я уничтожаю то, что могло бы уничтожить меня. - олицетворение доброго христианина, "который данной ему Божией Благодатью силою, может усмирять и разрушать пылающие греховные страсти, которые, в противном случае, погубили бы его самого". [EMSYI,таб.46-4,с.302]

Саламандра в огне(посреди пламени) - То, что уничтожает других, мне не вредит. - Символ нравственности и невиновности как защиты в печалях и бедствиях.

Огонь беды съедает наш порок

И возрождает к жизни добродетель.

[Эмблемата-2; табл.8-10, с.138]

Саламандра - Моя невиновность сохранит меня здесь. - Символ добродетели и невинности, позволяющих безболезненно пережить самые жестокие испытания.

Вооруженные добродетелью и невинностью,

Мы пройдем через испытание огнем без всякого вреда.

[Эмблемата-2; табл.17-12, с.175]

ЛИТЕРАТУРА

К образам саламандры и Феникса прибегают и поэты - как к поэтическому преувеличению. Например, Кеведо в сонетах четвертой книги "Испанского Парнаса", где "воспеваются подвиги любви и красоты":

Я, точно Феникс, яростным объят

Огнем и, в нем сгорая, возрождаюсь,

И в силе мужеской его я убеждаюсь,

Что он отец, родивший многих чад.

И саламандры пресловутый хлад

Его не гасит, честью в том ручаюсь.

Жар сердца моего, в котором маюсь,

Ей не почем, хоть мне он сущий ад.

Зарегистрированные факты жизни

Время появления на Земле неизвестно.

 ответить

 Автор   Тема   Дата 
 аноним
 
Текст
  Саламандра
 19.08.02 10:33 

Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог