/ Для ролевика
/ Для мастера игры
/ Статьи и тексты
/ Материалы Александра-6 и Заброшенного Замка
/ Теория и практика
/ Авторские материалы
/ Материалы сайта Петра Скулачева
/ Мнения
|
|
О современном феодальном мышлении
|
|
16.09.2002
О современном феодальном мышлении
Подавляющие большинство проводимых сегодня ролевых игр - игры по средневековью
и псевдосредневековью с ярко выраженной феодальной схемой отношения как
между командами, так и внутри отдельной команды. Что же так привлекает
мастеров и игроков в феодальной схеме и какое действие оказывает эта схема
на способ мышления игроков?
Главное, что бросается в глаза - стремление узаконить и признать главенство
принципа неравенства возможностей. Феодально мыслящий игрок не может понять
как его, великого мага, мог убить неизвестно кто, подкравшийся сзади с
кинжалом. В представлении этого игрока этот самый неизвестно кто не может
покушаться на великого мага - просто не имеет права ибо маг - "дворянин",
а воин - "простолюдин". Разве не отсюда идут многочисленные разборки с
мастерами ("как же так, мы же Лориэн, а нас "вынесли" - Самарские ХИ-93),
разве не отсюда возникает комплекс победителя - игрок нормально реализует
роль только до тех пор, пока это удается, а при малейшем проигрыше - ударяется
в неигровые приемы и разбирательства. Отсюда же, как мне кажется, и вытекает
стремление игроков при решении игровых проблем уйти из реальной области
в виртуальную. Главное, чтобы решение проблемы определялось не твоими способностями
и умениями, а "благородностью" - некоторыми правами, закрепленными за тобой
по праву рождения или полученными "за заслуги". Причем конфликт должен
быть разрешен не участниками, а некоторой третьей, "мастерской" стороной,
которая разрешит его не путем компромисса (т.е. снятием каждой из сторон
части своих требований), а решит, кто "благородней", и заставит проигравшего
отказаться от всех своих притязаний.
В обычной жизни это стремление проявляется в "политкорректности" в Америке
и "защите отечественного товаропроизводителя" (пусть все население ездит
в плохих и ломающихся автомобилях - зато "благородные" автозаводы получат
сбыт) в России, а в игровой - в повальном стремлении игровой тусовки быть
записанным в "Старшие Народы" или получить игровые имена "великих". На
мой взгляд, это вызвано тем же стремлением получить права и привилегии
"по праву рождения", а не заработать уважение и почет делом. Люди, ориентированные
на "родословный" метод решения конфликтов, абсолютно не готовы к состязательности
и свободе принятия решений. Они не готовы самостоятельно отстаивать свои
права и свое мнение, а предпочитают делегировать это какому-нибудь могущественному
(по мере возможностей и амбиций) покровителю - клану, который обладает
достаточными "правами рождения" для абсолютного (т.е. не подразумевающего
компромисс и отказ от части притязаний) решения проблемы. Но только вряд
ли случайно со словом "клан" почти всегда появляется эпитет "мафиозный".
И еще один аспект феодальной схемы отношений - разделение ответственности.
В феодальной пирамиде сюзерен отвечает за действия своего вассала. В современной
жизни такое разделение трансформируется в полную безответственность. "Вассал"
не задумывается о последствиях своих действий, все равно отвечать будет
сюзерен, а, поскольку они в одной мафии, то между собой уж как-нибудь договорятся.
А что касается принципиальных и ответственных решений - так их должны принимать
и принимают "боссы", чего мне беспокоится! Не правда ли знакомое рассуждение?
Отсюда и берутся "тормозящие" на игре люди, привыкшие быть без вводных
или сваливать их выполнение на капитанов, а самим "маньячить" да пить водку,
а в обычной жизни - "пофигисты", ждущие, что там, наверху, решат "как правильно",
а самим делать ничего не надо. В лучшем случае - это недобросовестное выполнение
работы (с мотивацией, например "низкая зарплата", но разве добросовестность
и профессионализм как-то меняются в зависимости от зарплаты, а не от человека?),
а в худшем - "Когда пришли забирать евреев, я не протестовал - я же не
еврей. Когда пришли забирать диссидентов, я не протестовал - я же не диссидент.
Когда пришли за мной, я хотел протестовать, но уже некому было меня слушать...".
Итак, два страшных аспекта феодальной схемы отношений, исподволь и неявно
действующих на ее участников - решение проблем не компромиссом и разбирательством,
а по "правам рождения" и сваливание ответственности "наверх" с воистину
бараньей готовностью к подчинению. Не пора ли закончить воспитывать господ
и рабов?
П.С.
Рекомендации
Комментарии (0)