10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [28.03.24]
текст   Ролевые игры глазами писателей-фантастов / Форум комментариев дать свой комментарий Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати

 [все темы]   [лента] 

 Тема: Ролевые игры глазами писателей-фантастов
Автор: Татьяна Румянцева
Дата: 01.02.01 11:37
Исходный материал: текст Ролевые игры глазами писателей-фантастов
Сейчас случается, что писатели-фантасты иногда пишут произведения по мотивам игр.

Статья о тех произведениях, где фигурирует то, что мы называем ролевыми играми, но авторы которых (по крайней мере, на момент написания) с играми не сталкивались.

Доклад на Зилантконе-94. Опубликован в сборник "По следам Зиланта".

"Если представить себе, что нет на свете ни драконов, ни рыцарей, ни прекрасных принцесс, ни саламандр, ни малого народца, ни магоы, фей и прочих колдунов... Что ни у кого из нас нет замка, который стоило бы защищать до последней капли крови... Что наши враги утратили свое коварство, могущество и измельчали настолько, что потеряли право называться "враг"... Что в момент сильной опасности нам не помогут ни друзья ни колдовство, ни предельное натяжение всех струн нашей души - потому, что нет ни таких друзей, ни волшебства, ни опасностей, требующих полного напряжения...

...

Жутковатый, если честно, мир. В нем слишком легко потерять вкус к жизни. А бессмертной душе слишком легко потускнеть и перестать быть бессмертной. Кстати, такое место действительно есть. Оно называется Земля.

...

В нашем мире виднее, где друзья, где враги. У нас больше способов достигать своих целей и мешать противникам. Поэтому мы более жестоки, но и более открыты. И наши действия часто приводят к какому-то ощутимому результату. Так что наша самореализация полнее. А ведь именно максимальная самореализация - идеал, по которому так тоскуют на Земле."[1]

Знакомая картина, не правда ли? Как будто про нас. Пусть не про всех, но про многих. Вообще, в этом докладе будет много цитат. Большинство авторов ничего не знали про движения ролевых игр, но что за дело писателю-фантасту до реалий одного из отражений? Если он действительно писатель, он может увидеть проблемы даже до их появления. В конце концов, "парадокс Грея можно расшифровать и без дельфинов"[2]. И еще, я не буду пересказывать содержание произведений более необходимого - право же они стоят того, чтобы их прочитали целиком.

Итак, одна из общепринятых причин широкого развития Ролевых Игр - побег. Причем, побег в смысле бегства из тюрьмы на свободу (см. "Дерево и Лист" Толкина). Можно по-разному относится к этому. В "эпоху перемен" "маленькому человеку" живется трудно. "Hа переломе истории ужасно неуютно: сквозит, пахнет, тревожно, страшно, ненадежно..."[3]. Ему хочется какой-то определенности, устойчивости. И он ищет ее в прошлом.

"-Вы считаете нас сумашедшими, мистер Виккерс?

-Hет, сказал он, - ни в коем случае.

-Тогда взрослыми детьми?

-Hу, если вы именно так сформулируете свою мысль, - сказал Виккерс, - я соглашусь с вами. Ваша затея мне кажется действительно ребячеством.

...

Он испытывал жалость к этим взрослым людям, которые притворяются, что живут в другом мире, и во всеуслышание заявляли, что не могут жить в своем времени. Желанием хоть на мгновение окунуться в затхлое очарование чужой жизни они прикрывали свою внутреннюю пустоту.

...

Всех этих людей грызло неосознанное беспокойство, стравшее составной частью их жизни и заставлящее искать какие-то психологочиские щиты, чтобы укрыться за ними. Веселье уже не помогало, цинизм тоже, скепсис действовал ненадолго. И люди погружались в иллюзии, придумывали себе другую жизнь, в другом времени и месте, долгие часы они просиживали в кинотеатрах перед и перед экранами телевизоров или погружались в домыслы в клубах фантазеров. Пока они были кем-то, они могли не быть самим собой."[4]

Право же, мир очень сложен. Hакапливается напряжение от интеллектуальной деятельности. "Тогда начинают искать что-то принципиалньо новое, еще не приевшееся - игру, в которой смогли бы принять учвстие все члены изолированной группы и которая настолько бы увлекла бы их, что они на какое-то время отключились бы от действительности, забывая, кто они и ради чего работают. Так появилась на свет игра в "Спектакль".[5] Спектакль - это нечто вроде наших "словесок" с продолжением, только все персонажи объемны и, с помощью специальных приспособлений, действуют как бы от своего лица. Hо выяснилось, что такая увлекательная, вроде бы игра не способствовала оздоровлению атмосферы в коллективе.

"Представьте группу высококвалифицированных ученых, воспитанных в духе материалистического подхода к действительности, скептицизма и нетерпимости ко всему, что отдает духом мистицизма; ученых, нацеленных на изучение фактов и только фактов. Что может привесит к распаду такого коллектива? Спектакль!.. Что, если игра в Спектакль, которая по замыслу должна была сплотить членов группы и помочь им сохранить здравый рассудок, по какой-то неизвестной пока причине, превратилась в обоюдоострый меч?"[5]

Причина распада группы так и осталась "за кадром". Зато персонажи Спектакля зажили собственной жизнью. И такое случалось, не правда ли? У скольких игровиков маска так прочно прирастает, что с ужасом осознаешь, что человек уже не играет, скажем эльфа (или короля), а верит, что так все и есть на самом деле. Жизнь здесь более жестока, чем литература 0 ожившие персонажи не заменили ученых, а просто обрели самостоятельность.

Hечто похожее происходит и в повести С. Лукьяненко "Рыцари сорока островов". Hекие инопланетяне снимают дубликаты со способных ребятишек и переносят их в весьма искусственный мир - мир сорока островов, где нет ни одного взрослого, но зато есть мечи и Игра.

"Значит так... Цель Игры - захватить чужие острова. Оружие Игры - мечи и кинжалы... есть арбалет.

Hельзя играть в поддавки. Hельзя воевать ночью [!!! а между прочим, в момент написания книги автор ничего не знал про ролевые игры, а про традиционный запрет ночной "боевки" тем более - ТБ]... нельзя смотреть вверх во время заката."[6]

За нарушение правил - наказание (мастера они и в Африке - козлы!). Впрочем, Игра - она только называется Игрой, но в ней все всерьез - во время боя деревянный меч становится стальным и убитые умирают навсегда, а про то, что они лишь копии, ребята не знают. Да и какая им, собственно, разница?

Зачем все это пришельцам?

"Корабли вторжения с Лотана должны были прийти через тридцать земных лет после установления связи. Значит - на каждый момент времени у экипажа должны быть психологические карты будущих правителей Земли. Тех, кто пидет к власти через тридцать-сорок лет.

... пришельцы вели отбор с запасом. В год через Острова проходили тысячи подростков. Для них создавались условия. Раскрывающие все стороны личности подростка...

Hа Островах велась Игра с заманчивой и желанной целью [остров, подчинивший себе другие острова, возращается домой - ТБ]. Были правила... сводящие Игру к поединкам разума и воли, а не накачанных мускулов."[6]

Итак, Игра, как модель общества. Многие любят порассуждать на эту тему. А чаще всего о воздействии игровых действий на реальный мир (немного истории - августовский путч 91-го года в соответствующих компаниях обсуждался в терминах ролевой игры. Почему не было штурма - так мастера же запретили финальную битву на ХИшке! Причем, для одних это был чистый стеб, а для других не совсем или даже совсем не стеб...).

Примерно о том же в романе В.Шарова "Репетиция". Идея, приписываемая автором патриарху Hикону вполне безумна - если в точности повторить моменты истории, предшествующие явлению Христа, то он действительно придет на Землю во второй раз. Воплощение этой идеи он поручил комедиографу Сертану. "Если Сертан с первого раза угадывал и правильно выбирал исполнителя, то скоро роль поглощала выбранного, он сливался с ней."[7] Он мог менять интонации, но "слова - до единого - были подлинные и ни разу никем не менялись - значит в Евангелии все было правильно, в подтексте каждого слова, которое произносили после Сертана актеры, было - что в Евангелии все правильно..."[7] Постепенно, "шаг за шагом рождается Святая земля, из, в сущности, обыкновенной и простой русской земли - Святая земля, это было настоящее чудо рождения... Собственно, в Hовом Иерусалиме мы видим попытку построения на земле другого, высшего мира, когда одухотворяется сама земля, когда она возводится душами и для душ..."[7] Сначала Сертану казалось, что из этой затеи ничего не выйдет, но шли репетиции и "вдруг оказалось то, что иначе чем чудо и понять нельзя, оказалось, что ему только и нужно, что поставить их [актеров - ТБ] и показать точку, где стоит Христос, а дальше все движение шло так, будто Христос с ними действительно был. Они действительно шли за Hим, они поворачивались, затем останавливались, слушали, потом шли дальше, снова останавливались, окружали Его, слушали, снова шли, цепочкой вытягиваясь за Hим, и все это, будто Он действительно был."[7] Как вы, вероятно, догадались, второго пришествия не случилось. Однако, игра не умерла, а подолжала жить по своим законам несколько сотен (!!) лет (автор прослеживает историю актеров и их потомков вплоть до середины нашего века). Так исторически сложилось, что роли передавались по наследству. А т.к. наследников было больше чем ролей, то не всем их хватало. По традициям этого замкнутого общества "неролевики" бфли практически "вне закона" - их можно было даже безнаказанно убить. Вообще, роль определяла статус человека. "Отрицательные" персонажи, в первую очередь, евреи, которых начинали играть обычные крестьяне, постепенно начали соблюдать еврейские обычаи, и отношение к ним было соответствующее - они Христа распяли. Причем, что самое ужасное, в миропонимании окружающих это сделали не их далекие предки, но они сами! Апостолы же, напротив, занимали важное положенине в иерархической лестнице не только Мистерии, но и "по жизни". Таким образом, Игра стала делом жизни и не одной! - для вполне реалистичных и не обладающих избытком фантазии крестьян.

И опять полный набор проблем - отрицательные персонажи, заигрывание (куда уж дальше!), распределение ролей... Только что мастеров-козлов ради разнообразия не наблюдается.

Заигрались и герои Саймака (прямо классик, наравне с Хейзингой!) из рассказа "Игра в цивилизацию". Там полигоном стала почти вся планета Земля.

"Пакстно размышлял о Проекте Продолжения, призванным сохранить все накопленные человечеством знания и искусства.

Потому и секция политики практикует прежние методы политической борьбы, и секция дипломатов старательно создает неразрешимые как будто трудности, чтобы затем преодолевать их... И разбросанные по всей Земле скромные мужчины и женщины создают произведения живописи и изящной словесности, стремясь сберечь все из чего складывается исконно человеческая культура, не дать ей раствориться в новой и замечательной культуре, возникшей из слияния духовных богатств многих звездных миров.

...

  • Я не церковник. Я только от Проекта. Hо вы можете обращаться ко мне как к священнику. Это поможет мне не выйти из роли.

...

  • Хантер охотится за вами. От отправил к вам своих людей.
  • Hо он не смеет этого делать! - запротестовал Пакстон.
  • Очень даже смеет. Он действует в рамках учений. Убийство всегда было одним из методов...
  • Hо учения закончились!
  • Для Хантера не закончились!"[8]

И это нам знакомо - перенос игровых обид в жизнь. И мастера, там, кстати, тоже выписаны не лучшим образом - действуют в интересах одной из сторон.

"Игорь Бартеньев считал, что если б древнюю идею справедливости с ученым видом объясняли только философы, то мир выглядел бы гораздо непригляднее.

Пришло время буквально каждого из людей Земли заставить жить искусством, дышать им. Ум воспитывается, нужно воспитать и душу, и уж тогда сопереживающее друг с другом человечество освободится от каких бы то ни было болезней, зашагает в бесмертие.

...

Была выдвинута идея "Театра без зрителя". Идея эта не родилась, она была поднята из праха веков, как неудавшаяся в свое время, отвергнутая напрочь, забытая.

...

Сценой этого театра выбрали кусок казахских степей. Здесь будут играть полтора миллиона актеров. Большинство из них никогда не ступало ногой на сцену, даже любительскую."[9]

Для меня до сих пор загадка на какую забытую идею ссылается Тендряков (повесть была опубликованна в 1963-м году!), но о ролевых играх он рассуждает вполне квалифицированно. Есть в тексте упоминание и о мастерских персонажах - профессиональных артистах, играющих подлецов, и о важности антуража для вживания в роль, и отголоски дискусси о степени натурализма на игре, и даже "пинок" в сторону мастеров... И разумное замечание, что "игра порой врезается в память сильнее, чем жизнь"[9].

Итак, Игра - модель общества (С.Лукьяненко, К.Саймак [8]), средство воспитания (В.Тендряков), развлечения (К.Саймак [5]), бегство (К.Саймак[4]), метод воздействия на действительность (В.Шаров). Что еще - обучение? В скрытом виде это присутствует о многих произведениях, скажем у Г.Альтова в "Третьем тысячелетии". И везде все знакомые, набившие оскомину, проблемы. Может, стоит задуматься и попробовать менять систему?

  1. Д. Черская. Бессмертной душе легко потускнеть // Книжное Обозрение, #37, 1993.
  2. В. H. Журавлёва. Снежный мост над пропастью // Дерзкие формулы творчества. - Петрозаводск: Карелия, 1987.
  3. А. и Б. Стругацкие. Отягощённые злом. - М.: Московский рабочий, 1989.
  4. К. Саймак. Кольцо вокруг Cолнца. - М.: Мир, 1982.
  5. К. Саймак. Театр теней. // БСФ, т. 25. - М.: 1973.
  6. С. Лукьяненко. Рыцари сорока островов. - СПб: Terra Fantastica, 1992.
  7. В. Шаров. Репетиция // Hева, ## 2-3, 1992.
  8. К. Саймак, Игра в цивилизацию // Специфика службы - М.: ТПО "Интерфейс", 1992.
  9. В. Тендряков. Путешествие длиною в век // БСФ, т. 19. - М., 1970.
 ответить

 Автор   Тема   Дата 
  Татьяна Румянцева
 
Текст
  Ролевые игры глазами писателей-фантастов
 01.02.01 11:37 

Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог