10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [19.04.24]
текст   Снова выкидыш. Или аборт? / Форум комментариев дать свой комментарий Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати

 [все темы]   [лента] 

 Тема: Снова выкидыш. Или аборт?
Автор: Игорь Семенов
Дата: 29.10.01 10:27
Исходный материал: текст Снова выкидыш. Или аборт?
Субъективнейшее изложение истории не родившегося младенца с громким названием Ролевая Академия

Снова выкидыш. Или аборт?

Субъективнейшее изложение истории не родившегося младенца с громким названием Ролевая Академия

Ролевым новаторам будущего - предостережение

Зиммель говорил: "Нет ничего проще отрицания. Вот почему масса, составные части которой не в состоянии согласовать стоящие перед ней задачи, обретает это согласие в отрицании". Было бы бесполезно побуждать массы к поискам позитивного мировоззрения или к критическим умонастроениям, ибо они попросту этим не обладают; все, что у них имеется, - это сила равнодушия, сила отторжения. Они черпают свои силы лишь в том, что изгоняют или отвергают, и, прежде всего, это - любой проект, превосходящий их понимание, любая категория или рассуждение, которые им недоступны. В этом есть элемент хитрой философии, источником которой служит наиболее жестокий опыт - опыт животных или крестьян: нас-то уж больше не надуешь, мы-то себя в жертву "светлому будущему" не принесем. С такого рода общественным мнением может спокойно сосуществовать глубокое отвращение к общественному порядку...

Жан Бодрияр. Прозрачность зла.

Идея Ролевой Академии пришла мне в голову в феврале 2001 года. До этого в частных беседах обсуждалась возможность присуждения "ролевых оскаров" как забавное развлечение не без пользы, позднее по случаю оБсуждался механизм вручения "гунтаровского" Дюрандаля в виде примера того, как можно опорочить любую разумную идею. Собственно поводом послужил первый Мастер-Зилант. Именно в переписке с казанцами, а конкретно - с Фангорном, и родился "из ничего" первый набросок проекта. Поводом, опять же, послужила мысль не осуждать, а предложить альтернативу - изменить, то бишь улучшить, порочный механизм премирования "Дюрандалем". Почему нет? Я подумал - предложил.

Идея меня незаметно захватила. Показалось, что через организацию в нете механизма анализа и обсуждения игр и проектов можно выйти на прообраз профессиональной ролевой (мастерской) общности, в которой, конечно, все думающие люди нуждаются. Идея казалась безобидной и в корне отличной от других подобных проектов, связанных с необходимостью социальной организации части ролевиков, к чему, конечно, никто не готов - это-то я понимал. Да и казалось бы - всего лишь обмен информацией, позициями и голосование - все. Чего уж сверх трудного и настораживающего?

Обсуждение на Мастер-Зиланте скорее вдохновило, нежели разочаровало. В целом проект поддержали, в том числе "видные деятели ролевого движения", хотя были и сомнения по форме реализации. Первым эхом будущего грома, как оказалось, стал неожиданный (для меня) отказ Александра 6, в лице, в первую очередь его лидера Обручева, "впрячься" в проект. У меня не уложилось в голове, как можно взять проект на сайт, с целью раскрутки сайта, и в тоже время дистанцироваться от него как мастерская группа. Тогда я не понял причин такой осторожности, мне она показалась скорее легкомысленной, чем по животному мудрой. Я отмахнулся, хотя уже в переписке с Гришиным умудрился поскандалить из-за равнодушного роздолбайства при открытии страницы проекта на сайте и дистанцировании от проекта "Александров".

Следующее разочарование меня постигло, когда оказалось, что ряд "видных ролевых деятелей", которые вроде взяли на себя какую-то часть презентации проекта "в своих кругах" на это забили, по разным причинам. Я все больше оказывался в неприятной ситуации, от которой всячески и безуспешно пытался уйти, - что проект "мой". Безусловным условием реализации проекта было одно - то, что он нужен кому-то. И именно те, кому он нужен, и должны были сформулировать его физиономию. Последнее, что мне хотелось - это тащить все на себе. Но логика ситуации сделала меня своим заложником. Взялся за гуж - не говори, что не дюж. (На самом деле действительно не дюж). Знал бы я в начале, что хоть толику потрачу из тех сил и нервов, что растранжирил на это - в жизни бы не стал ничего затевать. Да и не думал я, что "затеваю" - я просто предложил, и вроде все говорили - "давай, давай!" - но это, как оказалось, вместо того, что самим что-то делать.

Убедившись в том, что ничего никуда не движется, я решил самолично провести широкую рассылку по тем электронным адресам, которые смог найти - тех людей, которые могли бы по идее, помочь своим опытом и авторитетом становлению Академии как чего-то стоящего во всех смыслах. Подавляющее число этих людей ничего не ответили, но кое-кто откликнулся и в процессе переписки все они, наконец, сформировали костяк Инициативной группы Ролевой Академии (ИГ РА), представлявлявшей 13 городов РФ. В принципе этого было достаточно, чтобы начать работу с надеждой на успех. Большинство участников ИГ РА имели определенный авторитет в движении, значительный опыт организации игр, а главное - это были приличные люди, с которыми было приятно работать.

Потребовалось огромное количество усилий, чтобы как-то корректно, продуманно начать свою деятельность. На мой взгляд, за два месяца тяжелой коллективной работы были таки разработаны и приняты основополагающие принципы работы не только ИГ РА, но и будущей Академии в целом. Они есть в Приложениях, так что не буду на них останавливаться. Фактом стало то, что мы завязли в формальностях. Я хорошо знал, что без разработки основополагающих принципов и механизмов работы в дальнейшем будет набито столько шишек, что они могли бы просто развалить будущую работу. Поэтому упорно добивался того, чтобы эти ловушки были "обнесены" перилами. В принципе, не смотря ни на что, это работа была таки сделана. Но это была пиррова победа. Эта работа утомила народ и, вероятно, весьма охладила пыл. Но не это стало решающим. Решающим стало другое. А именно та вакханалия, которая была развернута на сайте А6 против проекта. И лезть в эту грязь уже никому особо не хотелось.

Учитывая то, что лазить по архивам этой длительной скандальной полемики вряд ли кто захочет, перескажу свои общие впечатления с сегодняшних позиций. Ну, во-первых, я оказался не готов к ней. Для меня выгоды Академии для ролевого движения были столь очевидны и разнообразны, что я ни как не мог понять, да и сейчас не до конца понимаю, что может побудить здравомыслящего ролевика к активной борьбе против нее заранее - когда она себя еще НИКАК не проявила. И это мое изумление и недопонимание привело к тому, что я вступил таки в эту полемику, пытался объяснить проект, объяснить причины столь агрессивных наездов на еще не рожденное дитя, в обиде даже пытался отвечать ударом на удар. Это уж было совсем ни к чему. Собственно с этим всем связан первый урок, который я считаю очень важным и смысл которого я хотел бы донести до будущих "реформаторов" ролевой ситуации.

Суть проблемы в том, чтобы попытаться объяснить феномен интеллектуального "терроризма" в движении. То есть того странного факта, что всегда находятся крайне агрессивные, активные люди, которые, не считаясь ни с чем, бросаются топтать любой новый проект, если он хоть сколько-нибудь серьезен и затрагивает их интересы. Как одно общее явление я этот феномен не рассматривал, ограничиваясь попытками объяснения личных мотивов, побуждающих людей в каждом конкретном случае к этому "террору". Это ни к чему не приводит. Всегда найдутся люди, и у них у всех будут свои весьма разные причины, чтобы идти на это. По большому счету личные побудительные мотивы не важны. Они затемняют феномен сам по себе. А важно осветить само явление.

У меня сложилось стойкое убеждение, что когда мы спорили (так сказать, а точнее просто шла война) - мы говорили о разных вещах так, как будто это одно (хотя даже названия были разные - РА и РАК - черно-пиаровское изобретение одного из полемистов), и нисколько эта ситуация не менялась. Мы не хотели встать на позицию друг друга и, конечно, понять друг друга не могли. Террорист видел в Академии "Зверя" и "зверски" нападал на мировое зло. Соответственно воочию видя эти звериные рога на террористе, я с трудом и не всегда сдерживался, чтобы не ответить тем же - ведь это естественно - бороться со Злом. Суть терроризма именно в этом. Террорист - это провокатор. Провокатор Зверя. Он видит его и он его вызывает, взывает к нему, когда бросается на того, в ком он "сидит". И очень трудно тогда удержать его в себе тому, на кого нападают. А когда не удерживают - тогда и проявляется то, что террорист то, оказывается, был прав! И бес становится героем. Единственная форма адекватной борьбы с терроризмом - это принцип "не уподоблюсь!". Иначе все работает только на раскрутку насилия.

Главное - это то, что бесполезно искать "объективные" причины появления терроризма. Это болезнь, присущая каждому. Ее бациллы - всюду, и лишь "заболевает" им человек в определенных условиях. И эти условия широко распространены и не стоит об этом тут распространяться. Просто - если затеете что-то большое - БУДЬТЕ ГОТОВЫ! На вас набросится маленькое, но активное и агрессивное меньшинство. Которое будет упиваться самим фактом войны, накрутят себе все что угодно, все истолкуют в свою пользу, война - их пища (а "ваше" большинство будет молчать). И ни в коем случае не пытайтесь им что-то объяснить или вести переговоры или мстить или не замечать. Все сыграет, в конечном счете, против вас. Даже их проигрыши будут их выигрышами в глазах жалеющей публики. Они заболели, заболели душевно, и тут нужны другие средства. Во-первых, ни в коем случае не стоит вступать в прямой контакт, иначе вы можете заразиться этой болезнью, очень похожей на болезнь красных глаз. Нужно постараться успокоиться, отстраниться от ситуации, от террора, и посмотреть на все крайне трезво, со стороны, как врач. Во-вторых, нужно попытаться успокоить больного, даже рассмешить его - до того, как он совершил необратимые поступки. Тем самым убедить его, что ему почудилось, будто они увидели в вас Зверя. И, если удалось - простить его. Если же он эти необратимые поступки совершил (а это вряд ли) или не успокаивается, то, в третьих, постарайтесь его изолировать. Террорист - это манипулятор общественным мнением. Если будут разорваны его связь с теми, перед которыми он разыгрывает этот свой жесткий цирк, он утухнет, как свеча под колпаком, без притока кислорода. Уже сам факт того, что он - просто больной, вызывает жалость и опаску. И если это поймет "публика террориста" - его террор станет фарсом, а сам он - клоуном. Нужно лишь не поддаваться на провокацию, не уподобляться.

Другой урок, который может быть весьма полезным - не стоит рассчитывать, что вам кто-то у нас всерьез поможет, особенно если вы очень сильно постоянно не просите. То, что видите вы - видите только вы, и придти к этому можете только вы. В моем случае, я попался на положении о том, что Академия имеет смысл только тогда, когда она кому-нибудь нужна. Мне же одному она не нужна. Поэтому мне она и стала в тягость. И винить то особо некого в том, что она никому не нужна. В этой стране большая проблема с самостоятельностью и ответственностью. Будут ждать и стоять в стороне. Мы все - как большие дети. Не стоит себя обнадеживать - все придется делать самому. Надежда на других только закрепощает и подводит к разочарованию. Идеи никем не движут, потому что они чужие. Нужно сделать так, чтобы чужие идеи совпадали по вектору с вашими - тогда нужно быстренько спихивать на их носителей все, что можно, себе оставляя только самое необходимое, то, что донесете только вы. Но и не рассчитывать, что это, спихнутое, донесут.

Я переоценил значение тех слов, что почти все мастера друг другу все время говорят - мол все плохо, бардак, надо что-то делать, как-то улучшать ситуацию. Слова остаются словами, на самом деле, по большому счету всех все устраивает. И это ключевой момент, я к нему еще вернусь. Идея двигаться хоть куда-то - типа хуже не будет, разделяется единицами. Ответственность за то, куда мы придем в процессе движения, готовы взять на себя тоже весьма не многие. И ключевым остается вопрос о том "светлом будущем", куда мы типа пойдем, ради чего все. Но ведь до того, как Академия состоялась, до того, как она себя проявит - это ведь только слово. Пустое слово, точнее куча правильных, но все равно пустых слов. А то, что я видел за этим словом - другие не обязаны были так же ясно видеть. И дело не в том, можно ли придти к "прекрасному новому миру", а можно и нет, или не совсем туда. Ведь все в наших руках и никто никому ничего здесь навязать не может. Дело в том, что обязательно нужно, чтобы в том новом "мире", что вы предлагаете, ваши соратники должны ясно увидеть себя, и эта картина должна им понравиться. Будьте художником, писателем, фантазером. Это будет лучше, чем скучный трезвый рационализм. Здесь он работает слабо. По сути, вы должны стать случайными попутчиками и не стоит надеяться, что сразу удастся проникнуться одной идеей. Иногда имеет смысл спросить попутчика, а куда он, собственно, идет? Уверяю - вы удивитесь. Но не обижайтесь, это глупо. Тем более не спорьте. Не пытайтесь заранее для всех точно определить, куда все идут. Пока что каждый идет сам по себе. А там уж... Сначала - пуд соли и изрядно сахара в дороге. А когда вдруг окажитесь одни - не удивляйтесь, как удивился я. Это нормально. Не нормально, что дорогу загадили, вот этого допускать было нельзя.

Итак, я, оставаясь публично один, по уши вымазался в грязи, а поскольку я и проект, к моему глубокому сожалению, у многих почти идентифицировались, грязной стала и идея. Ну и что? Летом вся работа и переписка затихла, да так осенью и не возобновилась. Да и мне все это надоело. Проект замораживается до лучших времен, в наступление которых я не верю. Поясню. Что такое ролевое движение? У некоторых людей в головах засела мысль, что это прообраз лучшего общества. Мы создаем вокруг себя отношения, лучше, чем это может получиться, получается в "большом" обществе. Не смейтесь. Я вот эту идею или подсознательную мысль понимаю. Но разделить мне ее сейчас, как вы понимаете, сложно. Все мыслимые грехи человеческой природы присущи ролевикам ни как не меньше, чем остальным людям. И та вражда, которая процветает на моих глазах в ролевой среде, вопиет к тому, чтобы иллюзии по поводу движения иссякли.

Другая иллюзия - что ролевикам нужно профессиональное сообщество. На самом деле оно им не нужно. Для меня это ныне аксиома и ей делюсь со всеми неофитами. Конечно, по поводу тусовки у меня иллюзий и не было. Но я знал по Саратову, что есть на десятки и сотни играющих несколько человек, которые готовы работать на ролевые игры, которым не чуждо чувство ответственности, которые относятся к этому делу всерьез. Почему не предположить, что и в других городах они есть, эдакая соль ролевой земли? Ведь они нуждаются друг в друге. И нуждаются в том, чтобы двинуть ролевые игры вперед. Без этого - всему, что нас всерьез объединяет - смерть. Но... И пусть. Почему бы нет? Эта мысль мне в голову не приходила.

Для меня очевидно следующее. За десять лет существования движения игры сильно усложнились. Это факт. Но лучше они не стали. Это тоже факт. То есть мастера вынуждены двигаться дальше, придумывать что-то новое, иначе кирдык. Но опираться им по сути не на что, кроме личного опыта. Они бредут в одиночку и маленькими группками по лесу и все дальше углубляются в дебри, все сложнее им вернуться на опушку или встретиться. Чем сложнее становятся игры - тем больше риск, что они будут хуже. Тем сложнее "вкусить от древа". Тем труднее добиться отдачи, сохранить мощь. Мы так и не знаем, что такое ролевая игра. Мы вообще мало что знаем. И, как оказывается, знать не хотим. Мы даже не пытаемся, например, сравнивать между собой разные игры. Оценивать их. Хотя все познается в сравнении. Куда уж дальше. А почему? Потому что это требует работы, труда. А нам ведь хочется кайфа. Не всегда это можно совместить. Более того, чем дальше, тем труднее. И тут то и зарыта смерть ролевого движения. Эта смерть происходит каждый год, когда из него уходят лучшие. И возрождение, с приходом новых поколений, будет происходить лишь до тех пор, пока сохранятся общие идеалы. А их все меньше. Как и общих игр. Гипотеза разбегающейся вселенной здесь хорошо подтверждается. Мы не просто разные. Мы все больше и больше разные. И нет причин становиться ближе.

В данном случае это стало окончательно ясно после того, как на компромиссное предложение ограничиться для начала своим, так сказать, кругом, анализировать только свои проекты, свои игры, а также те, чьи мастера этого пожелают, практически никто из членов ИГ РА не откликнулся. То есть это убийственное молчание красноречивее всего мыслимого по этому поводу. Сколько я не призывал откликнуться - тишина. Похоронная. Очевидно, что работать ради Большого, как задумывалась Академия, хотелось. А ради маленького, чисто и узкопрофессионального - вряд ли. Это изначально было абсолютно очевидно и говорилось не раз в дискуссии о РА. О том, что все попытки "чистого", "незапятнанного" социальностью искусственного объединения мастеров ради обмена опытом не имеют шансов реализоваться, поскольку тот уровень этого обмена, который существует сейчас всех по отдельности на самом деле устраивает. Хотя с точки зрения профессионализма это звучит дико, но, повторюсь, нет в ролевом движении оснований для профессионализации.

Весь этот бред про то, что ролевые игры должны стать профессией, исходит от людей, не представляющих, что такое профессионализм. Ролевые игры никогда не смогут окупить те затраты, которые тратит на них серьезный ролевик. Не окупают труда. Они окупают порывы, надежды, творческие муки. Поначалу. Пока это свободное творчество. Но не банальный пот - потом, когда повторять успешные наработки становятся скучно. Профессионализм предполагает эксперимент, но главное в нем - опора на отработанное. Тотальное экспериментирование чуждо профессионализму, ибо исключает гарантию результата. А какой профессионализм без гарантий? В какой-то момент мысль о том, что "пипл схавает" убивает. И это связано с тем, что ролевики - не та общность, которой можно гордиться (см. первая иллюзия), на благо которой стоит потеть. Попытки как-то эту ситуацию изменить, а РА была именно такой попыткой, обречены на неудачу. Ибо в массе своей и ролевики в целом и мастера в частности не хотят меняться и вовсе не для этого играют и тусуются. И упираться лбом в эту стену - зачем? Но и потеть ради своего личного "ролевого профессионального совершенства" - для упертых нарциссов. Ведь оно ничего не стоит. Кроме подросткового самоутверждения. Дальше то что?

Дальше только мысль, что ролевой игрой можно осчастливить человечество. Я лично - только за, почему нет? Но эти голуборозовые мечты последний повод для объединения в рамках движения. По меньшей мере, не серьезно. В целом - это смешно. Ролевое движение - это смешно. Из озабоченности, сектантства и капризного инфантилизма невозможно лепить что-то трезвомыслящее. Движение - это молодежное хобби-сообщество, тусовка, существующая только для одного - обслуживания своего специфического увлечения, для получения личного удовольствия. Нагружать его чем-то большим - провальная затея. Она вызывает из этой мутной среды только агрессию и комплекс неполноценности. Не нужно ее трогать. Пусть живет, как живет. Ложитесь на спинку и плывите вместе по течению. Это доставит вам и всем остальным массу удовольствия. Не требуйте от нее того, что она дать не может. Единственно правильный взгляд на нее - как на публику. Единственно правильное поведение - шоу. Все, что вы можете получить от нее - внимание, свист и аплодисменты. Не больше, но и не меньше. Не загоняйтесь! Здесь многое можно изменить - но только не это. Можно изменить освещение, музыку, атмосферу, пьесу. Но нельзя превратить отдыхающую толпу в собрание служащих. Хотите работать - делайте это за кулисами, за пределами движения. Это все.

 ответить

 Автор   Тема   Дата 
  Игорь Семенов
 
Текст
  Снова выкидыш. Или аборт?
 29.10.01 10:27 
  Кожаринов Михаил Юрьевич  
 
Текст
  Ответ на крик души.  
 27.10.01 22:22 
  Кожаринов Михаил Юрьевич  
 
Комментарий
  Re  
 17.10.01 21:23 
  Алексей Кулаков  
 
Комментарий
  Re  
 18.10.01 15:35 
  Игорь Семенов  
 
Комментарий
  Re  
 18.10.01 22:22 
  Андрей Ленский  
 
Комментарий
  Re  
 19.10.01 08:17 
  Игорь Семенов  
 
Комментарий
  Re  
 20.10.01 07:36 
  Андрей Ленский  
 
Комментарий
  Re  
 22.10.01 10:53 
  Сергей Яковлев  
 
Комментарий
  Re  
 20.10.01 07:08 
  Алексей Кулаков  
 
Комментарий
  Re  
 19.10.01 07:39 
  Кожаринов Михаил Юрьевич  
 
Комментарий
  Re  
 27.10.01 22:23 
  ninal  
 
Текст
  Противоречие  
 29.10.01 10:30 
  ninal  
 
Комментарий
  Re  
 29.10.01 10:30 

Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог