10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [19.04.24]
Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Написать редакторам
/ Для ролевика / Для мастера игры / Статьи и тексты / Материалы Александра-6 и Заброшенного Замка / Теория и практика / Взгляд сверху или немного теории / Завоевание рая как принцип создания ролевой игры
текст   Ролевая игра, как форма деятельности: определение, формирование направлений развития Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати
Тезисы к докладу
23.01.2002, Зубарева Юлия
Рекомендации: +:0     :0

Ролевая игра существует только применительно к присутствию внутри игрового пространства человека. Соответственно с этим будет проведена типология деятельностного участия человека в этом пространстве.
Первым видом участия является поведение относительно игры, являющееся формой. То есть сама ролевая игра для человека является формой. Подобное взаимоотношение легко прослеживается по типичности ролей, играемых на разных видах игр. Так файтер на любой игре остается файтером (на исторической, в жанре «фэнтези» и так далее).
Вторым видом участия является поведение в виде деятельности. При этом ролевая игра является, скорее, поводом для творческого акта. При этом ценностью в игре обладает рассчитанное на внешнее восприятие поведение.
Третьим видом ролевого поведения и восприятия является ролевая игра как форма деятельности. При этом ролевое поведение принимает доминирующую позицию и человек легко адаптируется в любой ситуации внутри игрового пространства.
Внутри игрового пространства на данный момент существуют методики, формирующие все три типа поведения. В зависимости от цели, устанавливаемой перед игрой, при создании проекта, формируется преобладающее поведение относительно игры.
Первый тип игр: игры, моделирующие социальные отношения. Это является их основной целью. Для выполнения этой цели максимально адекватным является тип поведения, определяемый как форма. Под моделированием социальных отношений понимается такой тип введения в пространство игры, при котором основным механизмом, «погружающим» человека в игровое пространство, является введение его в те виды деятельности, которые обеспечивают и обозначают его социальную принадлежность. Это «блочные» игры, в которых подробно моделируется экономика, медицина, образование и так далее. Для этих игр сохраняются условия адекватности взаимодействия «блоков» - описание этих блоков должно быть выдержано в одном стиле и заложены одинаковые элементы ведения.
Описанный тип игр можно широко использовать в качестве обучающих, в том числе – в рамках приобретения опыта построения отношений (коммуникаций). Однако следует заметить, что внутри данного игрового пространства человек остается закрытой системой, которую можно единственно только адекватно включить в работу общего механизма.
Второй тип игр: геденестические. Игровая деятельность является по сути своей абсолютно свободной формой деятельности. Если человеку не нравится играть – он не играет. Геденестическими названы те игры, основной задачей которых является принесения удовольствия. Это эпикурейский по своей сути вид игрового поведения. К нему относятся «отыгрышные» игры. Не по прямому целеполаганию, а, скорее, по эффекту, этот тип игр призван побуждать к реализации творческий потенциал. Это происходит как проявление собственно деятельностного ролевого поведения. В этих играх уже не является обязательным условием создание жестких социальных рамок для персонажей. Они в большей степени рассчитаны на индивидуальную деятельность. Соответственно при создании правил для этого типа игр во главу угла ставится именно пробуждение творческого потенциала индивидуума, переход участника из состояния закрытой системы в открытое состояние.
Третий тип игр: условное название – метафизические. Они раскрывают в процессе нахождения внутри игрового пространства закономерности строения мира. Формируются при преимущественном виде ролевого поведения как формы деятельности. В этом типе игр человек становится законодателем мироустройства, элементом мира в целом (а не конкретного социума, как в первом типе игр). Он получает максимальную свободу для своей деятельности, но и максимальную ответственность.
Игровое пространство может быть создано с включением в него всех трех типов игр. При этом принцип построения самого пространства может быть точечным, векторным, блочным – любым. Единственное общее условие определяется целью игры.
Три типа ролевого поведения имеют не одинаковое соотношение собственно ролевого поведения с социальным поведением. Очевидно, что в первом типе социальное поведение определяет поведение ролевое. Во втором типе игрового поведения оба вида деятельности равновесны для структуры личности. При третьем типе ролевое поведение начинает определять поведение социальное (человек приобретает опыт внутренней свободы и применяет его к поведению в социуме). Отдельно стоит тип поведения без разделения на социальное и ролевое. При этом поведение может быть только социальным (у человека просто нет другого опыта). В случае же переноса ролевого поведения за рамки игрового пространства, этот тип поведения становится средством преобразования пространства.


Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог