10 лет online
Сайт свободных игровых коммуникаций
поддерживается МГ Александр VI
[карта сайта] [login] [настройки] [ пользователь : инкогнито ] [19.04.24]
Имя:
Пароль:
 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Написать редакторам
/ География РИ / Полигоны / Для ролевика / Для мастера игры / Статьи и тексты / РОССИЯ / Материалы Александра-6 и Заброшенного Замка / Теория и практика / ДК Гайдара / Казань, Татарстан / Зиланткон 2002 / Взгляд сверху или немного теории / Теория вымышленной реальности
текст   Теория вымышленной реальности Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность подписки вид для печати
Продолжение темы алгебраического подхода к ролевым играм.
11.11.2002, Вячеслав Рожков
Рекомендации: +:0     :0

Теория вымышленной реальности

По материалам одноименного семинара на Зилантконе 2002.

Полтора года назад, на Мастер-Зиланте был предложен алгебраический подход к анализу правил игры, в котором рассматривались вопросы полноты и замкнутости правил. Статья по этому поводу лежит на известном сайте.

В этом году аналогичный подход мы попытались применить к художественным произведениям и анализу их играбельности - пригодности для ролевых игр.

Художественная книга обычно описывает события в некотором мире. Например, это может быть наша реальность.

Пара слов о понятии реальности. Спор о том, что это такое, можно вести бесконечно. Филигон определил это понятие как то, что человек считает реальностью для себя. Т.е. понятие реальности может быть для каждого свое. Тем не менее интуитивно понятно, какую книгу можно считать реалистической, а какую - нет. Для меня, например, книга про ведьм не является реалистической. Но она будет таковой для тех, кто в ведьм верит. Мы не будем углубляться далее в эту тему и предположим, что у читателя есть свое понимание реальности, с которым он может сверяться интуитивно.

Базис

Итак, художественное произведение описывает события в некотором мире. В нем действуют определенные закономерности. Например, законы физики, биологические или социальные законы. Совокупность этих закономерностей мы назовем базисом для описываемого мира.

Как выписывается базис. Очевидно, что автор книг не занимается написанием предварительно огромного талмуда, который описывает взаимосвязи и закономерности описываемого мира. Огромное количество закономерностей подразумевается по умолчанию взятым из нашего общего понимания реальности.

Отсюда, кстати, следующий вывод. Чем ближе реальности читателя и автора, тем лучше их взаимопонимание. В самом деле, если понимания реальностей различны, то читателю события в мире и поведение персонажей кажутся неубедительными, а книга нелепой.

Базис художественного произведения опирается на наше понимание реальности, но не обязан совпадать с ним. Пример - труды профессора Толкиена. Эльфы, орки и прочая нечисть не существуют в нашем мире, но они настолько убедительно прописаны, что читатель начинает в них верить. Отличия в базисе должны быть, однако, хорошо описаны и обоснованы. Это задача для автора - приближение понимания реальности читателя к своему. Иными словами, автор и читатель оказываются в единой, вымышленной, реальности с общим или похожим базисом.

Замыкание

Теперь сложное, но ключевое понятие - замыкание. Понятие чисто теоретическое. Возьмем все возможные применения наших закономерностей от начала времен до его конца. Мы получим все возможные состояния нашего мира. Т.е. это все альтернативы, которые могут случиться в нашем мире, множество миров. Популярный термин - альтернативная реальность. Замыканием назовем совокупность всех возможных альтернативных реальностей.

Базисы автора и читателя не обязаны быть одинаковыми. Однако книга будет убедительной для читателя, если описываемое в ней происходит в пространстве, являющемся пересечением двух замыканий. Так, к примеру, базис материалиста опирается на учебник физики, а христианина - на библию и конфликт Добра и Зла. Тем не менее это не мешает им сосуществовать в современной реальности так как для обоих бутерброд падает маслом вниз. А вот оценка перспектив нашего мира у обоих кардинально различается. Материалист раздумывает о тепловой смерти вселенной, а христианин готовится к Армагеддону и оба считают, что оппонент - идиот. Причина в нашей терминологии следующая : замыкания обоих базисов имеют некоторую общую область состояний, в которой наши герои сосуществуют. А также замыкания имеют принципиально несовместимые области состояний, следующие из свойств базисов.

Итак, автор опирается на ряд закономерностей (базис) и получает множество всех возможных состояний своего мира. Теперь он способен построить цепочку состояний мира, которая кажется ему интересной. В пространстве состояний он выделяет некоторую кривую - сюжет своей книги.

Книга является конкретизацией - одной из мириадов возможных цепочек событий в построенном мире. Если мир достаточно проработан, то на нем можно построить множество цепочек. В мире Толкиена помимо его произведений есть Черная книга Арды и товарищ Перумов.

Напомню отличие игры от книги. Если книга - это жестко заданная цепочка состояний мира, то в игре мы обычно задаем всего лишь точку начального состояния. Цепочка состояний строится в процессе игры. По имеющимся наработкам мы можем провести множество игр с общей начальной точкой. А цепочки, порожденные ими, будут различны.

Замкнутость и полнота

Как уже сказано выше, писатель не задумывается о базисе для своих миров. Он просто пишет книгу. Базис реконструируют уже въедливые читатели. Например, толкиенисты-фундаменталисты со знанием дела сверяют поведение героев ролевых игр с первоисточником.

Назовем базис замкнутым, если применяя выявленные закономерности, мы не сможем покинуть описанный вымышленный мир. Гораздо проще проиллюстрировать замкнутость на примере правил ролевой игры, чем на книге. Если в результате применения правил мы оказываемся в ситуации, которая требует вмешательства и решения мастера игры, то правила не замкнуты, они выкидывают нас из пространства игры. Иными словами, если в результате применения закономерностей мира мы оказываемся в состоянии, которое к данному миру не принадлежит - мир не замкнут. Примеров достаточно в плохой фантастике. Еще пример незамкнутого мира - греческий бог из машины, спасающий героя в трудную минуту. Автор не нашел средств внутри своего описанного мира, чтобы вытащить сюжет, и вынужден плодить лишние сущности.

А вот мир принцев Амбера замкнут, поскольку в законах мироздания лежит принцип, что отражение может быть каким угодно и в замыкании мы найдем практически любой мир.

Полнота - более сложное понятие. Опираясь на книгу, мы восстанавливаем базис. На основе базиса строим замыкание. Если полученный мир замкнут - система полна.

Хорошая книга не обязательно образует полный базис. Пример - "Сирано де Бержерак". Из книги мы не можем восстановить причин войны, понять как она велась. Для этого потребуются другие источники. Но отсутствие полноты не мешает этой книге быть классикой мировой литературы. Кстати, дополнить эту книгу до полнобазисной можно добавив хорошее исследование того времени.

В то же время произведения Толкиена образуют полную систему. Не привлекая дополнительных источников, мы строим замыкание и начинаем плодить новые конкретизации, альтернативные точки зрения на происходящие события.

Вывод

Книга будет играбельной, если она образует полный базис. Обычно ролевики называют это хорошей проработанностью мира.

Дополнительные выводы из семинара

Насыщенность событиями и персонажами

Здесь уместно поговорить о насыщенности мира событиями. Возьмем еще одну классическую книгу - Колобок. Все ее читали. Базис этой книги невелик, замыкание практически конечно. В альтернативном варианте Колобок мог встретить лису первой и уже не увидеться с зайцем, медведем и волком. Но более сложных альтернатив типа поедания Колобком лисы не предусмотрено. Мир Толкиена насыщен возможными альтернативами и предоставляет простор для фантазии. "Колобок" же является учебной задачкой для детей по построению замыкания мира.

Дисбаланс событий и закономерностей

Чисто эмпирическое заключение. Плохо, если в книге есть дисбаланс закономерностей и событий. Т.е. введение закономерности специально для обоснования события (бог из машины) есть плохо. Обратное может быть неверно. Например, интересно читать мысленные эксперименты : как был бы устроен мир, если бы ...

Заключение

Итак, мы ввели понятия базиса, замыкания и полноты. Понятия интуитивные, нестрогие. Единственное применение - оценка пригодности книги для игр. Но все-таки это зачатки теории вымышленной реальности. Есть предложение - продолжить изыскания через год и формализовать понятия дисбаланса и насыщенности событиями.


Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (3)

  дать свой комментарий
порядок:

Последние темы: Теория вымышленной реальности | И всё же конфликт необходим... | Все темы

комментарий   Теория вымышленной реальности дать свой комментарий
  аноним, 15.11.02 21:05, в ответ на: rojkov, текст Теория вымышленной реальности
  Здравстуйте дядя Слява. На семенаре мы предложили понятие полноты для вымышленных миров и, по моему мнению, до сих пор не поняли что с ним делать. Сейчас, по прочтении вашей статьи, у меня появилась очередная верия. Для начала, предлагаю определиться с тем, что полнота - субъективное понятие. И в зависимости от восприятия тот или иной мир можно считать более или менее полным. Далее предлагается считать, что в том или ином замыкании какого либо мира сущетвует некоторое количетво естетвенных конкретизаций - своего рода достоверных сюжетов. Решением проблеммы замкнутоти, с моей точки зрения, является утверждение: Мир считается полным, если по любому достоверному сюжету можно построить такой базис, что он: во первых будет замкнут и "достоверен"; во вторых будет являтся подмножеством исходного. Предполагается, что по "достоверному" сюжету можно построить некоторое количенство разумных объянений происходящего с героями. Итак, если ни одно из объяснений не имеет под собой прототипа в закономерностях мира, то мир будем считать не полным. ...

комментарий   И всё же конфликт необходим... дать свой комментарий
  аноним, 17.11.02 11:11, в ответ на: rojkov, текст Теория вымышленной реальности
  для создания художественно-полноценного мира.

комментарий   Теория вымышленной реальности дать свой комментарий
  olonare, 29.11.02 17:47, в ответ на: rojkov, текст Теория вымышленной реальности
  ну, извините, тогда ни одна книга не играбельна потому что не образует полный базис

TopList
Кольцо сайтов по полевым играм.
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог