10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [16.04.24]
текст   Апрельские тезисы / Форум комментариев дать свой комментарий Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати

 [все темы]   [лента] 

 Тема: Апрельские тезисы
Автор: Philigon the Kender
Дата: 25.04.01 05:14
Исходный материал: текст Апрельские тезисы
Статья, посвященная анализу текущей ситуации и ролевом движении и поиску выходов из нее.

АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ
Philigon the Kender
 
      Наблюдая за открывающимся в окрестных лесах игровым сезоном, хочется уподобиться многим корифеям, витийствующим на конах и сайтах, и порассуждать о судьбах отечественного ролевого движения.
      Нас с разных сторон пугают тем, что ролевое движение загибается и накрывается, и если, мол, прямо сейчас, немедленно не сделать чего-нибудь экстраординарного вроде создания Ролевой партии России, нас всех ждет бесславная кончина. Для меня совершенно очевидно, что если откуда и исходит угроза самому существованию ролевого движения, то исключительно от тех самых его представителей, которые пугают скорой гибелью.
      Реальные же проблемы, стоящие перед нами, как мне представляется, следующие:

      1. Разобщенность. Размах движения за десять лет привел к тому, что обмен информацией и опытом между различными ролевыми сообществами сильно затруднен. При формальной принадлежности к одной и той же ролевой общественности многие клубы и отдельные деятели даже не знают о существовании друг друга, а если и знают, то совершенно не интересуются деятельностью других. Многие клубы и тусовки варятся в собственном соку, изредка выбираясь на крупные игры и коны, где все равно остаются невосприимчивыми к чужим интересам и чужому опыту. Из принципа "людей посмотреть и себя показать" выполняется только вторая часть. В результате мы имеем многократное наступление самых разных мастеров и команд на одни и те же грабли, несогласованность, непонимание друг друга, отсутствие совершенствования, деградацию отдельных сообществ, замкнувшихся в своей среде.
      2. Инертная тусовочность. Как и многие другие сообщества подобного типа, ролевое движение изначально создавалось творческими, увлеченными людьми, желающими сказать и сделать что-то свое, реализовать собственные замыслы и идеи. Но со временем (опять же, как и прочие движения) ролевая общественность обросла балластом тусовщиков, все творчество которых заключается в махании текстолитом и распитии водки у костра. Эти люди в принципе не способны понять удовольствие от реализации собственных творческих проектов. Двигать и колыхать эту безнадежную массу совершенно нереально, зато помех и препятствий для активной части сообщества от тусовщиков - великое множество. Приезжая на игры, они демонстрируют убогое потребительское отношение, желая, чтобы мастера "сделали им красиво". Сами же тусовщики пальцем о палец не ударят для того, чтобы игра стала лучше и интересней. В самом деле, они же заплатили взнос! И они хотят, чтобы за этот взнос их развлекали и ублажали. А многие даже этого не хотят, они приезжают на игры не поиграть, а отдохнуть и пообщаться.
      3. Непрофессионализм. Под профессионализмом в данном случае понимается отнюдь не оплачиваемая деятельность, а те особенности, которые присущи любому серьезному занятию: высокое качество, ответственность, самоотдача, добросовестность, готовность к рутинной работе, стремление к совершенствованию... Профессионал прежде всего опирается на объективный опыт мастеров в своей области, владеет теорией и техникой, и уже на базе этих знаний и умений создает нечто свое, имеющее самостоятельную ценность. В ролевой общественности нечто подобное наблюдается крайне редко. Наши замечательные творческие личности с удовольствием занимаются тем, что им интересно, утопают в своих идеях и концепциях, но пасуют перед напряженной, серьезной работой, необходимой для наилучшего воплощения этих идей. Организационно-информационная сторона всякого мероприятия неминуемо провисает, что немедленно отрицательно сказывается на идеях и концепциях. Очень трудно вживаться в роль и адекватно воспринимать игровую действительность, если кругом происходит бардак "по жизни".
      4. Недостаток ресурсов, прежде всего временных и материальных. Ролевые игры и сопутствующая деятельность является для большинства из нас второстепенной при приоритетной учебе, работе или семье. Нередко у человека просто не хватает времени и сил для того, чтобы добиться от игры максимального качества. Кроме того, многие имеют и другие увлечения, помимо ролевой деятельности.
      Деньги - это вообще отдельная тема. Денег нам все время не хватает. Однако самое интересное вовсе не в этом, а в том, что при увеличении финансирования денег все равно не будет хватать. Не стоит думать, что при наличии массы богатых спонсоров все наши проблемы будут решены. Опыт других организаций и сообществ показывает, что аппетит приходит во время еды и немедленно обгоняет все мыслимые финансовые возможности.
      5. Амбициозность, претенциозность, честолюбие и прочие подобные качества отдельных представителей ролевого движения. Бывает, что эти качества проявляются в творческой сфере, когда исполнение высоких идей одного мастера мешает исполнению идей другого, и ни один из них не желает поступиться своими интересами. Но гораздо хуже, когда в нашей среде возникают люди, желающие власти, почета, положения, уважения или популярности, но не получающие желаемого естественным образом. Карьеризм очень плохо вписывается в ролевую деятельность и очень плохо на ней сказывается.
      6. В целом негативное отношение общества к толкинизму и ролевым играм. Все непонятное настораживает общество и заставляет относиться предвзято. Нас судят в основном по худшим представителям: вырубание зеленых деревьев на полигонах или наркомания обращают на себя внимание в существенно большей степени, чем положительные проявления нашей деятельности, практически не заметные извне.

      Все вышеперечисленные проблемы характерны практически для любой неформальной организации - взять хотя бы КСП или туристов. Поэтому целесообразно было бы при решении этих проблем учитывать опыт тех, кто их уже пытался решать. Безусловно, разбираться с проблемами нужно не просто так, а имея в виду, что мы хотим получить в итоге, кроме, собственно, отсутствия этих проблем. Я рискну описать, каким являлось бы идеальное ролевое движение в моем представлении и к чему, как мне кажется, следует стремиться.

      1. Приоритетные направления деятельности:
      1.1. Проведение ролевых игр (полевых, кабинетных, настольных) в качестве творческой деятельности, а также для отдыха. Прошу обратить особое внимание, что именно свободную творческую деятельность я ставлю на первое место и твердо убежден, что все остальные проявления идеального ролевого сообщества должны быть ей подчинены.
      1.2. Околоигровая творческая деятельность: литературное и музыкальное творчество, театральные постановки. Ни в коем случае не стоит понимать это так, что литературные произведения или спектакли должны быть непременно связаны с играми сюжетно или идейно. Достаточно того, чтобы они были связаны с ними общей творческой средой.
      1.3. Теоретические разработки и исследования на основании ролевой деятельности. Необходима теоретическая база, позволяющая нам лучше понимать друг друга и сохранять важные выводы, чтобы на каждой новой игре мастерам не приходилось изобретать бесчисленные велосипеды. Эта база должна помочь нам совершенствовать игры и околоигровую деятельность, не наступая на грабли предыдущих поколений.
      1.4. Проведение конов, семинаров, симпозиумов, фестивалей и прочих мероприятий, выражающих квинтэссенцию текущего состояния ролевого движения и определяющих его дальнейшее развитие.
      2. Второстепенные направления деятельности:
      2.1. Разработка игровых программ, находящих применение в образовании и воспитании; продвижение и реализация этих программ в образовательных и культурных учреждениях.
      2.2. Исторические исследования и реконструкция; проведение историко-культурных мероприятий, востребованных обществом.
      2.3. Участие во "внешних" культурных программах - фестивалях студенческого творчества, слетах самодеятельных театров и так далее.
      2.4. Участие в общественных мероприятиях, соответствующих основным общечеловеческим ценностям: например, озеленение города, сбор средств на закупку лекарств для районной больницы и так далее.
      2.5. Сотрудничество с родственными сообществами: КСП, туристами, литературными объединениями, сообществами психологических ролевых игр и так далее.

      Боюсь показаться занудным, но снова прошу обратить внимание на то, что никоим образом нельзя ставить во главу угла создание чего-то, что будет востребовано окружающим обществом или, что еще хуже, зарабатывание денег. И то, и другое может иметь смысл только в качестве побочных эффектов творчества.

      Следующий вопрос состоит в том, как добиться воплощения вышеописанной утопии и попутно решить указанные проблемы. Вероятно, разрешением этого вопроса нужно заниматься всем миром, с учетом разных позиций и точек зрения. Позволю себе выдвинуть всего несколько предложений, реализация которых, по моему мнению, поможет хоть немного приблизиться к идеалу.

      1. Необходимо создать информационную службу, объединяющую и систематизирующую информацию обо всех событиях в ролевой общественности. Ни один из существующих в Интернете ролевых сайтов с этой задачей не справляется. На каждом отдельном сайте отражена лишь малая часть происходящих событий, причем объективная информация густо перемешана с откровенным мусором. Проблема, наверное, в том, что никто не ставит задачу создания чистой информационной службы; в лучшем случае информационная часть рассматривается как приложение к статьям и художественным произведениям по итогам игр. В результате Интернет полон впечатлений какого-нибудь Фигнафингола об игре "Малый Шир - 97", но невозможно найти информацию о том, какого числа и в каком месте проходила эта игра.
      Нужна работающая структура по сбору и систематизации информации. Нужно, чтобы участники игр были заинтересованы в предоставлении информации этой структуре. Нужно, чтобы сама структура имела широкие возможности получения информации. Например, она может связываться с отдельными мастерами игр или организаторами других мероприятий и узнавать об их текущей деятельности и ближайших планах. Информационная служба сама также должна быть заинтересована в накоплении достоверной информации. Она должна заведомо исключить из рассмотрения всевозможные мнения, впечатления, отчеты об играх и менестрельские постебушки. Следует собирать исключительно чистую информацию о прошедших и происходящих событиях и обеспечивать другим доступ к этой информации.
      По всем формальным признакам описываемая структура получается информационным агентством. И вопрос немедленно упирается в финансирование и создание условий для работы агентства, включая оснащение необходимыми техническими средствами. И прежде чем сетовать на то, что у нас никогда не будет на это денег, нужно привлечь специалистов и аккуратно рассчитать: что конкретно требуется сделать для создания такого агентства и сколько денег на это понадобится. Подозреваю, что после выяснения конкретного объема работ и суммы капиталовложений искать эти самые капиталовложения станет гораздо легче.
      2. Кроме информации о событиях, необходимо накапливать опыт проведения игр и других ролевых и околоролевых мероприятий. Я уже отмечал, что масса проблем возникает из-за многократного повторения чужих ошибок. Кроме того, многие интересные идеи и замыслы мастеров после игры оказываются похороненными, так как никто не занимается передачей опыта другим мастерам. В результате многие мастерские команды вынуждены своим умом доходить до того, до чего другие доходили уже давно и многократно.
      Идеи и замыслы также требуют обсуждения. Взгляд со стороны поможет обнаружить недостатки, не замеченные автором, а также внести дельные коррективы.
      Поэтому следовало бы создать еще одну службу, которая собирала бы идеи, концепции, методики, технологии и прочие игровые разработки. При этой службе нужно предусмотреть возможность обсуждения и совершенствования разработок. Вероятнее всего, это должна быть даже не одна служба, а некоторая совокупность отдельных структур: одна структура отвечает за концепции игровых миров, другая - за математические основы игрового моделирования, третья - за технику игрового боя, и так далее.
      Опять же, предвижу много шума на темы финансирования и технического обеспечения. Не надо шуметь, надо прежде всего сесть и аккуратно подсчитать, какие именно ресурсы и в каком количестве потребуются. После этого можно будет о чем-то предметно говорить.
      3. На создании информационных служб замыслы по совершенствованию ролевого движения не останавливаются. Многие феномены, возникшие в ролевой и околоролевой среде, требуют полноценных научных исследований. Теория вымышленных миров (как раздел искусствоведения), игромеханическое моделирование (как раздел математики), работа над образом персонажа (как раздел, наверно, театрального искусства) и многие другие специфические предметы до сих пор остаются неизученными. Конечно, хотелось бы увидеть в перспективе большой-предольшой Центр ролевых исследований... но гораздо осуществимее выглядит идея продвижения научных разработок на ролевые темы в уже существующих учебных и научно-исследовательских заведениях. Задача состоит всего лишь в координации разработок разных людей по одной и той же теме, а этой цели может помочь опять же информационная служба.
      4. Множество проблем нашего сообщества кроется во взаимоотношениях с окружающим миром - в частности, с властями, милицией и прочими подобными органами. Между тем, отдельные мастера и организаторы околоролевых мероприятий нередко находят общий язык с официальными органами и даже добиваются от них помощи в организации этих мероприятий. Необходимо собирать информацию и об этих взаимодействиях, чтобы, опять же, не открывать заново бесчисленных Америк. Необходимо, чтобы всякий организатор ролевого мероприятия, пожелавший вступить в связь с властями, имел возможность ознакомиться с опытом своих предшественников в этой области.

      Таким образом, можно видеть, что практически все предложения сводятся к созданию информационных органов. Действительно, я считаю, что это важнее и полезнее любых профсоюзов, академий и тем более партий. Следует только жестко разграничивать юрисдикцию каждой отдельной информационной службы. Повторюсь, что нынешние ролевые сайты, стремясь объять необъятное и отразить все сразу, в результате не предоставляют сколь-либо полной информации ни по одной конкретной теме.
      Вообще, на разграничение обязанностей и полномочий следует обратить внимание не только при создании информационных служб, но и во всей остальной деятельности ролевого движения. Хорошо, когда каждый занимается своим делом: концепцию игры пишет тот, у кого хорошая фантазия и литературный талант, строяком на полигоне занимается тот, кто умеет хорошо махать топором, а решение "пожизненных" проблем на игре осуществляют квалифицированные психологи. Но многие нередко хватаются за все сразу, и в реультате по-настоящему хорошо у них не получается ничего. При подготовке игр или конов организаторы, бывает, устраивают бардак из-за недостаточного разграничения сфер компетенции между ними, а также из-за того, что хватаются за чужую работу, заваливая при этом свою.

      В умах отдельных представителей ролевой общественности бродят идеи о создании каких-то руководящих и направляющих органов вроде той же Ролевой партии, Ролевой академии, Ролевого профсоюза, Ролевого консорциума или Ролевой думы. Вот уж чего нам не надо - так это руководства. Информационные службы нам нужны. Центр ролевых исследований - скорее всего, нужен. Единые службы по связям с общественностью и официальными органами - нужны. Но единой организации ролевиков с единым руководством ни в коем случае нельзя допустить. Попытки ее создания приведут прежде всего к конфликтам и расколу ролевого движения на тех, кто хочет эту организацию, и на тех, кто ее не хочет. Честное слово, внутренних конфликтов нам и так хватает, а организация вряд ли способна эффективно решить хотя бы одну из поставленных выше проблем. Организация неминуемо подразумевает какие-либо требования, предъявляемые к своим членам, и способы контроля над соблюдением этих требований, а этого нам вполне хватает в институте и на работе. От хобби, каковым являются ролевые игры, человек обычно ждет как раз отдыха от необходимости удовлетворять каким-то требованиям. Если же ролевая общественность превратится в очередной комсомол... впрочем, в этом случае, вероятнее всего, у нас действительно возникнет всего лишь очередной комсомол, а подлинная ролевая общественность по-прежнему останется за его бортом. И это не только не решит наших проблем, но и добавит новых. Организация открывает широкий простор для деятельности карьеристов и честолюбцев, которые не вполне уютно чувствуют себя в нынешних условиях. Организация провоцирует следовать каким-то внешним нормам в ущерб собственным творческим идеям, наличие которых я считаю одним из главных положительных качеств ролевого движения. Организация взращивает потребительство, заставляя человека надеяться, что мудрые руководители решат все за него... Создавая организацию, мы рискуем лишиться не чего-нибудь, а самой основы, сути ролевого движения - творческой свободы. А если нет этой основы - зачем тогда организация?
 

 ответить

 Автор   Тема   Дата 
  Philigon the Kender
 
Текст
  Апрельские тезисы
 25.04.01 05:14 
  Ник Гришин  
 
Текст
  Что делать?  
 17.05.01 03:30 
  Ник Гришин  
 
Комментарий
  [116937]  
 25.04.01 05:33 
  delgiado phillip  
 
Комментарий
  [116958]  
 25.04.01 07:43 
  Philigon the Kender  
 
Комментарий
  [117036]  
 25.04.01 16:26 
  Алексей Яцына  
 
Комментарий
  [117046]  
 26.04.01 05:37 
  Юлия Шлезингер (Мелли)  
 
Комментарий
  [117050]  
 26.04.01 06:02 
  delgiado phillip  
 
Комментарий
  [117056]  
 26.04.01 06:53 
  Ник Гришин  
 
Комментарий
  [117059]  
 26.04.01 06:56 
  delgiado phillip  
 
Комментарий
  [117060]  
 26.04.01 07:00 
  Philigon the Kender  
 
Комментарий
  [117067]  
 26.04.01 07:48 
 аноним  
 
Комментарий
  [117096]  
 26.04.01 10:59 
  Ник Гришин  
 
Комментарий
  [117104]  
 26.04.01 11:32 
  Вячеслав Рожков  
 
Комментарий
  [117110]  
 26.04.01 11:45 
  Алексей Яцына  
 
Комментарий
  [117134]  
 26.04.01 14:20 
  Вячеслав Рожков  
 
Комментарий
  [117137]  
 26.04.01 15:40 
  Philigon the Kender  
 
Комментарий
  [117139]  
 26.04.01 18:33 
  Ник Гришин  
 
Комментарий
  [117162]  
 27.04.01 04:46 
  Алексей Яцына  
 
Комментарий
  [117166]  
 27.04.01 05:08 
  delgiado phillip  
 
Комментарий
  [117189]  
 27.04.01 08:14 
  Вячеслав Рожков  
 
Комментарий
  [117193]  
 27.04.01 08:46 
  Philigon the Kender  
 
Комментарий
  [117195]  
 27.04.01 08:56 
  Ольга Гришина  
 
Комментарий
  [117205]  
 27.04.01 10:18 
  Алексей Яцына  
 
Комментарий
  [117238]  
 27.04.01 14:37 
  Мария Фрид  
 
Комментарий
  [117243]  
 27.04.01 17:26 
  Вячеслав Рожков  
 
Комментарий
  [117275]  
 28.04.01 07:25 
  Вячеслав Рожков  
 
Комментарий
  [117276]  
 28.04.01 07:25 
  Philigon the Kender  
 
Комментарий
  [117277]  
 28.04.01 07:27 
  Вячеслав Рожков  
 
Комментарий
  [117278]  
 28.04.01 07:30 
  Philigon the Kender  
 
Комментарий
  [117279]  
 28.04.01 07:33 
  Ник Гришин  
 
Комментарий
  [117280]  
 28.04.01 07:38 
  Вячеслав Рожков  
 
Комментарий
  [117320]  
 28.04.01 10:51 
  Хельга Эн-Кенти  
 
Комментарий
  [117880]  
 05.05.01 14:41 
  Вячеслав Рожков  
 
Комментарий
  [117999]  
 07.05.01 05:11 
  Вячеслав Рожков  
 
Комментарий
  [118009]  
 07.05.01 06:24 
  Вячеслав Рожков  
 
Комментарий
  [118010]  
 07.05.01 06:28 
  delgiado phillip  
 
Комментарий
  [118012]  
 07.05.01 06:48 
  Philigon the Kender  
 
Комментарий
  [118116]  
 07.05.01 18:30 
  Вячеслав Рожков  
 
Комментарий
  [118187]  
 08.05.01 08:15 
  Вячеслав Рожков  
 
Комментарий
  [118188]  
 08.05.01 08:18 
  Хельга Эн-Кенти  
 
Комментарий
  [118248]  
 08.05.01 13:05 
  Philigon the Kender  
 
Комментарий
  [118284]  
 09.05.01 06:43 
  delgiado phillip  
 
Комментарий
  [118327]  
 10.05.01 06:29 
  Хельга Эн-Кенти  
 
Комментарий
  [118420]  
 10.05.01 18:43 
  Вячеслав Рожков  
 
Комментарий
  [118442]  
 11.05.01 05:15 
  Ник Гришин  
 
Комментарий
  [118694]  
 14.05.01 08:09 
  Хельга Эн-Кенти  
 
Комментарий
  [118703]  
 14.05.01 09:39 
  Philigon the Kender  
 
Комментарий
  [118756]  
 14.05.01 19:09 
  Хельга Эн-Кенти  
 
Комментарий
  [118839]  
 15.05.01 12:31 
  Ник Гришин  
 
Комментарий
  [118913]  
 16.05.01 05:49 
  Алексей Яцына  
 
Комментарий
  [118914]  
 16.05.01 05:54 
  Хельга Эн-Кенти  
 
Комментарий
  Re  
 17.05.01 03:39 

Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог