Сайт свободных игровых коммуникаций поддерживается МГ Александр VI |
[карта сайта] [login] [настройки] | [ пользователь : инкогнито ] [31.01.25] |
Написать редакторам |
Сейчас случается, что писатели-фантасты иногда пишут произведения по мотивам игр.
Статья о тех произведениях, где фигурирует то, что мы называем ролевыми играми, но авторы которых (по крайней мере, на момент написания) с играми не сталкивались. Доклад на Зилантконе-94. Опубликован в сборник "По следам Зиланта".
"Если представить себе, что нет на свете ни драконов, ни рыцарей, ни прекрасных принцесс, ни саламандр, ни малого народца, ни магоы, фей и прочих колдунов... Что ни у кого из нас нет замка, который стоило бы защищать до последней капли крови... Что наши враги утратили свое коварство, могущество и измельчали настолько, что потеряли право называться "враг"... Что в момент сильной опасности нам не помогут ни друзья ни колдовство, ни предельное натяжение всех струн нашей души - потому, что нет ни таких друзей, ни волшебства, ни опасностей, требующих полного напряжения... ... Жутковатый, если честно, мир. В нем слишком легко потерять вкус к жизни. А бессмертной душе слишком легко потускнеть и перестать быть бессмертной. Кстати, такое место действительно есть. Оно называется Земля. ... В нашем мире виднее, где друзья, где враги. У нас больше способов достигать своих целей и мешать противникам. Поэтому мы более жестоки, но и более открыты. И наши действия часто приводят к какому-то ощутимому результату. Так что наша самореализация полнее. А ведь именно максимальная самореализация - идеал, по которому так тоскуют на Земле."[1] Знакомая картина, не правда ли? Как будто про нас. Пусть не про всех, но про многих. Вообще, в этом докладе будет много цитат. Большинство авторов ничего не знали про движения ролевых игр, но что за дело писателю-фантасту до реалий одного из отражений? Если он действительно писатель, он может увидеть проблемы даже до их появления. В конце концов, "парадокс Грея можно расшифровать и без дельфинов"[2]. И еще, я не буду пересказывать содержание произведений более необходимого - право же они стоят того, чтобы их прочитали целиком. Итак, одна из общепринятых причин широкого развития Ролевых Игр - побег. Причем, побег в смысле бегства из тюрьмы на свободу (см. "Дерево и Лист" Толкина). Можно по-разному относится к этому. В "эпоху перемен" "маленькому человеку" живется трудно. "Hа переломе истории ужасно неуютно: сквозит, пахнет, тревожно, страшно, ненадежно..."[3]. Ему хочется какой-то определенности, устойчивости. И он ищет ее в прошлом. "-Вы считаете нас сумашедшими, мистер Виккерс? -Hет, сказал он, - ни в коем случае. -Тогда взрослыми детьми? -Hу, если вы именно так сформулируете свою мысль, - сказал Виккерс, - я соглашусь с вами. Ваша затея мне кажется действительно ребячеством. ... Он испытывал жалость к этим взрослым людям, которые притворяются, что живут в другом мире, и во всеуслышание заявляли, что не могут жить в своем времени. Желанием хоть на мгновение окунуться в затхлое очарование чужой жизни они прикрывали свою внутреннюю пустоту. ... Всех этих людей грызло неосознанное беспокойство, стравшее составной частью их жизни и заставлящее искать какие-то психологочиские щиты, чтобы укрыться за ними. Веселье уже не помогало, цинизм тоже, скепсис действовал ненадолго. И люди погружались в иллюзии, придумывали себе другую жизнь, в другом времени и месте, долгие часы они просиживали в кинотеатрах перед и перед экранами телевизоров или погружались в домыслы в клубах фантазеров. Пока они были кем-то, они могли не быть самим собой."[4] Право же, мир очень сложен. Hакапливается напряжение от интеллектуальной деятельности. "Тогда начинают искать что-то принципиалньо новое, еще не приевшееся - игру, в которой смогли бы принять учвстие все члены изолированной группы и которая настолько бы увлекла бы их, что они на какое-то время отключились бы от действительности, забывая, кто они и ради чего работают. Так появилась на свет игра в "Спектакль".[5] Спектакль - это нечто вроде наших "словесок" с продолжением, только все персонажи объемны и, с помощью специальных приспособлений, действуют как бы от своего лица. Hо выяснилось, что такая увлекательная, вроде бы игра не способствовала оздоровлению атмосферы в коллективе. "Представьте группу высококвалифицированных ученых, воспитанных в духе материалистического подхода к действительности, скептицизма и нетерпимости ко всему, что отдает духом мистицизма; ученых, нацеленных на изучение фактов и только фактов. Что может привесит к распаду такого коллектива? Спектакль!.. Что, если игра в Спектакль, которая по замыслу должна была сплотить членов группы и помочь им сохранить здравый рассудок, по какой-то неизвестной пока причине, превратилась в обоюдоострый меч?"[5] Причина распада группы так и осталась "за кадром". Зато персонажи Спектакля зажили собственной жизнью. И такое случалось, не правда ли? У скольких игровиков маска так прочно прирастает, что с ужасом осознаешь, что человек уже не играет, скажем эльфа (или короля), а верит, что так все и есть на самом деле. Жизнь здесь более жестока, чем литература 0 ожившие персонажи не заменили ученых, а просто обрели самостоятельность. Hечто похожее происходит и в повести С. Лукьяненко "Рыцари сорока островов". Hекие инопланетяне снимают дубликаты со способных ребятишек и переносят их в весьма искусственный мир - мир сорока островов, где нет ни одного взрослого, но зато есть мечи и Игра. "Значит так... Цель Игры - захватить чужие острова. Оружие Игры - мечи и кинжалы... есть арбалет. Hельзя играть в поддавки. Hельзя воевать ночью [!!! а между прочим, в момент написания книги автор ничего не знал про ролевые игры, а про традиционный запрет ночной "боевки" тем более - ТБ]... нельзя смотреть вверх во время заката."[6] За нарушение правил - наказание (мастера они и в Африке - козлы!). Впрочем, Игра - она только называется Игрой, но в ней все всерьез - во время боя деревянный меч становится стальным и убитые умирают навсегда, а про то, что они лишь копии, ребята не знают. Да и какая им, собственно, разница? Зачем все это пришельцам? "Корабли вторжения с Лотана должны были прийти через тридцать земных лет после установления связи. Значит - на каждый момент времени у экипажа должны быть психологические карты будущих правителей Земли. Тех, кто пидет к власти через тридцать-сорок лет. ... пришельцы вели отбор с запасом. В год через Острова проходили тысячи подростков. Для них создавались условия. Раскрывающие все стороны личности подростка... Hа Островах велась Игра с заманчивой и желанной целью [остров, подчинивший себе другие острова, возращается домой - ТБ]. Были правила... сводящие Игру к поединкам разума и воли, а не накачанных мускулов."[6] Итак, Игра, как модель общества. Многие любят порассуждать на эту тему. А чаще всего о воздействии игровых действий на реальный мир (немного истории - августовский путч 91-го года в соответствующих компаниях обсуждался в терминах ролевой игры. Почему не было штурма - так мастера же запретили финальную битву на ХИшке! Причем, для одних это был чистый стеб, а для других не совсем или даже совсем не стеб...). Примерно о том же в романе В.Шарова "Репетиция". Идея, приписываемая автором патриарху Hикону вполне безумна - если в точности повторить моменты истории, предшествующие явлению Христа, то он действительно придет на Землю во второй раз. Воплощение этой идеи он поручил комедиографу Сертану. "Если Сертан с первого раза угадывал и правильно выбирал исполнителя, то скоро роль поглощала выбранного, он сливался с ней."[7] Он мог менять интонации, но "слова - до единого - были подлинные и ни разу никем не менялись - значит в Евангелии все было правильно, в подтексте каждого слова, которое произносили после Сертана актеры, было - что в Евангелии все правильно..."[7] Постепенно, "шаг за шагом рождается Святая земля, из, в сущности, обыкновенной и простой русской земли - Святая земля, это было настоящее чудо рождения... Собственно, в Hовом Иерусалиме мы видим попытку построения на земле другого, высшего мира, когда одухотворяется сама земля, когда она возводится душами и для душ..."[7] Сначала Сертану казалось, что из этой затеи ничего не выйдет, но шли репетиции и "вдруг оказалось то, что иначе чем чудо и понять нельзя, оказалось, что ему только и нужно, что поставить их [актеров - ТБ] и показать точку, где стоит Христос, а дальше все движение шло так, будто Христос с ними действительно был. Они действительно шли за Hим, они поворачивались, затем останавливались, слушали, потом шли дальше, снова останавливались, окружали Его, слушали, снова шли, цепочкой вытягиваясь за Hим, и все это, будто Он действительно был."[7] Как вы, вероятно, догадались, второго пришествия не случилось. Однако, игра не умерла, а подолжала жить по своим законам несколько сотен (!!) лет (автор прослеживает историю актеров и их потомков вплоть до середины нашего века). Так исторически сложилось, что роли передавались по наследству. А т.к. наследников было больше чем ролей, то не всем их хватало. По традициям этого замкнутого общества "неролевики" бфли практически "вне закона" - их можно было даже безнаказанно убить. Вообще, роль определяла статус человека. "Отрицательные" персонажи, в первую очередь, евреи, которых начинали играть обычные крестьяне, постепенно начали соблюдать еврейские обычаи, и отношение к ним было соответствующее - они Христа распяли. Причем, что самое ужасное, в миропонимании окружающих это сделали не их далекие предки, но они сами! Апостолы же, напротив, занимали важное положенине в иерархической лестнице не только Мистерии, но и "по жизни". Таким образом, Игра стала делом жизни и не одной! - для вполне реалистичных и не обладающих избытком фантазии крестьян. И опять полный набор проблем - отрицательные персонажи, заигрывание (куда уж дальше!), распределение ролей... Только что мастеров-козлов ради разнообразия не наблюдается. Заигрались и герои Саймака (прямо классик, наравне с Хейзингой!) из рассказа "Игра в цивилизацию". Там полигоном стала почти вся планета Земля. "Пакстно размышлял о Проекте Продолжения, призванным сохранить все накопленные человечеством знания и искусства. Потому и секция политики практикует прежние методы политической борьбы, и секция дипломатов старательно создает неразрешимые как будто трудности, чтобы затем преодолевать их... И разбросанные по всей Земле скромные мужчины и женщины создают произведения живописи и изящной словесности, стремясь сберечь все из чего складывается исконно человеческая культура, не дать ей раствориться в новой и замечательной культуре, возникшей из слияния духовных богатств многих звездных миров. ...
...
И это нам знакомо - перенос игровых обид в жизнь. И мастера, там, кстати, тоже выписаны не лучшим образом - действуют в интересах одной из сторон. "Игорь Бартеньев считал, что если б древнюю идею справедливости с ученым видом объясняли только философы, то мир выглядел бы гораздо непригляднее. Пришло время буквально каждого из людей Земли заставить жить искусством, дышать им. Ум воспитывается, нужно воспитать и душу, и уж тогда сопереживающее друг с другом человечество освободится от каких бы то ни было болезней, зашагает в бесмертие. ... Была выдвинута идея "Театра без зрителя". Идея эта не родилась, она была поднята из праха веков, как неудавшаяся в свое время, отвергнутая напрочь, забытая. ... Сценой этого театра выбрали кусок казахских степей. Здесь будут играть полтора миллиона актеров. Большинство из них никогда не ступало ногой на сцену, даже любительскую."[9] Для меня до сих пор загадка на какую забытую идею ссылается Тендряков (повесть была опубликованна в 1963-м году!), но о ролевых играх он рассуждает вполне квалифицированно. Есть в тексте упоминание и о мастерских персонажах - профессиональных артистах, играющих подлецов, и о важности антуража для вживания в роль, и отголоски дискусси о степени натурализма на игре, и даже "пинок" в сторону мастеров... И разумное замечание, что "игра порой врезается в память сильнее, чем жизнь"[9]. Итак, Игра - модель общества (С.Лукьяненко, К.Саймак [8]), средство воспитания (В.Тендряков), развлечения (К.Саймак [5]), бегство (К.Саймак[4]), метод воздействия на действительность (В.Шаров). Что еще - обучение? В скрытом виде это присутствует о многих произведениях, скажем у Г.Альтова в "Третьем тысячелетии". И везде все знакомые, набившие оскомину, проблемы. Может, стоит задуматься и попробовать менять систему?
Рекомендации
Комментарии (0)
Предыдущий Случайный Следующий Каталог |