10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [29.04.24]
Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Написать редакторам
/ Для ролевика / Для мастера игры / Статьи и тексты / Материалы Александра-6 и Заброшенного Замка / Теория и практика / Организационные аспекты ролевых игр / Радиосвязь на полевых играх
текст   ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗИ НА ПОЛЕВЫХ ИГРАХ Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати
Доклад был прочитан на Зилантконе 2001
Авторы :
Алексей «Ставр» Иванцов
Константин «Грек» Храменков
Екатерина Каракулина
02.04.2003, Иванцов Алексей (Ставр)
Рекомендации: +:0     :0

Алексей «Ставр» Иванцов

Константин «Грек» Храменков

Екатерина Каракулина

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗИ НА ПОЛЕВЫХ ИГРАХ

(Доклад на Зиланткон-2001)

«Ты скажешь: "Мне не надо спасительных слов,

Их своих y меня, как гpязи.

Мне не надо ни стен, ни гвоздей, ни холстов,

Слышишь, дай мне канал связи!»...»

Олег Медведев

Марш небесных связистов

Сейчас, когда вы читаете или слушаете этот доклад, вспомните и меня, Ставра, который в восьмой раз не смог попасть на Зилант. Что ж, говорят, что девять- счастливое число...

В настоящее время на полевых РИ средства связи применяется для обеспечения обмена информацией между мастерами и управления игрой в реальном масштабе времени. Понятийный аппарат управления игрой великолепно, хотя и не бесспорно, прописан в докладе клуба «Варяг». Однако, ввиду того, что применяющие средства связи мастера зачастую не владеют минимальными знаниями об организации и дисциплине связи, имеющийся комплект радиосредств используется неэффективно. Я не стану упоминать игры других мастеров в других городах, а приводить примеры буду только из воронежского опыта игр. Это делается сознательно, потому что будучи на игре игроком, просто не имеешь возможности полно и беспристрастно оценить аспекты организации связи в масштабах всей игры, а по наблюдаемому кусочку делать достаточно широкие выводы некорректно. Задачами данного доклада являются:

  1. обоснование принципов организации системы радио- и проводной связи на полевых играх и потребного комплекта средств связи;
  2. разработка основных правил радиообмена;
  3. донесение всего этого до широкой игровой общественности.

В ходе доклада я постараюсь избавить слушателей (читателей) от чрезмерных технических подробностей, однако приведу краткое описание использованных методов исследования, как могущих быть полезными и в других случаях.

Методика обоснования принципов системы связи на игре включает в себя три последовательные процедуры:

  • формализованную процедуру генерации исходного множества вариантов организации системы связи, основанных на различных принципах, технической базе, схемах организации и затратах;
  • процедуру оценки эффективности соответствующих вариантов, а также оценку их стоимости;
  • формализованную процедуру выбора целесообразных вариантов построения системы связи по критерию максимума эффективности при условии равенства (близости, соизмеримости) затрат.

Для реализации процедуры генерации исходного множества альтернативных вариантов организации связи используется формализованное описание системы связи как совокупности характеристик и организационно-технических решений в виде ролевых фреймов. (К ролевым играм отношения не имеют!) Наполнение слотов фреймового описания конкретным содержанием, обеспечивающим достаточно полный охват возможных альтернативных вариантов, осуществлялся на основе анализа известных игр, возможностей средств связи и собственного опыта.

Для обоснования потребного комплекта средств связи и оценки эффективности использовался математический аппарат теории массового обслуживания и методический подход, используемый для оценки эффективности общевойсковой радиосвязи в тактическом звене управления, как наиболее соответствующий условиям полевых игр.

Заполнялись следующие слоты с возможными их значениями:

  • способ организации системы связи (с главной радиостанцией, без главной радиостанции);
  • использование проводных средств связи (используются, не используются, используются ограниченно);
  • предполагаемая интенсивность радиообмена (низкая, средняя, высокая);
  • масса средства связи (до 1 кг, 1-5 кг, 5-10 кг, более 10 кг);
  • плечо и интенсивность перемещений (отсутствует, низкая, средняя, высокая);
  • мощность (0,5-2Вт, 2-10 Вт, более 10 Вт);
  • размеры полигона (1 кв. км., 4 кв. км., 9 кв. км, 16 кв. км.);
  • число команд (до 5, до 15, свыше 15);
  • наличие отдельных кабака/мертвятника (есть, нет );
  • продолжительность игры (1-2 суток, 3-4 суток, 5 и более суток);
  • диапазон средств связи (27 МГц, 144 МГц, другой);
  • возможность подзарядки аккумуляторов (есть, нет).

С учетом отбрасывания на этапе генерации логически противоречивых вариантов рассматривалось около тридцати возможных вариантов организации системы связи. Опуская технические подробности, представлю наиболее, на мой взгляд, эффективные варианты для основных типов игр.

Малая игра. Продолжительность 1-2 суток. Число играющих- до 50 человек. Число команд- до 5. Размер полигона- 1-4 кв. км. Число мастеров- до 5 человек. Число потребных радиостанций- 2-4. Развертывание проводной связи не требуется. Связь организуется на средствах гражданского диапазона мощностью 0,5-2 Вт. Подзарядка и смена питания не требуется.

Средняя игра. Продолжительность 3-4 суток. Число играющих- до 150 человек. Число команд- до 15. Число мастеров- до 20. Число потребных радиостанций- 7-10. Развертывание проводной связи возможно. Связь организуется на средствах гражданского диапазона мощностью 0,5-2 Вт. Главная радиостанция до 10 Вт. Подзарядка и смена питания может потребоваться.

Большая игра. Продолжительность более 5 суток. Число играющих- свыше 150 человек. Число команд- свыше 15. Число мастеров- 15-40. Число потребных радиостанций- 15-20. Развертывание проводной связи возможно. Связь организуется на средствах гражданского диапазона мощностью 0,5-2 Вт или выше. Главная радиостанция до 10 Вт. Подзарядка и смена питания обязательна..

Теперь представлю некоторые практические рекомендации, полученные на основании собственного, во многом горького опыта.

Диапазон средств связи оптимален 27 МГц (Си-Би, или гражданский). Если не очень далеко город, по нему можно связаться при (тьфу-тьфу-тьфу) несчастных случаях, а длина волны обеспечивает удовлетворительное прохождение волн по лесу. Кроме того, если их покупать, то они несколько дешевле.

Не гонитесь за наворотами. Чем меньше органов управления, тем лучше. Меньше вероятности, что что-нибудь сдвинется/собьется/повернется в ходе игры, и несчастный мастер в самый нужный момент останется без связи. Опять-таки меньше простора для шаловливых ручонок. Вообще, идеально на рациях полевых мастеров установить требуемые значения, после чего снять ручки регулировки.

Хорошо бы, особенно если игра идет вблизи мегаполисов (Москва, Питер), иметь на радиостанции разрешения. Но если их нет, не расстраивайтесь. В большинстве областных городов местное управление Госсвязьнадзора не имеет сил и возможностей организовать контроль даже в городах. Опять-таки дальность действия используемых на играх радиостанций невысока. Так что шансы, что вас запеленгуют и уестествят, исчезающе малы.

В качестве главной станции лучше всего иметь армейскую, типа Р-107, Р-109 или аналогичные. Весит она конечно, много, зато зарядки аккумуляторов хватает даже на большую игру, сломать ее почти невозможно, а дальность связи она дает до 10-12 км. Имеет переключение уровня мощности. Идеальная штука для стояния в мастерятнике, мертвятнике и т.п.

Вообще, использование военных средств связи весьма обосновано. Воинских частей в любом конце страны много, и достать там что-либо на время и/или насовсем не особенно затруднительно. А армейская техника рассчитана на использование ее бойцами Красной Армии, по уровню умственных способностей недалеко ушедших от наших ископаемых предков. Поэтому сломать ее достаточно сложно. Опять-таки, если есть возможность, можно попытаться достать радиостанцию типа Р-160-П (не путать с Р-160, которая на машине). Она помещается в нагрудный карман х/б, уверенно работает на дальности до 2 км и не боится сырости, а выполнение ее в металлическом корпусе весьма приятно.

Не могу советовать относительно конкретных типов радиостанций, ибо их сейчас очень много, а пользуются обычно тем, что удастся достать. Однако очень хороши «Беркуты», ввиду простоты управления, доступной даже девушкам с филологическим образованием и непостижимой экономичности. За четверо суток не пришлось менять батарейки (6 шт.), притом, что они использовались еще одну игру до того.

Чтобы сэкономить и покрыть некомплект средств связи, на средних и больших играх целесообразно разворачивать проводную связь. Аппараты телефонные обычные армейские, типа ТА-57, пакетных батарей в них хватает на неограниченное время. Естественно, что проводные линии должны разворачиваться между мастерятником и теми неподвижными объектами, которые должны иметь связь непосредственно с ним, как-то: кабак, мертвятник, скотобаза. Наиболее серьезной проблемой является доставание нужного количества кабеля. Армейский таки тяжеловат, а тонеькая телефолнная лапша стоит порядка рубля за метр.

Крайне рекомендую для мастеров, вращающихся среди игроков, пользоваться гарнитурами с наушниками. Ибо мастерская информация, доносящаяся из динамика, слышна на достаточном расстоянии, что приводит к утечке.

Не все рации постоянно должны быть на дежурном приеме. Соблюдение этого правила сэкономит вам уйму денег за батарейки. Постоянно на приеме должна быть главная станция с сидящим у нее главмастером, а в его отсутствие- дежурным. Остальные вызывают ее по необходимости, а каждые полчаса включаются в дежурный прием на пять минут для прослушивания общих новостей и получения задач. Главмастер, уходя гулять по полигону, находится на приеме постоянно.

Теперь о затратах. Затраты на собственно радиостанции я опускаяю, ибо это весьма индивидуально. В одном месте их можно взять на месяц за бутылку, в другом- на неделю рублей по двадцать за штуку в день. Основные затраты составляет питание. Не гонитесь за дешевизной. Если рации питаются батарейками, то лучше брать алкалиновые. В пересчете на обеспечиваемое время работы получиться раза в два дешевле. При цене алкалиновой батарейки от 10 до 15 рублей запитка комплекта из 10 станций типа «Беркут» обойдется в сумму от 600 до 900 рублей. Казалось бы, можно купить обычные батарейки по 3 рубля за штуку и заплатить 300 рублей, но на тот же срок работы потребуется порядка 4-6 комплектов, что составит сумму 1200-1800 рублей.

Разработка основных правил радиообмена проводилась на основе «Наставления по радиосвязи в СА и ВМФ», а также трудов С. Толченова и собственного опыта. Примерные правила радиообмена, используемые на воронежских играх, приведены в приложении..

Ну, вот вроде, и все. Если кто-нибудь может дополнить или уточнить, буду рад.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Наставление по радиосвязи Вооруженных сил СССР.- М., ВИ, 1960 или 1989.
  2. Правила ведения радиосвязи на игре «Дивногорье-98».
  3. Памятка по правилам радиообмена Славы Толченова.
  4. Минский М. Фреймы для представления знаний.- М., Энергия, 1979.
  5. Поспелов Д.А. Логико-лингвистическое моделирование в системах управления.- М., Энергоиздат, 1981.
  6. Лифшиц А.Л., Мальц Э.А., Статистическое моделирование систем массового обслуживания.- М., Советское радио, 1978.
  7. Доклад по управлению игрой, по слухам, клуба «Варяг».
  8. М.П. Долуханов. Распространение радиоволн.- М., Связь, 1972.

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог